Индия была мировым лидером парфюмерной индустрии более пятисот лет. В этой статье мы расскажем краткую историю великолепного мира древнеиндийской парфюмерии и косметики, затерянного во времени.
Рукопись 17-го или 18-го века, содержащая два санскритских трактата открывает целый благоухающий мир, наполненный миллионов запахов, летящих на просторы Индии с вершин Гималаев, запахов, которые в Индии возвели в искусство, ремесло и науку.
Эти рукописи — всего лишь закуска к обеду из тысячи блюд, ингредиенты и способ приготовления которого мы, возможно, безвозвратно утеряли. Ниже приводится неполный список ароматических ингредиентов, упомянуты в этих текстах для приготовления бесконечного разнообразия духов. Названия ингредиентов представляют собой смесь санскрита и маратхи:
Шрикханда, Агару, Джааяпатри, Сайладжа, Таалисапатра, Ваала, Бхола, Паачи, Йелаа, Лаванга, Кошта, Тупа, Пхуланчаа, Ваасу, Шригандха, Севанти, Махаа, Давана, Брахми, Чампакали, Пунааве, Халди, Джаипхал, Геру, Карпура, Тагара, Таали, Пунаава, Гахулаа, Каалаавалаа, Чампака, Чунаа, Кетаки, Джаваади, Сатапатра, Далчини, Хингуль, Вьягранахии, Тамаалапатра, Гугулу, Кесари, Качур, Девадару, Сурабхи, Кумкума, Падмака, Дамана….
Эти диковинные названия цветов, растений и других ароматных ингредиентов звучали в искусстве индийской парфюмерии и косметики по меньшей мере три тысячи лет.
Десятки учёных и исследователей современности потратили бесчисленные часы, чтобы восстановить эту ароматную историю. Одна из таких работ - двухтомная «История индуистской химии» ученого Шри П.К. Рэя.
Есть и еще два энциклопедических труда, посвященных косметике и парфюмерии: «Брихатсамхита» Варахамихиры и «Манасолласа» Сомешвары .
Индия не только занимала ведущее положение в изготовлении духов и благовоний на протяжении веков, но и считалась одной из величайших колыбелей парфюмерии и косметики.
Гандхашастра
В Индии есть даже особый термин, обозначающий науку и технологию косметики и парфюмерии, — Гандхашастра. Практическое искусство и применение изготовления косметики и парфюмерии известно как Гандхаюкти.
Два важных трактата, посвященных этой теме, включают «Гандхасару Гангадхары» (около 1200 г. н.э.) и «Гандхаваду», авторство которых неизвестно. У Гандхавады есть подробный комментарий на маратхи. Гандхасара (около 1700 г. н.э.). Оба текста, в свою очередь, основаны на более ранних текстах, датируемых примерно 500 годом нашей эры.
Именно так Гангадхара определяет конечную цель косметики и парфюмерии:
"Эта наука о косметике и парфюмерии полезна в поклонении богам, которое требует использования благоприятных духов и благовоний. Она способствует удовольствиям мужчин. Она ведет к достижению Трех целей человеческой жизни (Дхармы, Артхи и Камы). Она устраняет собственную бедность. Она доставляет удовольствие королю и доставляет высочайшее удовольствие умам состоявшихся дам".
Как мы замечаем, некоторые вещи универсальны и вечны. С древних времен до позднего средневековья, парфюмеры пользовались огромным спросом по всей Индии. В одном из индийских королевств правитель по имени Шри Кришнадеварайя даже создал отдельное правительственное ведомство по косметике и парфюмерии.
Читайте об этом здесь:
В индийской литературе на всех языках есть сотни стихов, восторженно рассказывающих о пользе, наслаждениях и удовольствиях, которые духи, ароматы и благовония приносят телу, уму и душе. Даже Вишну Шарма, автор такого текста, как «Панчатантра», не может устоять перед искушением парфюмерии. Он называет это лучшей из всех профессий, ценя ее выше золота.
Еще одна ценность индийской косметики и парфюмерии всегда заключалась в том, что все средства и духи готовились только из органических природных источников: растений, листьев, минералов, коры и ветвей, травы и кустарников, мускуса и амбры и так далее.
Несколько основных моментов
Отметим несколько основных моментов великолепно ароматного мира, который процветал в Индии. Надо сказать, что к какому бы предмету ни прикасались древние индийцы, они обязательно ныряли глубоко и касались самого дна океана, добываяя жемчуг знаний о мире. Не является исключением и парфюмерия, которая имеет очень тесное родство и одни корни с индийской медициной.
Важным элементом традиционной медицинской литературы Индии являются Нигантусы или глоссарии, в которых представлены подробные списки медицинских и ботанических терминов, а также названия и свойства каждого элемента.
То же самое относится и Гандхашастры, в которой приводится список каждого ароматического ингредиента и его свойств. Однако из-за капризов времени и масштабных разрушений целых империй на территории Индии сохранились лишь немногие из них. К сожалению, не существует единого глоссария (сродни языковому словарю), в котором были бы перечислены все эти ароматические ингредиенты.
Третья глава вышеупомянутой Гандхасары содержит частичный словарь ароматов. Так, например, здесь предлагается восьмеричная классификация ароматических ингредиентов по варгасам (категориям).
- Листья: Тулси (Базилик) и т. д.
- Цветы: шафран, жасмин, Сугандхапушпа и т. д.
- Фрукты: перец, мускатный орех, кардамон и т. д.
- Кора: (Кора) камфорного дерева, гвоздичного дерева и т. д.
- Древесина: сандал, ель и т. д.
- Корни: ореховая трава, павония одората (баларакши на каннаде, тингаи пиллаи на тамильском языке и сугандхабала на хинди) и т. д.
- Выделение запахов растениями: камфора и т. д.
- Ингредиенты животного происхождения: мускус, мед, сливочное масло, топленое масло и т. д.
Затем Гангадхара подробно описывает технические процессы и рецепты производства духов и различных типов парфюмерной продукции, такой как ароматизированная вода, парфюмерные масла, ароматические палочки и порошки.
В целом, автор разделяет фактическое приготовление парфюмерных продуктов на шесть процессов (бхавана, пачана, бодха, ведха, дхупана и васана ), которые должны выполняться в том же порядке, в котором он их перечисляет.
Кстати, традиционные парфюмеры Индии даже сегодня используют многие из этих методов и техник для производства своей парфюмерной продукции.
Гангадхара, как и любой индуистский учёный прошлого, писавший на различные темы, ставит дхармическую и божественную цель созданию и использованию духов.
Прежде чем начать свой трактат, он взывает к четырем божествам: Шиве, Ганапати, Сарасвати и Гандха Якше (полубогу), который является слугой Шивы. В свою очередь Гандха Якша является главным божеством искусства, науки и технологии косметики и парфюмерии.
По словам Гангадхары, конечная цель парфюмерии — «вселить в нас полубожественность и возвысить наш разум, освободив его от мирских забот мира».
Почему бы не вспомнить об этом, когда в следующий раз вы будете наносить свои любимые духи на запястье или сбрызгивать ворот одежды?..
Амалия Тимофеева
Читайте также: