Найти тему

7 правил педагогического общения в родительском чате

Оглавление

В этой статье мы расскажем:
В этой статье мы расскажем:
  • как вовлекать родителей в жизнь класса/группы;
  • стоит ли педагогу закрывать комментарии в чате;
  • каких слов и фраз следует избегать педагогу.

1. Первое и основное правило -создавайте чат сами!

В этом случае за вами сохраняется право поддерживать порядок, устанавливая свои правила.

Многие учителя и воспитатели попадают в ловушку, когда кто-то из родителей создает чат и добавляет туда педагога. Часто в таких чатах рождаются споры, порой переходящие во взаимные оскорбления, а учитель/воспитатель становится невольным участников этих беспорядочных информационных потоков, на которые он не в силах повлиять. Поэтому часто ему приходится просто выйти из чата.

Когда вы создаете чат самостоятельно, только вы устанавливаете правила. Их нужно четко прописать и разместить в закрепленном сообщении.

Если правила онлайн общения изначально были прописаны, то большинство конфликтов можно избежать. Главное, о чем стоит помнить всем — это вежливость и корректность высказываний, предоставленной информации. Далее вам просто нужно строго придерживаться этих правил и деликатно требовать этого от родителей.

2. Определитесь, с какой целью вы создаете родительский чат.

Хотите ли вы просто периодически выдавать родителям важную информацию или планируете организовать общение с обратной связью и активным включением родителей в жизнь класса и школы?

От этого будет зависеть стиль вашего общения в чате.

Многие педагоги боятся вовлекать родителей в общение и даже закрывают комментарии чата, чтобы избежать споров и дискуссий. Это происходит тогда, когда учитель/воспитатель не уверен в своих навыках разрешения конфликтов, склонен видеть в сообщениях родителей негативные намерения.

Если педагог не планирует развивать собственные коммуникативные умения, то лучше и правда закрыть чат для комментариев и превратить его в информационный канал, хотя это несет большие риски для его профессиональной репутации.

3. Придумайте для родительской группы/чата название.

Пусть это будет не просто "5 А класс", а какое-то необычное интересное название. Можно даже устроить конкурс на лучшее название чата или провести голосование и выбрать один из предложенных вариантов.

В подборе названий может помочь искусственный интеллект. Вот, что он предложил мне при первом запросе:

  • "Родительский круг"
  • "Теплое сообщество"
  • "Родительское созвездие"
  • "Родительский форум"
  • "Родительское общение"
  • "Родительский альянс"
  • "Партнерство родителей"
  • "Объединение родителей"

Уже лучше, чем просто "5А класс")))))))

4. Вовлекайте родителей в общение.

Если вы определились, что ваша цель в чате - организовать общение с обратной связью и активным включением родителей в жизнь класса и школы, то вовлекайте их в диалоги, обсуждения, голосования и другие формы продуктивного общения. Для этого нужно создать условия для того, чтобы родители могли задавать вопросы, выражать собственное мнение.

5. Общение без директив (указаний) и профессионального языка.

Старайтесь вывести родителей на диалог и не говорите языком директив.

Это раздражает. Родители — взрослые люди и не находятся в подчинении педагога. А еще это неэффективно: у учителя чаще всего нет рычагов, чтобы заставить родителей сделать то, что ему нужно.

Например, учитель пишет в чат:

"В срок до 25 января зарегистрироваться на сайте.... и решить олимпиадные задания!"

В ответ может быть просто тишина. Ибо учитель не объяснил, в чем ценность этого сайта или олимпиады для ребенка. Какие организационные моменты нужно учесть при регистрации и участии и т.д.

Поэтому информация, переданная в такой директивной форме закономерно вызывает отторжение и многие родители думают "Вам надо- вы и регистрируйте". )))

Команды «ознакомьтесь», «зарегистрируйтесь», «сделайте», «принесите» довольно быстро начинают раздражать. Последите за количеством императивов в своих сообщениях и по возможности старайтесь этот поток ограничивать.

То же касается слов «Срочно!», «Важно!» и т. п. Их пишите только в исключительных ситуациях, когда повод действительно важный и срочный. Если же это информация про то, что на завтрашний урок нужно принести рабочие тетради, лучше выбрать другие формулировки. В противном случае очень скоро родители перестанут серьезно относиться к любым сообщениям в чате.

С капслоком то же самое: его можно использовать редко и по делу. Капслок — это графическое воплощение крика. НЕ КРИЧИТЕ НА РОДИТЕЛЕЙ.

И, конечно же уберите из своих сообщений фразы типа "ФГОС НОО", "НОД", "ООД", ГИА и др. Или потрудитесь в скобках расшифровать эти ребусы, чтобы родители чувствовали себя комфортно.

6. Станьте посредником между родителями и администрацией вашего образовательного учреждения.

Не пересылайте в родительский чат сообщения, которые вам прислала администрация. Это демонстрация безразличия и неуважения к собеседникам. Как минимум, скопируйте текст, уберите слова «перешлите это родителям», а при необходимости  —  перепишите его, сделав короче и понятнее.

Часто школа издает распоряжения, локальные акты, о которых нужно уведомить родителей. Очень важно не просто скинуть их в чат, а дать к ним комментарии, пояснения. Например:

Уважаемые родители, направляю вам новое положение о...... Прошу обратить особое внимание на пункты 2.4. и 3.5., в них содержится важная информация.

Если это проект документа, то можно предложить родителям изучить его и направить в ответ свои вопросы, комментарии и предложения. Так родители будут чувствовать себя непосредственными участниками образовательного процесса, а не подчиненными директора школы и педагога.

7. Повышайте навыки написания текстов.

Пишите коротко.

Одно сообщение  —  одна мысль. И помните: сообщение должно заинтересовать читателя первыми пятью словами. Если, прочитав их, человек не понял, о чем речь, удержать его внимание будет почти невозможно  —  какая бы важная информация ни шла дальше. Старайтесь использовать побольше глаголов (и поменьше отглагольных существительных).

Структурируйте тексты и чат в целом.

У сообщений должна быть понятная структура  —  начало и конец, абзацы, пункты. Так информация будет восприниматься гораздо легче. В чатах очень полезно вводить рубрики/темы/ хештеги (#олимпиада, #отметки, #каникулы) — так родителям будет проще ориентироваться в потоке информации.

Желаю вам, уважаемые коллеги, приятного и продуктивного профессионального общения с родителями! И пусть работа приносит радость)))

Автор текста: Оксана Васильева

Приглашаю в мой уютный телеграм-канал "Педагогический компас"

🧭 Педагогический компас с Оксаной Васильевой❤️