Найти тему

Sony F505: веха в истории цифровой фотографии

Оглавление

Гордон Лэнг так начинает статью о фотокамере Sony Cyber-shot DSC-F505 в 2023 году: "Добро пожаловать в ещё один эпизод истории старинных цифровых фотокамер: сегодня настала очередь Sony F505, не только одной из самых знаковых камер своего времени, но, возможно, лучшей потребительской цифровой камерой Sony на сегодняшний день". Неужели Гордон Лэнг имел ввиду - лучшей потребительской камерой Sony за всю историю существования бренда?

Если это не ошибка перевода, то тогда - почему так считает автор? Конечно, в 1999-2000 годах это могло быть истинно так.

Sony Cyber-shot DSC-F505
Sony Cyber-shot DSC-F505

Впрочем, у меня есть ещё парочка-тройка интересных камер того периода - буду сравнивать. Там уже сделаем окончательный вывод - по результатам фотосъёмки. Лучшая F505-я, или уже тогда были лучше ;)

Фотокамера Sony F505 незаслуженно забыта сегодня. В интернете вы сможете найти лишь три полноценных обзора: от Фила Аски с dpreview.com; от Гордона Лэнга с cameralabs.com и от коллектива imaging-resource.com. Ссылки на эти обзоры я предлагаю в конце статьи.

По значимости появление цифровой фотокамеры Sony F505 можно сравнить с появлением, например, имеющихся у меня в коллекции Olympus E-100RS, Leica Digilux 2 или Panasonic FZ1. Дизайн Sony F505 был довольно уникальным и отличался от всего, что мы видели раньше. Даже - от предыдущих моделей серии F.

Революционные фотокамеры: каждая по своему. Sony Cyber-shot DSC-F505 и Olympus Camedia E-100RS
Революционные фотокамеры: каждая по своему. Sony Cyber-shot DSC-F505 и Olympus Camedia E-100RS

Сама идея фотоаппарата компактных размеров с подвижным относительно рукоятки блоком объектива стала возможным только на "цифре". Это в какой-то степени аналогично функции предварительного захвата изображения на E-100RS. Эксклюзив для пользователей цифровой фототехники. Уникальные дизайнерские решения и функционал цифровых фотоаппаратов. Это просто было модным в то время и демонстрировало разрыв между старым (плёнкой) и новым (цифрой). И это было круто! Чертовски круто!

Sony DSC-F1 (1996 год). С этой фотокамеры началась история F-серии от Sony. Фото из интернета.
Sony DSC-F1 (1996 год). С этой фотокамеры началась история F-серии от Sony. Фото из интернета.

История цифровых фотокамер Cyber-shot F-серии от Sony с подвижным блоком объектива началась в 1996 году с модели Sony DSC-F1 и закончилась в 2003-2004 годах моделями Sony DSC-F828 и Sony DSC-F88. До того, как свет увидел F505, было выпущено четыре "карманных" модели с поворотным блоком объектива. Реализован поворотный блок был иначе, что накладывало некоторые технические ограничения на размер датчика и диапазон зума.

Камеры были оснащены объективами с постоянным фокусным расстоянием. Что, согласитесь, совершенно неудобно для компактной фотокамеры, призванной быть универсальной.

Только вторая модель F2 действительно была выпущена под брендом CyberShot. Самая первая шла без данного обозначения на коробке, корпусе или в документации. Sony F55 (начало 1999 года) становится первой цифровой цифровой камерой Cyber-shot со слотом для Memory Stick и объективом, маркированным Carl Zeiss. Это снимает ограничения с нерасширяемой внутренней памяти и обеспечивает Sony достаточной респектабельностью в мире фотолюбителей.

Я собрал все Sony Cyber-shot F-series в отельной публикации и вы можете посмотреть, как развивалась эта линейка.

Первая и последняя фотокамеры Sony Fххх в моей коллекции. Sony Cyber-shot DSC-F505 и Sony Cyber-shot DSC-F828.
Первая и последняя фотокамеры Sony Fххх в моей коллекции. Sony Cyber-shot DSC-F505 и Sony Cyber-shot DSC-F828.

Sony F505 стала совершенно другой камерой. Вы держите её за блок объектива левой рукой и устанавливаете правой рукой корпус с монитором на удобный для вас угол. F505 наследует слот для съёмных карт памяти и объектив Carl Zeiss от F55. Совершенно уникальный корпус, датчик на 2Мп и диапазон зума 5х (!) завершают цельный образ камеры-хита от Sony. В то время большинство камер предлагало максимум 3х оптический зум.

