Найти тему
ИндияСвами

А вы знали, что в Индии когда-то существовало особое королевство еды и ароматов?

Оглавление

В древности Индия не была единым государством. На территории нынешних индийских земель на протяжении разных эпох существовало огромное количество больших и маленьких княжеств и царств. Одно из них - королевство Виджаянагар, которое достигло своего расцвета во время правления царя по имени Кришнадеварайи Тулувы (15-16 вв.). Этот правитель сделал свою страну одной из самых богатых на тот момент в Индии и посвятил свою жизнь роскоши. У него даже было отдельное служение благоуханию!

Много было написано о легендарных военных победах и завоеваниях Кришнадеварайи. Но в этом обзоре мы посмотрим на достижения царя в сфере ароматов и еды.

Кришнадеварайя был действительно необыкновенной фигурой своего времени и заработал материальные богатства для своей страны в беспрецедентных масштабах. Но главное - он прославился в веках своей искренней щедростью и покровительством поэзии, музыки и искусств.

Материал основан на лекции Шри Раллапалли Анантакришны Сармы.

Ароматная империя Кришнадеварайи

Рынок в Хампи. Изображение: dharmadispatch.in
Рынок в Хампи. Изображение: dharmadispatch.in

В те годы рынок драгоценностей процветал, а жители государства могли позволить себе роскошные жилища. Импорт духов и изысканных косметических средств был одной из важных составляющих государственной политики Шри Кришнадеварайи. Вся экономика царя была основана на принципе изобилия. Правитель не признавал аскетизма, который, по его мнению, лишал людей выражения основного человеческого стремления к красоте во всей его полноте и внешнему изобилию.

Шри Кришнадеварайя даже создал отдельное правительственное ведомство по косметике и парфюмерии.

Правитель и сам практиковал то, что он провозгласил политикой. В его дворце было отдельное помещение для изготовления и хранения различных духов. Ароматизировалось буквально всё! Любой предмет человеческого обихода, который можно было бы сделать ароматным, сначала умащался духами и благовониями и только затем начинал использоваться в быту.

Во дворце Кришнадеварайи было отдельное помещение для изготовления и хранения различных духов. Фото: nationalgeographic.com
Во дворце Кришнадеварайи было отдельное помещение для изготовления и хранения различных духов. Фото: nationalgeographic.com

Благоуханные пары ароматических палочек доносились из окон домов людей того времени. Хроники сообщают, что даже улицы опрыскивали ароматной водой. Подданные Кришнадеварайи обливались парфюмированной водой и буквально тонули в огромном количестве ароматов, таких как мускус, цивет, камфора, шафран (кесари), сандал, розовая вода и алойное дерево.

Но и этого было недостаточно! Парфюмеры времен Кришнадеварайи разработали духи Kadambа, смесь двух или более вышеупомянутых ингредиентов, которые стали применяться для самых разных целей. В ту эпоху народ Андхры приобрел мировую известность как опытный производитель парфюмерии. В последние годы мусульманского правления, когда индийцы в почти забыли или отказались от искусства изготовления духов, мусульмане с удовольствием занялись им и достигли аналогичных навыков.

Богатыри, не мы...

Интересно, что люди нашего времени не смогли бы наслаждаться той насыщенностью ароматов, которая была привычна в древности. Наше обоняние отвыкло от подобных запахов. Мы утратили способность противостоять сильным ароматам: если мы когда-нибудь встретим аромат, например, чистого Мускуса, у нас из носа, скорее всего пойдет кровь.

Подданные Кришнадеварайи обливались парфюмированной водой и буквально тонули в огромном количестве ароматов. Изображение: lavanyashah.com
Подданные Кришнадеварайи обливались парфюмированной водой и буквально тонули в огромном количестве ароматов. Изображение: lavanyashah.com

Европейская парфюмерия, изобилующая сегодня на рынке, отучила современного человека от сильных и насыщенных ароматов. И если мы сегодня попробуем розовую воду или Иттар (или Аттар), приготовленную по традиционным индийским рецептам, наши хрупкие носы сморщатся от ужаса, а мы сами вполне удовлетворимся тем, что брызнем несколько капель на запястье или рукав одежды.

Но люди времен Кришнадеварайи глубоко наслаждались ароматами, испытывая естественную и неизменную любовь к цветам. Почти в каждом доме тогда был великолепный благоухающий сад. Тогда считалось, что определенные ароматные растения способствуют процветанию, и люди выращивали удивительное разнообразие цветов и лиан. И под «цветами» здесь подразумеваются только благоуханные цветы, источающие заметный аромат.

Именно по этой причине в древности люди отвергали как негодный «цветок без аромата и город без мудрых людей».

