Найти тему
Mishootka Gamer

Идеальный баланс: можно ли настроить сложность игры под себя

Оглавление

И почему усложнение или упрощение игрового процесса – это абсолютно нормально

Получению удовольствия от игры может мешать как слишком низкая, так и слишком высокая сложность. Поэтому глупо упрекать людей в том, что они играют так, как им нравится
Получению удовольствия от игры может мешать как слишком низкая, так и слишком высокая сложность. Поэтому глупо упрекать людей в том, что они играют так, как им нравится

На этом канале как-то уже была статья про то, как геймеры сами усложняют себе игры – придумывают какие-то нетривиальные способы прохождения, отказываются от использования определенных предметов и способностей, чтобы сделать игровой процесс более хардкорным. И под той статьей было немало комментариев на тему того, что «людям нечем заняться» и т.д.

Поэтому сегодня хотел бы поговорить о том, почему сложность – вещь достаточно индивидуальная, и на деле все не сводится к одному лишь желанию выпендриться и кому-то что-то доказать.

Я бы назвал это «порогом интереса к игре». Параметром с определенным, индивидуальным для каждого значением, ниже которого нам просто становится неинтересно проводить время в том или ином игровом мире.

«Я настолько преисполнился…»

В конце 2023 года авторы модификации к третьим «Героям меча и магии» Horn of the Abyss выпустили новый город для этой вселенной – Фабрику. И не только город, но и полноценную сюжетную кампанию за эту фракцию. Я в свое время прошел все кампании из «Героев 3», поэтому решил попробовать пройти и это приключение. Цитируя Торина Дубощита из «Хоббита» - я никогда так не ошибался.

Первая же миссия способна поставить на колени большинство казуальных игроков в «Героев», к которым я отношу и себя. В отличие от привычных нам кампаний HoMM 3, вступительное задание фактически не дает вам права на ошибку. Буквально – миссия не дает вам никакого простора для реализации каких-либо тактик. Нет – вы должны сделать все определенным образом, так, как это задумали авторы. Число сражений, ходов и юнитов посчитано с почти ювелирной точностью. Отыграете хотя бы одно сражение не слишком удачно – придется тяжело в финальной битве.

То, что интересно хардкорщику, может быть абсолютно неинтересно для казуала. И наоборот
То, что интересно хардкорщику, может быть абсолютно неинтересно для казуала. И наоборот

Раздумывая о том, почему авторы так поступили, я пришел к простому выводу. Поскольку они не являются издателями, которые серьезно зарабатывают на своей игре, они делали дополнение с «Фабрикой» не для широкой аудитории, а… для самих себя. Вернее – для хардкорных игроков в третьих «Героев», которые за 20 лет преданности этой игре изучили ее досконально, в связи с чем их уже трудно удивить чем-то еще, помимо таких вот хардкорных игровых загадок.

То есть мне, казуалу – такое неинтересно. Но, сделай авторы иначе, кампания могла бы быть неинтересна другой, более «прошаренной» части аудитории. Хотя я все-таки считаю, что «Герои 3» — это в первую очередь стратегия, а не квест, в ходе которого ты должен разгадать замысел разработчика.

Но мысль, я думаю, понятна.

Между перекачем и «нулевым» уровнем

Другой пример. Сейчас я снова перепрохожу Elden Ring – и для того, чтобы освежить впечатления перед выходом DLC, и просто потому, что мне нравится атмосфера этой игры. НО. В ER я все время ловлю себя на том, что мне приходится самому создавать для себя баланс сложности. Я, к примеру, отказываюсь от использования многих мощных видов оружия и способностей (вроде «Поступи ищейки» - по сути, телепорта). Просто потому что понимаю – если играть станет чуть проще, чем я привык в соулсах, интерес к игре быстро пропадет.

С другой стороны – сегодня есть куча людей, которые проходят Elden Ring вообще без прокачки, кулаками и так далее. И я как игрок в соулсы в этом смысле нахожусь где-то посредине. Я победил Морготта исключительно через парирования, но я не готов делать то же самое на «нулевом» уровне и без получения урона.

И опять же – я понимаю людей, которые готовы тратить на все это уйму часов. Если они настолько прониклись Elden Ring, что готовы проводить в ней почти все свое игровое время – то да, в определенный момент они неизбежно преисполнятся настолько, что смогут получать удовольствие от игры только такими «извращенными» способами.

Если хотите победить Малению через парирования и без получения урона - почему нет? Но только если это вам интересно и вы получаете удовольствие от процесса
Если хотите победить Малению через парирования и без получения урона - почему нет? Но только если это вам интересно и вы получаете удовольствие от процесса

Другой вопрос, что похвальба такими успехами и принижение игрового опыта других игроков, которые не стали так сильно напрягаться – история глупая и бессмысленная. И каждому хардкорщику стоит помнить, что всегда найдется другой хардкорщик, который окажется лучше, чем он. А все эти Git Gut – больше мем, к которому вряд ли кто-то уже относится серьезно.

Однако, если игрок усложняет игровой процесс для того, чтобы игра, которая ему нравится, оставалась для него интересной и увлекательной – то почему нет? Все мы так или иначе подгоняем игровой баланс под себя.

Если кому-то слишком сложно – он, напротив, найдет путь упростить для себя игру. В конце концов, не все желают по 30 раз погибать на одном и том же боссе. Кому-то хочется просто пройти дальше по сюжету и посмотреть другой игровой контент.

Иначе говоря, наш игровой опыт – это наше личное дело. Разумеется, до тех пор, пока мы говорим про синглплеерные проекты.

Причем я все еще считаю, что не всем играм нужна встроенная регулировка уровня сложности. В частности, сериям "соулс". На мой взгляд, сам геймдизайн этих проектов уже подразумевает разные варианты прохождения, в том числе сильно упрощающие игровой процесс. Если же сделать стандартный "легкий" режим, то игрок не будет ощущать игровые достижения, как собственную заслугу. А следом улетучится и весь вайб соулс-игр.

P.S. И да, я знаю, что этот материал несколько противоречит другой статье на канале – «Почему в игры нужно играть на высокой сложности». Но там речь шла больше про то, что именно на высокой сложности игрок начинает в полной мере использовать доступные ему механики. А значит – получать от игры больше удовольствия. Впрочем, с той поры и я несколько пересмотрел свои взгляды на этот вопрос.

Канал в Telegram: https://t.me/MishootkaGamerTg

В «ВКонтакте»: https://vk.com/mishootkagamer

А как вы подстраиваете сложность игры под себя – помимо регулировки уровня в самой игре? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!