Традиционно для камер Sony этого периода - очень взвешенная внутрикамерная обработка JPEG даёт прямо в камере необходимое качество для распечатки в размере 10х15. Постобработка снимкам практически не требуется.

Sony Cyber-shot DSC-F505
Sony Cyber-shot DSC-F505

Внедрение собственного формата карт памяти, безусловно, сказывается на удобстве загрузки фотографий на компьютер. F505 уже оборудован интерфейсом USB - в комплекте специальный кабель. Но просто так в среде современной Windows 10 старая фотокамера устанавливаться не спешит.

Не проще была ситуация и в 1999 году. Особенно с USB. В инструкции этому уделено 6 (шесть!) страниц - больше, чем по какой-либо другой функции. Здесь требуется установка драйверов, причем процесс далеко не полностью автоматизирован.

В комплекте есть PC-кабель последовательного соединения. Нужно уметь устанавливать дополнительное ПО (в данном случае - Sony PictureGear 3.2 Lite). В инструкции этому посвящено неполные две страницы. Это было в 1999 году сделать проще.

Из за всех этих сложностей с установкой драйверов ещё долго, совместно с первыми фотокамерами на Memory Stick, уживаются "динозавры", записывающие кадры прямо на дискеты - Sony Mavica. Многие пользователи впервые сталкивались с компьютером, что усугубляло ситуацию. Дискета в такой ситуации была много привычнее и читалась практически на любом компьютере.

Дискета и Memory Stick
Дискета и Memory Stick

В моей коллекции есть две фотокамеры Sony: F505 (1999 год) и Mavica FD95 (2000 год). Представьте себе, что эта Mavica моложе! Сложно догадаться об этом, не зная истории цифровой фотографии. Кажется, что F505 из отдалённого будущего, а FD95 снимает "на фотопластины" :D

Фотокамеры Sony конца XX века в моей коллекции: Sony Cyber-shot F505 (1999 год) и Sony Mavica FD95 (2000 год)
Фотокамеры Sony конца XX века в моей коллекции: Sony Cyber-shot F505 (1999 год) и Sony Mavica FD95 (2000 год)

Насколько безобразным может показаться FD95, настолько красива F505. Яркий образец промышленного дизайна!

Двухцветные элементы корпуса (черный цвет и серебристый). Все эти скруглённые линии и вписанные в них переключатели - многое фотоаппараты Fххх-серии впоследствии растеряют. Да, F717 делает замечательные фотографии, но по дизайну это уже что-то немного другое. F828 выглядит очень серьёзно в чёрном корпусе со своим биоморфным дизайном. Но уже нет той фишки в миниатюрности. Нет высокого стиля.

Здесь я хочу сравнить Sony F505 с такой же первой в своём роде фотокамерой Panasonic FZ1. Последняя - стильный компактный супер-зум. Но настолько компактными оставались только первые три модели от Panasonic. Дальше компанию охватила гигантомания, а стиль и качество сборки модели FZ3 уже был далёк от самой первой FZ1. Здесь всё тоже самое: создать отличный продукт и многое испортить в дальнейшем.

Первая модель Sony Fxxx была самой компактной: Sony Cyber-shot DSC-F505 и Sony Cyber-shot DSC-F717
Первая модель Sony Fxxx была самой компактной: Sony Cyber-shot DSC-F505 и Sony Cyber-shot DSC-F717

Оптический видоискатель на F505 невозможен, что понятно. Но было решено отказаться и от электронного видоискателя. Видоискатели заменил так называемый в Sony "гибридный" TFT-монитор с общим разрешением 122980 пикселей (559 x 220).

Особенность двухдюймового монитора на F505 - зеркальная подложка. Поэтому он такой яркий на солнце без подсветки. Чем ярче солнце - тем ярче подсветка. Похожая технология использована, например, в фотоаппарате Leica Digilux 2 (он же Panasonic LC1).

Для комфортного управления "зеркальным" монитором есть две кнопки LCD Bright (- и +), которые управляют яркостью дисплея и ползунковый переключатель подсветки. Вы видите, как замечательная функция дополнена дизайном элементов управления на корпусе.