Обычно они лелеяли, любили и выращивали в своих садах Паадари, Жасмин, Жасмин двойной, Винтовую сосну (цветок) и Чампаку. Литературные произведения того периода подробно описывают все эти и другие разновидности цветов, разъясняя исходящий от них аромат.

Почти в каждом доме тогда был великолепный благоухающий сад. Изображение: pinterest.com
Почти в каждом доме тогда был великолепный благоухающий сад. Изображение: pinterest.com

Отдельная варна - торговцы цветами продавали изысканные гирлянды из редких и экзотических цветов. Одни из них носили на шее, другие сшивали в необычные узлы и носили их на волосах. На рассвете и в сумерках рассыпали во дворе распущенные гирлянды. Из других цветов мастерили гирлянды и привязывали их к входной двери своего дома, а еще делали цветочные шары и использовали их в любовных играх. Легкими веерами из цветочных лепестков обмахивались в жару, а летними ночами готовили специальные клумбы из цветов и спали на них.

Еда, напитки и тамбула

Не отставала и гастрономическая жизнь тех дней. Изображение: google.co.in
Не отставала и гастрономическая жизнь тех дней. Изображение: google.co.in

Не отставала и гастрономическая жизнь тех дней. В тексте «Манучаритраму» Алласани Педданны говорится:

«Боги, которые преодолели повседневную проблему утоления голода и жажды с помощью амриты, все раыно нуждаются в огромных пирах, чтобы удовлетворить жажду своих вкусовых рецепторов».

Если так обстоит дело с богами, то как насчет обычных людей, которым выпала высшая удача: они благословлены муками голода и жажды по крайней мере дважды в день?

Что известно, так это то, что вельможи и состоятельны граждане (а таких было большинство) времен Кришнадеварайи имели нежную привязанность к гастрономическим изыскам.

Люди времен Кришнадеварайи имели острую привязанность к гастрономическим изыскам. Фото:  The Guardian
Люди времен Кришнадеварайи имели острую привязанность к гастрономическим изыскам. Фото: The Guardian

Их еда была адаптирована к сезону, и в них было много сезонных блюд и напитков. Питались они обильно и сытно, а хроники того времени сообщают об огромном количестве блюд и рецептов, которые использовались в то время.

И здесь возникает очевидный вопрос: не приводило ли такое излишество в гастрономических удовольствиях к расстройствам пищеварения?

Причина в том, что в тогда знание Аюрведы позволяло людяи питаться только для того, чтобы утолить голод и быть здоровым, в отличии от современных людей, которые получили "благословение", называемое несварением желудка, либо от переедания, либо от недоедания, а также от употребления одной и той же пищи во все времена года.

Читайте также:

И не только в еде и питье: у людей того периода был здоровый взгляд на все стороны жизни.

В то время повседневным лекарством от расстройства желудка была Тамбула или Паан. Это опьянюящее средство, которое упоминается Дхармашастрами. В них говорится, что каждый, кроме брахмачари и саньясинов, может и должен использовать его.

*Брахмачари - Студент, который должен соблюдать целомудрие до брака. Ему запрещены все мирские и материальные потворства. Саньясин - отреченный/монах, отказавшийся от всех мирских уз, желаний и удобств. Ему запрещены все материальные поблажки. (-Ред.)

Однако «Тамбула» не означает простую смесь листьев бетеля, орехов бетеля и лайма. К ним также добавлялось большое количество камфоры, мускуса, кардамона и других ароматических ингредиентов.

Одним из повседневных обычаев тех дней, означавшим уважение, было предложение «Кардамона Тамбула» гостю, пришедшему домой. Именно по этой причине это лекарство со временем стало важной составляющей жизни. Шастры, например, предписывают проводить пуджу, жуя тамбулу. А упомянутый поэт Алласани Педданна, отмечал в своих текстах, что невозможно писать стихи без «тамбулама, который бы принесла нежная и приятная девушка».

Поэт Алласани Педданна, отмечал в своих текстах, что невозможно писать стихи без «тамбулама, который бы принесла нежная и приятная девушка». Изображение: exoticindiaart.com
Поэт Алласани Педданна, отмечал в своих текстах, что невозможно писать стихи без «тамбулама, который бы принесла нежная и приятная девушка». Изображение: exoticindiaart.com

Нам все это может показаться излишним и надуманным, но факт заключается в том, что лекарства, косметика и парфюмерия того времени изготавливались исключительно из органических источников: растений, листьев, минералов, коры, кустарников, мускуса, амбры и так далее.

В Индии даже существовала специальная наука и технология производства косметики и парфюмерии, — Гандхашастра, а изучение искусства и науки создания духов было тесно связано с изучением Аюрведы, поскольку сотни органических ароматических ингредиентов также имеют терапевтическую ценность. Об этой удивительной науке благовоний и ароматов - Гандхашастре - мы расскажем в одной из следюущий статей.

Анастасия Проскурина

Читайте также: