Аудио- и видеотехника в стиле ретро снова входит в моду. Вместе с «исторической» электроникой растут и продажи CD-дисков, пластинок и кассет. Люди возвращаются к традиционным носителям, потому что устали от «безликой» музыки на цифровых платформах, полагают в музыкальной сфере. Поклонникам приятно рассматривать фото своих кумиров и читать тексты песен на конверте грампластинки или в буклете, вложенном в CD, считают эксперты.
Россияне начали проявлять интерес к проигрывателям пластинок, CD и даже аудиокассетам. В прошлом году их продажи заметно выросли. Спросом пользуются даже кассетные видеомагнитофоны. Об этом «Известиям» рассказали продавцы винтажной продукции.
К примеру, на «Авито» в большинстве продается аутентичная техника из 90-х годов. В сравнении с позапрошлым годом в 2023-м интерес пользователей к аналоговым носителям и проигрывателям увеличился почти в 1,5 раза, рассказал представитель платформы.
Наибольший рост показали продажи грампластинок. За год они выросли вдвое. В среднем виниловая пластинка на «Авито» стоит 2,6 тысячи рублей. Второе место по популярности занимают CD-диски — 1,13 тысячи рублей за штуку, третье — магнитные кассеты: их цена доходит до 700 рублей. Кроме того, покупателей интересуют видеомагнитофоны, продажи которых тоже показывают положительную динамику.
На маркетплейсах, например, на Wildberries, практически все гаджеты — современные устройства, использующие ретротехнологии. В 2023 году по сравнению с 2022-м на Wildberries продажи компакт-дисков увеличились почти вдвое, а проигрывателей для них — почти в 12 раз, рассказали в компании. В тоже время на «Яндекс Маркете» спрос на виниловые и CD-проигрыватели вырос в 1,6 и 2,3 раза соответственно.
Фото: Василий Петров/«Ямал-Медиа»
На Ozon продажи проигрывателей винила в прошлом году в штуках увеличились в 2,1 раза. В числе самых активных покупателей жители Казани, Екатеринбурга и Новосибирска. Среди востребованных брендов — Alive Audio, Sunny Days, Record Pro.
В «М.Видео-Эльдорадо» также отметили стабильный спрос на аудио- и видеоконтент на физических носителях. Представитель компании связывает тягу к ретроэлектронике с желанием покупателей получить новый эмоциональный и тактильный опыт, испытать удовольствие от прослушивания, просмотра и коллекционирования. К тому же, проигрыватели виниловых пластинок сейчас покупают в качестве необычных подарков именинникам.
Количество проданных аудиокассет уже исчисляется не десятками, как это было годом ранее, а тысячами штук.
О резком росте продаж виниловых проигрывателей и CD-плееров на различных цифровых платформах в России в последние несколько лет говорит и партнер ComNews Research Леонид Коник. В компании рассказали, что в прошлом году в России было продано около 160 тысяч таких гаджетов. Это в 1,6 раза больше, чем годом ранее. Однако, в цифровом выражении проигрыватели в прошлом году купили лишь 0,1% россиян. Сами носители также все чаще находят новых владельцев — в 2023 году на российском рынке было продано более 700 тысяч виниловых пластинок. У России горизонт роста еще очень велик, заверил Коник.
Представитель Wildberries считает, что спрос на «винтажную» технику отчасти связан с ностальгией. Для кого-то уже CD становится винтажем — можно создавать свои коллекции, заниматься поиском редких изданий. Есть и те, кому нравится сам процесс загрузки диска. При этом CD физически остается с человеком даже в отсутствие интернета — и, хотя этому носителю идет уже пятый десяток, качество его звучания по-прежнему остается на очень высоком уровне
«Коллекционеры и поклонники аналоговой музыки охотятся за редкими и обладающими статусом культовых музыкальными записями на пластинках и аудиокассетах. На данный момент на платформе размещено почти 300 тысяч объявлений о продаже пластинок».
представитель «Авито»
Фото: Kraft74/Shutterstock/Fotodom
Продавцы предлагают как винил массовых серий, так и редчайшие экземпляры, которые были выпущены ограниченным тиражом, рассказал «Известиям» представитель площадки.
По мнению директора по стратегическому маркетингу «Русклимата» Мины Хачатрян, интерес к винтажу возник на мировом рынке 10 лет назад. Его подстегнул тренд на экологичность и «натуральность». Сейчас мода на винтаж стала видоизменяться. Современные люди, стремясь следовать обычаям прошлых лет, вместо таких ретроустройств начали покупать похожие на них, но новые изделия.