Sony Cyber-shot DSC-F505 и Sony Cyber-shot DSC-F828
Sony Cyber-shot DSC-F505 и Sony Cyber-shot DSC-F828

Позже в фотокамеры серии Fxxx вернётся электронный видоискатель, а основной монитор потеряет зеркальную подложку. Скажу честно - очень спорное решение, т.к. я не помню, когда последний раз на "переломках" Sony Fxxx использовал электронный видоискатель. Кажется, он действительно лишний на камерах с таким дизайном и оптическим зумом 5х. Будь здесь зум более 12х - тогда да.

Шикарное кольцо на объективе отвечает за ручную фокусировку, в то время как зум осуществляется переключателем под большой палец на рукоятке. Может быть, это и не так удобно, как подпружиненный рычаг у кнопки спуска затвора, но всяко лучше чем безальтернативное кольцо на объективе в случае тех же F707/F717. Можно зуммировать и фотографировать с помощью F505 одной правой рукой. Это правильный подход в дизайне.

Далёкий предок и потомок: Sony F505 и Sony RX10
Далёкий предок и потомок: Sony F505 и Sony RX10

Повторюсь - следующие модели Fxxx теряют такую возможность. Нужно использовать вторую руку. В модели Sony RX10 возможно зуммировать обоими способами - это ещё более правильный дизайн. Даже предпочтительнее механического кольца зума на объективе. Во всяком случае - для компактной фотокамеры.

Конечно, полноценно управлять камерой Sony F505 одной рукой не получится - ряд важных кнопок вынесены на блок объектива. С другой стороны, предварительно настроив камеру, снимать одной рукой вполне получится. Приблизили - сфотографировали. Отдалили - сфотографировали. Одной рукой.

Я не даром столько времени уделяю дизайну Sony F505. Рассматривая эти старые цифровые фотокамеры, подобные нашему сегодняшнему герою или такие как Olympus E-10, Leica Digilux 2, Panasonic FZ1, некоторые другие, начинаешь понимать, что часто изначальная правильная мысль искажена в дизайне следующих моделей. Попытка сделать лучше чаще всего приводит к худшему результату.

Sony Cyber-shot DSC-F505 и Sony Cyber-shot DSC-F828
Sony Cyber-shot DSC-F505 и Sony Cyber-shot DSC-F828

Достаточно просто сравнить между собой первую и последнюю модель серии. Обе сегодня есть в моей коллекции. Sony F505 и Sony F828. Это совершенно разные фотокамеры. Даже не смотря на общий концептуальный дизайн. И не факт, что у Sony F828 лучший дизайн. Это большая и тяжёлая фотокамера, конкурирующая в этом с начальными зеркальными фотокамерами того времени. Где изящная простота и стиль F505? Всё потеряно.

Sony F505 постулирует мысль о необходимости простоты и лаконичности в дизайне потребительской цифровой компактной фотокамеры.

Фил Аски, после общения с фотокамерой F505 в 1999 году, делает следующий вывод: "Sony DSC-F505 открывает новые горизонты в дизайне цифровых камер, поначалу шокируя, но вскоре подтверждая тот факт, что это хорошо сконструированный, эргономичный инструмент, способный делать превосходные изображения. Эта камера является серьезным конкурентом лидерам рынка Olympus C2020Z и Nikon Coolpix 950. Благодаря более качественному объективу, гибридному ЖК-дисплею и батареям InfoLithium фотокамеру можно простить за многое и она занимает одно из первых мест в нашем списке".

Гордон Лэнг так пишет о фотокамере F505 в 2023 году: "Не стыдно признаться, что мне понравилась F505, когда я впервые делал её обзор еще в 1999 году, и моё мнение не изменилось сегодня. Как и многие другие модели серии F до и после, она олицетворяет собой работу лучшей команды дизайнеров и инженеров Sony, которые не боялись экспериментировать и создавали продукты, которые были на удивление интуитивно понятны в использовании".

Sony Cyber-shot DSC-F505
Sony Cyber-shot DSC-F505
Фотографии выполнены на старую фотокамеру Sony R1 с использованием кольцевого света Sony HVL-RLA и вспышки Sony HVL-F32X.
-13

В продолжение темы

Три полноценных обзора фотокамеры Sony F505

Мои старые цифровые фотокамеры
История цифровой фотографии23 апреля 2022