Сейчас остается только гадать, выиграли бы наши любимые фильмы или проиграли, если бы режиссеры сохранили эти сцены. Впрочем, далеко не всегда это делалось по воли самих постановщиков.
В заключительных титрах знаменитого голливудского боевика "Беглец" 1993 года почти сразу за Харрисоном Фордом следует актриса Джулианна Мур, что немало удивляет зрителей. Рыжеволосая Мур появляется в этом фильме в небольшом эпизоде в госпитале, и ее общий хронометраж вряд ли превышает 3-4 минуты экранного времени. Сама Джулианна совсем не была кинозвездой в начале 1990-х, так откуда такая честь? Оказывается, ее героиня была одной из основных в фильме, она активно помогала доктору Кимблу отыскать настоящего убийцу жены. Но режиссер Эндрю Дэвис по какой-то причине практически полностью удалил всю эту сюжетную линию из своей картины, а вот финальные титры переделывать не стал. Бывали подобные случаи и в советском кино.
Нередко удаления той или иной сцены из фильма требовал хронометраж. Станислав Говорухин, к примеру, наснял для сериала "Место встречи изменить нельзя" столько материала, что его хватило на 7 серий, но Одесской киностудии с большим трудом разрешили сделать 5. В итоге, Говорухину пришлось с болью в сердце взяться за монтажные ножницы и начать выбрасывать не только отдельные сцены, но и целые сюжетные линии. Так в фильм не попала история фронтовых подвигов Володи Шарапова (Владимир Конкин) и служившего под его началом Левченко (Виктор Павлов). Были здесь и походы за линию фронта, и взятие "языков". Теперь об этом можно судить только по немногим оставшимся фотографиям - увы, большая часть материала была уничтожена.
А вот Александру Митте удалось сохранить некоторые сцены фильма "Экипаж", которые ему пришлось вырезать перед выходом культовой ленты в прокат в 1980-м году. И через 20 с лишним лет Митта почти восстановил режиссерскую версию. К примеру, судебное заседание по решению вопроса об опеке над ребенком в семье Ненароковых стало более продолжительным. И здесь злая Алевтина (Ирина Акулова) заявляла суду, что: "Серебряные крылья он называл курицей! А день зарплаты – Днем авиации!". Появилась сцена, в которой герой Георгия Жженова уговаривает начальство принять летчика Ненарокова (Анатолий Васильев) обратно в большую авиацию, и многие другие. Правда, финал, в котором уже больной и списанный на землю Тимченко вдруг вызывался перегонять самолет, а потом зритель понимал, что герой на самом деле умер, не сохранился. Эту сцену удалили, чтобы не расстраивать престарелого Леонида Брежнева.
Очень страдал от подобных ножниц замечательный советский актер Александр Фатюшин. Из картины "Москва слезам не верит" вылетели несколько ключевых сцен с его участием. В каких-то мы узнавали, насколько популярным хоккеистом был Гурин, и как его любил народ - на улице прохода не давали. Но выбросили и сцену во втором фильме, в которой зритель понимал, что Гурин спился окончательно. Даже уехав в родной город, он так и не смог завязать, а продолжает прикладываться к бутылке. В Госкино решили, что советским алкоголикам надо оставить надежду на выздоровление хотя бы в кино.
Еще более безжалостно с Фатюшиным поступил Эльдар Рязанов. Многие зрители легендарной комедии "Служебный роман" никак не могли понять, что здесь делает Александр Фатюшин в двух крошечных сценах без слов. В реальности, у него была относительно крупная роль мужа секретарши Верочки, и их драматические личные отношения развивались в качестве второстепенной истории любви через весь фильм. Но Рязанов эту линию отрезал опять-таки ради хронометража.
Также сильно пострадал и начальник отдела легкой промышленности Бубликов, которого играл Петр Щербаков. В интернете теперь выложены даже целые отснятые куски, где общественница Шурочка (Людмила Иванова) пытается убежать от рассвирепевшего Бубликова, которого она в пылу общественного горения успела похоронить. Эльдар Александрович это удалил, так что и крошечное бессловесное появление на экране большого актера Щербакова для зрителей фильма осталось загадкой.
Самой забавной удаленной сценой можно назвать начало комедии "Кавказская пленница". Трус, Балбес и Бывалый начинали выводить на заборе хорошо известное слово из трех букв. Однако успевали написать только две, после чего раздавался свисток милиционера, и ХУ превращались в начало словосочетания "художественный фильм". Естественно, цензура такой вольности пропустить не могла, а жаль - реально смешно! Даже по сегодняшним меркам...