«При этом интерес к аналоговому звуку — это не просто поиски качества, во многом это бунт против цифры, digital-гаджетов, заполонивших массовый рынок».
Мина Хачатряндиректор по стратегическому маркетингу «Русклимата»
Записи на виниловом носителе — показатель эстетизма слушателя, говорит Антон Пронин, музыкальный продюсер и предприниматель, сооснователь и гендиректор студии «Монолит Рекордс». Как он рассказал, рост продаж винила в стране наблюдается уже около трех лет. По словам собеседника «Ямал-Медиа», речь идет именно и только о пластинках, а не о CD или аудиокассетах — всплеска интереса к последним, по словам Пронина, он не наблюдал.
«Мы с моими артистами регулярно выпускаем пластинки небольшими тиражами — не тысячами штук, в объемах, которые больше характерны не для носителей, а для мерчандайзинга. По 500—1000 штук с розничной ценой реализации 3—4 тысячи рублей».
Антон Пронинмузыкальный продюсер
Фото: Василий Петров/«Ямал-Медиа»
Интерес к пластинкам полностью не исчезал: когда они перестали быть массовым товаром, спрос сохранился в узком премиум- и лакшери-сегменте, говорит кинокомпозитор, саунд-продюсер Вадим Преображенский. Более состоятельные люди могли себе позволить покупать винил по достаточно высокой — из-за ограниченного количества копий — цене. При этом, по словам Преображенского этот аналоговый носитель позволяет получать звук в очень хорошем качестве. Формат и далее не утратит актуальности в среде диджеев, часть которых предпочитает именно пластинки, аудиофилов и коллекционеров, предположил он.
«Очень многие культовые музыканты (всего один пример — Depeche Mode), выпускают винил, потому что, несмотря на цену, находятся в мире люди, которые покупают эти пластинки, даже охотятся за ними».
Вадим Преображенскийкинокомпозитор, саунд-продюсер
Мода на винтаж — не временное явление, а долгосрочный тренд, предположила участница телешоу «Ярче звезд» на ТНТ Лаура Диво. По мнению исполнительницы, музыка ассоциируется у людей с чем-то, что хочется не только послушать, но и потрогать.
«Хочется вспомнить старые добрые «тактильные» пластинки, диски. Уже всем надоело огромное количество информации — ее можно достать в других источниках. А это — раритеты, которые добрые пробуждают в человеке ощущения».
Лаура Дивоучастница телешоу «Ярче звезд»
Фото: Василий Петров/«Ямал-Медиа»
Певица полагает, что поэтому технологиями прошлых лет интересуется молодежь, лично не заставшая их расцвет. Для нового поколения даже относительно современные носители вроде музыкальных компакт-дисков — в новинку, а значит, куда интереснее файлов на флешке или в интернете, говорит собеседница «Ямал-Медиа».
«И это прекрасно! Прочитала, что большая масса людей интересуется ретро именно в связи с музыкой. Это завлекает, может перерасти в какое-то хобби, коллекционирование пластинок, желание, например, дарить их как необычные подарки. Ведь раньше именно так люди обменивались музыкой и своими душевными порывами».
Лаура Дивоучастница телешоу «Ярче звезд»
О том, что в России действительно активизировались продажи виниловых пластинок и в последние три года их объем растет, рассказал «Ямал-Медиа» и музыкальный предприниматель, музыкальный продюсер Антон Пронин.
«Мы с моими артистами регулярно выпускаем виниловые пластинки небольшими тиражами. Это не тысячи и даже не миллионы. Это тиражи больше для мерчандайзинга. Мы производим, например, негатив по 500 -100 штук с розничной ценой реализации этих пластинок от трех до четырех тысяч рублей. Последний раз самостоятельно мы печатали винил два года назад, и в России был завод по производству виниловых пластинок. Думаю, что продажа винтажного винила и техники по воспроизведению виниловых пластинок будет расти».
Антон Пронинмузыкальный предприниматель, музыкальный продюсер
Однако, в отношении компакт-дисков и аудио кассет продюсер не дает такого проноза. По его словам, вряд ли объем их продаж увеличивается в России.
«По поводу CD дисков и аудиокассет — я сильно сомневаюсь».
Антон Пронинмузыкальный предприниматель, музыкальный продюсер
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».