В 2024г. по первому каналу, наконец, показали сериал «Союз Спасения. Время гнева», который ранее планировался к показу осенью 2022г. Разберем ещё один пример того, как кино формирует параллельную реальность Истории.
Одной из впечатляющих сцен сериала “Союз Спасения” является финальная атака восставшего Черниговского полка 3/15 января 1826г. В этой сцене создатели сериала дают полный простор художественной фантазии и при этом замечательно верно доносят до зрителя смысл заключительного акта восстания декабристов. Слова Сергея Муравьева-Апостола “Ради мечты умирать можно, убивать нельзя” можно смело увековечить золотыми буквами, хотя им следуют далеко не все и не всегда. Истина состоит в том, что настоящий Муравьев-Апостол в той ситуации думал и так, и не так. Чтобы осознать парадокс, нам придется реконструировать этот трагический день.
В полдень 3 января 6 рот восставшего Черниговского полка в числе 900-970 нижних чинов при 9 офицерах вышли к Трилесам. Отряд под командой Сергея Муравьева-Апостола направлялся в сторону Житомира в надежде найти там сочувствующие части, ведомые членами тайного общества Соединенных Славян. Путь приходилось в обратном направлении к первоначальному (на Белую Церковь). Соединиться восставшим с 17 егерским полком, увы, не удалось, его отвели подальше. Возможную попытку бунта в 17 егерском предотвратили арестом заговорщика Вадковского. Блуждание по дорогам Киевской губернии утомляло морально солдат, сомнения одолевали уже многих.
Муравьев избрал кратчайшую дорогу через степь. Читаем записки декабриста Горбачевского: “Едва колонна вышла и сделала не более четверти версты (от околицы – огороженное большое пастбище), как пушечный выстрел поразил слух изумленных солдат, которые увидели в довольно значительном расстоянии орудия, прикрытые гусарами. За сим выстрелом вскоре последовало несколько других, но ни один из оных не причинил ни малейшего вреда колонне — может быть, стреляли холостыми зарядами. Полк шел вперед.”
В сериале на пути черниговцев показано 4 орудия (Батарею) поперек дороги и гусары Ахтырского полка на склоне. Однако в тот день Муравьев наткнулся на отряд генерала Гейсмара, имеющий только 2 орудия, установленные на возвышенности.
Присутствие ахтырских гусар (и ахтырца-декабриста Артамона Муравьева) в данном эпизоде – это вымысел. У Гейсмара под рукой было 2 эскадрона гусар Мариупольского полка и 2 эскадрона полка принца Оранского, итого 400 человек. Численный перевес был у черниговцев. В 5 конноартиллерийской роте (других рот в этом районе, видимо, не было - О.Д.), чьи 2 орудия увидел Муравьев, командир роты Пыхачев и её офицеры являлись членами тайного общества. Поэтому всколыхнулась надежда, что артиллеристы не будут стрелять и перейдут на сторону черниговцев. Увы, Пыхачев уже был арестован, о чём Муравьев не знал. Передаем слово брату Сергея Матвею Муравьеву-Апостолу, бывшему при нём. Цитата в современной орфографии из его допроса 10 апреля 1826г.
“3 генваря 6 рот Черниговского полка, которые были возмущены, выступя из деревни Пологи делали привал в деревне Мотовиловки. Говорили, что эскадрон Гусар разъезжает около сих мест. Брат мой [и] Бестужев (Рюмин) уверяли, что этот эскадрон идет к ним на помощь. Выступя из Мотовиловки в верстах двух конный отряд встретил нас. Брат построил эти шесть рот в взводную колонну и, став впереди колонны, пошел навстречу [конному] отряду. -Тут два конных орудия были выставлены против нас. С начала они пустили одно ядро на елевацию (поверх голов – О.Д.) через колонну. – Солдаты тут же остановились и стали роптать на брата. Брат сказал: “Вперед”, но отряд (Гейсмара) видя, что его [Черниговского полка] шесть рот все стоят, выстроившись, пустил [из пушек] картечью. Брат Сергей упал, раненый в голову, брату моему Ипполиту раздробило руку, [и] я пошел [назад], чтобы сыскать нет ли какого-либо фершала, чтобы перевязать их..”
В сериале показано, что после предупредительных боевых выстрелов из пушек Сергей Муравьев приказывает остановиться и сам идет вперед со знаменем полка в одиночку. Командует же полку идти вперед разжалованный майор Баранов (вымышленный персонаж) вопреки намерению С.Муравьева-Апостола избегнуть кровопролития.
Да, настоящий Муравьев-Апостол рассчитывал, что артиллеристы не будут стрелять по людям. Но он не пошел переговариваться в одиночку, а предпринял психическую атаку. С.Муравьев-Апостол сказал так на допросе 6 февраля 1826г: “..между деревнями Устиновкою и Королевкою был встречен отрядом Генерала Гейсмара. Я привел роты, мною водимые, в порядок, приказал Солдатам не стрелять, а идти прямо на пушки, и двинулся вперед со всеми оставшимися офицерами. Солдаты следовали нашему движению, пока попавшая мне в голову картечь не повергла меня без чувств на землю.” Из Донесения Генерала Гейсмара от 15 января 1826г.: “Мятежники на наших глазах зарядили ружья, выстроились в каре и направились скорым шагом по направлению к моим орудиям. Подпустив их приблизительно на 200 шагов, я стал осыпать их сильным картечным огнём..” В очерке “Белая Церковь” со слов участников боя декабристов Соловьева и Быстрицкого пишется следующее: “Приближаясь на известное расстояние к небольшому возвышению, из-за которого действовали 2 орудия, Муравьев предположил рассыпать стрелков и под огнем их атаковать орудия. Но прежде, чем это исполнил, открыли картечный огонь.”
