Найти тему
Дети. Книги. Любовь

Каких программ не должно быть в детском телефоне

Фото автора
Фото автора

Я уже писала, что в началке у моих старших дочерей были смартфоны. Конечно, не в первом классе. Но на восьмилетие каждой мы подарили по смартфону. Выбор пал на самые простые модели, с небольшой памятью и неплохой камерой. Потому что дети на самом деле очень любят фотографировать и снимать видео. Первые пару месяцев девочки в основном занимались тем, что записывали селфи-видео и накладывали сверху фильтры — маски кошечки, зайчика, собачки. Через это, как мне кажется. проходят все девочки. И чем раньше они наиграются в фильтры, тем лучше.

Однако когда ребенок обзаводится смартфоном, у родителей появляется дополнительная головная боль. Потому что смартфон — это не только фильтры. Это еще масса приложений, половина из которых предустановлены. Так мы сразу удалили тикток, лайки и ютуб. Во всех этих сервисах очень много всякой ерунды, которую детям лучше в началке не видеть. Да и вообще лучше никогда не видеть. Особенно, это касается детского ютуба — YoutubeKids. Он просто ужасный. Там мусора и каких-то странных и шокирующих видео в разы больше, чем во взрослом. Просто они мимикрируют под якобы сказки и истории про мультяшных героев.

Еще я против любых социальных сетей в детском телефоне. У моих детей до сих пор нет ни двух ужасно популярных запрещенных ныне соцсетей, ни российского VK. Про последний я им очень доходчиво объяснила, что его внимательно читают те, кто надо, и однажды глупая переписка там может превратиться в большие проблемы.

Первой соцсетью, которую девочки установили на смартфорны, стала iNaturalist (я о ней писала тут). Это соцсеть, куда пользователи добавляют фото и видео разных животных и растений, которые им встречаются. Если ребенок увлекается биологией, то это то, что ему нужно. Моя старшая дочка — до сих пор активный пользователь iNaturalist (с 4 класса). А вот средняя, думаю, уже о ней и позабыла. Ее животные, растения и все прочее околобиологическое не очень-то интересует.

Так выгляит соцсеть iNaturalist. Источник фото: iNaturalist.com
Так выгляит соцсеть iNaturalist. Источник фото: iNaturalist.com

Зато у нее долгое время на смартфоне было приложение LegoLife, потому что она — настоящий фанат этого конструктора. Кстати, именно благодаря Леголайф у нее очень высокий уровень английского. Она сидела в англоязычном сегменте сети, ведь там, по ее словам, контент был значительно интереснее, чем в русскоязычной. В общем теперь иногда из нее такие английские слова выскакивают, которые я или уже не помню, или и не знала никогда. Единственное — сейчас эта соцсеть недоступна для российских пользователей. После февраля 2022 они удалили все российские аккаунты. Мой ребенок рыдал, потому что у нее там была целая коллекция фотографий с ее поделками из лего. В общем, при всех “но” странное решение — в этой соцсети сидели в основном дети и обсуждали только лего.

Что касается WhatsApp и Telegram, то это, увы, необходимое зло. Я сама с детьми общаюсь через эти мессенджеры, поэтому без них никак. И если вотсап относительно безопасен, то с телеграмом надо держать ухо востро. Там много всякого мусора. Периодически я просматриваю у детей набор телеграмканалов. Правда, старшая уже не дает, а со средней пока работает.

Но в защиту телеграма — там есть интересные познавательные каналы, вполне рассчитанные на школьников. Из моих любимых — канал Московского зоопарка, Буква Ё (интересные факты про русский язык), Зверский квакаунт (канал для поклонников вселенной “Зверского детектива”). Там же каналы школы, музыкальной школы, классные чаты. У средней еще и канал кружка 179-й школы (о нем я тоже писала). Так что без телеграма сейчас никуда. Но следить за тем, что там дети почитывают приходится.

Главная страница игры "Геншин-импакт". Скриншот автора
Главная страница игры "Геншин-импакт". Скриншот автора

Ну и последнее — конечно, игры. Дай детям волю и у них в смартфонах будут сплошные игры. И именно для этого нужны программы родительского контроля. Их много всяких разных. И почти все из них дети умеют обходить. Правда, это понимание к школьникам приходит года через два после подключения контроля. Но даже этого времени хватает, чтобы дети не утонули в играх и научились себя более или менее контролировать. Кстати, у моих девочек установлена только одна игра. Зато какая! “Геншин импакт”. Я не могу им ее запретить, потому что сейчас практически все девочки-подростки увлекаются этой игрой. И для них это бесконечные темы для общения.

В общем, как я уже писала, ограничивая ребенка, подумайте как эти ограничения скажутся на его общении со сверстниками. Кнопочные телефоны в 7-8 классах — это перебор. Да, конечно, можно подросткам долго и с примерами рассказывать, что важно не зависеть от чужого мнения и тому подобное. Но вообще-то многие взрослые так и не научились не обращать внимания на чужое мнение, а от детей требуют.

Когда ребенку исполняется 13, родительский контроль можно отключить. А можно и не отключать. Скриншот автора
Когда ребенку исполняется 13, родительский контроль можно отключить. А можно и не отключать. Скриншот автора

Важнее всего медленно и верно учить ребенка информационной гигиене и умению обращаться с большими потоками информации. Не надо вручать ему в руки смартфон и считать, что дальше он сам как-нибудь разберется. Но и сильно контролировать и диктовать свою волю прямо в лоб тоже не стоит. В общем, это универсальное правило для всего, что касается воспитания детей. И если у родителей все получается в одной области, то и в другой получится. Боязнь интернета — не повод отказывать детям в доступе к нему.

P.S. Кстати, вспомнила: мои дети еще любят Дуолингво. Они там постоянно какие-то языки пытаются учить. Насколько это эффективно, я не знаю, так как их все на экзотические тянет. Но я совершенно не против такого времяпровождения.