В сериале “Союз Спасения” после открытия огня на поражение пораненый Муравьев-Апостол приказывает остановить движение солдат к пушкам, а Гейсмар, видя это, приказывает остановить артогонь. Это интересный момент жест доброй воли, откуда он взялся в кино? Из записок Горбачевского, опять же со слов Соловьева, следует вовсе не такое поведение. – “Первый картечный выстрел ранил и убил несколько человек. С. Муравьев хотел вызвать стрелков; новый выстрел ранил его в голову; поручик Щепилло и несколько рядовых пали на землю мертвыми. С. Муравьев стоял как бы оглушенный; кровь текла по его лицу; он собрал все силы и хотел сделать нужные распоряжения, но солдаты, видя его окровавленным, поколебались: первый взвод бросил ружья и рассыпался по полю; второй следовал его примеру; прочие, остановясь сами собою, кажется, готовились дорого продать свою жизнь.”
И вот здесь возникает легенда о том, что перед своим ранением Муравьев хотел остановить кровопролитие. Источником её становятся показания на первом же допросе 7 января 1826г. Михаила Бестужева-Рюмина, друга и верного соратника Сергея: “Не желая начинать междуусобной войны, Муравьев и я, находящиеся в голове колонны, мы велели положить оружие, предпочитая жертвовать собою ужасу быть причиной смерти и всех бедствий соотечественников наших, но Командир Артиллерии, не взирая на брошенное оружие и расстройство колонны, продолжил стрельбу. Муравьев был ранен в голову, Щепила убит.” 27 января на допросе Михаил уточнил: “Муравьев не желая начинать междуусобной войны велел положить оружие. Но сие не воспрепятствовало по нас стрелять. Картечный выстрел ранил Муравьева. Тогда я повторил приказание бросить оружие и подняв Муравьева, пошел с ним навстречу Гусарам, коим сдались. ”
Возможно, Бестужев такими показаниями хотел облегчить положение друга (и своё), но проблема была в том, что сам Муравьев на допросах такое не рассказывал. И когда Бестужеву-Рюмину указали 5 апреля 1826г. на противоречия в их показаниях, он сказал, что бросить оружие приказывал он, Михаил, смолчав на этот раз про Сергея – “Когда картечный выстрел поверг Муравьева без чувств на землю, я приказал колонне бросить оружие (сие легко узнать от 2 гренадерской роты).”
10 апреля 1826 Матвей Муравьев-Апостол не стал подтверждать показания Бестужева-Рюмина. Возможно, такого миролюбивого движения Сергея в сумятице он не заметил, а давать ложные показания следователям счёл небезопасным. Тем не менее в воспоминаниях 1871г. Матвея возник этот пассаж, за который ухватились сценаристы сериала. “.. Сергей Иванович решился прекратить неравный бой и спасти свою команду от неминуемой погибели и приказал поставить ружья в козлы. Солдаты, повинуясь ему, не понимали, с каким намерением начальник остановил их на походе. Сергей Иванович сказал, что виноват перед ними, что, возбудив в них надежду на успех, он их обманул. Артиллеристам Сергей Иванович стал махать белым платком и тут же упал, пораженный картечью.” Возможно, что за давностью лет Матвей Иванович перепутал момент объяснения Муравьева с солдатами ( и белый платок), но про белый платок он мог бы и рассказать следователям, если бы сам видел такое до ранения брата.
Согласно данным следствия рисуется другая картина. Видимо, ранение Муравьев оказалось не слишком тяжелым, поскольку раненый он поднимает знамя полка, стремясь собрать солдат и идти снова вперед. В это время Гейсмар пускает в ход гусар. Муравьев бросает знамя и идет к своей лошади. Но солдат Буланов прокалывает лошадь штыком, хватает его за грудь и, удерживая от бегства, говорит: “Нет, ваше высокоблагородие, и так мы заведены вами в несчастье”. Муравьева и Бестужева солдаты ведут и сдают в плен подскакавшим гусарам-мариупольцам. Пленение своими же солдатами подтверждает сам Муравьев в отличие от Бестужева.
Всего 2 пушки дали 9 картечных выстрелов (или залпов?). Гейсмар: “При первых выстрелах они держались в относительном порядке, но уже при 7-ом и 8-ом выстрелах пришли в окончательное смятение и бросились бежать порознь вправо и влево. Этот момент я использовал для общей кавалерийской атаки.”
Потери в бою черниговцев, не сделавших ни одного выстрела, - 1 офицер (Щепилло) убит, 1 (Кузьмин) застрелился, 1 (Ипполит Муравьев-Апостол) то ли убит гусарами, то ли застрелился. Погибло нижних чинов 6 и 22 ранено (или 20 – возможно, если 2 ранено смертельно). “859 нижних чинов, 5 офицеров взяты в плен. Поручик Сухинов ускакал и был пойман позже.
Продолжение, возможно, следует
Очерк включен в подборку Русское революционное движение - до 1917 года. Подборку Исторические сериалы см. здесь.
Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и закрепляйте подписку на канал исторической аналитики.
Душин Олег, журнал №245 Друг Истории, следите за анонсами публикаций в Tелеграмм канал Друг Истории