Найти тему

Египет.Среднее Царство 2040-1783 гг. до н. э.

В период Среднего Царства Египет переживает упадок, длившийся более ста лет. Упадок был связан с изменением климата - началась дикая засуха. Вследствие этого многие города были заброшены, а хозяева уходили из обустроенных мест в поисках лучшей жизни.

Основы - традиция и эстетика Египта - были сохранены, однако их воплощение в искусстве понесло некоторые убытки. В период Среднего царства продолжают создаваться погребальные сооружения, скульптуры, рельефы для правящего фараона и верховного бога Ра, но из-за подорванной экономики не было средств на большое количество материала для создания архитектурных и скульптурных произведений. Эта проблема меньше всего коснулась живописи.

Архитектура

В этот период продолжают создаваться погребальные сооружения для фараонов. Но из-за подорванной экономики и скудность строительных материалов, египетские архитекторы строили усыпальницы по упрощенной системе.

Пирамиды упрощенного типа:

  1. Фасадные стены и внутренние перегородки выстраивают из блоков камня -каменный каркас.
  2. Образованные пустоты заполнялись строительным мусором.

Эти пирамиды не дошли до нашего времени.

Еще один тип пирамид - скальные.

Скальные гробницы - помещения усыпальницы (храмы, кладовые) строятся внутри скалы.

Долина Царей в Луксоре.
Долина Царей в Луксоре.

Принципы построения скальных гробниц:

  1. Из скалы выбиваются блоки породы, которые выносят.
  2. Выравниваются стены, потолок, пол, где размещаются опорные столбы.
  3. Вход в пирамиду напоминает щель, пробитую на склоне скал ( к нему идет пандус, дальше - узкие коридоры).
  4. Узкие помещения, невысокие с углублениями и отверстиями уходят в скалу.
  5. В прямоугольном сечении помещения, имеющие ступенчатые углубления, находятся камеры.

Недалеко от Фив, по правой стороне Нила располагались два значимых храма, посвященные богу Амону, Карнак и Луксор (храмы получили названия от сел, находящихся рядом).

Для строения пирамиды Сенусерта II в Эль-Лахуне использовался кирпич-сырец, который оказался недолговечным. Изначально было создано углубление (камера), потом воздвигнута пирамида. Основой послужил песчаник - из-за этого пирамида не сохранилась.

Пирамида  Сенусерта II  в Эль-Лахуне.
Пирамида Сенусерта II в Эль-Лахуне.

Новшества в архитектуре (конец Среднего Царства):

  1. Архитекторы используют скальную местность под пирамиды для экономии ресурсов и времени.
  2. Из скальной породы высекается пандус - состоит сооружение из одной или нескольких платформ.
  3. Наружные стены облицованы плитами песчаника.
  4. На верхнюю поверхность платформы вел пандус - некоторая плоскость, которая позволяет снизу подняться на верхние уровни.
  5. В центре платформы располагалась пирамида, она не была цельной, была построена по упрощенной схеме. Снаружи обтесана песчаником. По периметру пирамиды устанавливали столбы, которые поддерживали перекрытия, то есть гипостильный зал.
  6. Пандус, а точнее его композиция, показывает, что всё сооружения и его части нанизывались на одну ось. Поэтому пандус установлен посреди платформы.
  7. Пройдя гипостильный зал, попадаешь в сад. В нем для посадки деревьев устанавливалась округлые емкости, которые заполнялись плодородной землей. За садом ухаживали жрецы.

Эта архитектурная композиция будет сохраняться и в Новом Царстве.

В Среднем Царстве формируется схема строительства и храмовых сооружений, и усыпальниц фараонов, которая представляет собой чередование гипостильных залов и перистильных дворов.

Гипостиль - крытый полутемный колонный зал, создающее сакральную атмосферу.

Перистиль - открытый двор, залитый солнцем только по периметру облицованный колоннами.

По таким принципам был построен храм Ментухотепа II.

Храм Ментухотепа II
Храм Ментухотепа II

Особенности храма:

  • Снаружи облицовывался камнем.
  • Появляются столбы, колонны.
  • Интерьер высечен из скалы.
  • В интерьере есть углубление - часовня, где размещалась статуя фараона.
  • Интерьер расписывался - использовалась фризовая композиция.
  • Живопись заменяла скульптуру.

Скульптура

В скульптуре сохранилась композиция портретов - фронтальность, статика, устремленный взгляд вперед, вне время. Появляется архитектоника - свойство передавать в формах сооружениях и скульптуры природу того материала, из которого сделано произведение, добавляется монументальность.

Процесс создания скульптуры:

  1. Скульпторы брали блок камня.
  2. Наносили изображение по краям в виде линейного рисунка.
  3. После рисунка отсекали ненужные части. Скульпторы вторят объему каменного блока.

Часто используемые материалы: темный гранит, розовый гранит, песчаник.

Статуя Нофрет из темного гранита.
Статуя Нофрет из темного гранита.

Статуя фараона Аменемхета III показывает изменения в изображении портретов - оно становится более реалистичным. Лицо царя на скульптуре выглядит изможденным - часто фараоны болели вследствие родственных браков, некачественной воды.

Статуя фараона Аменемхета III
Статуя фараона Аменемхета III

Развивается в эту эпоху кубический тип скульптуры - упрощенный тип скульптуры. Возникновение связано утратой способности скульпторов изобразить фигуру в полный рост.

Кубическая статуя Хора.
Кубическая статуя Хора.

Живопись

В эту эпоху настенная живопись Египта совершенствуется и упорядочивается. Изображенные сцены становятся более сложными и динамичными. Помимо представителей знати, встречаются фигуры обычных земледельцев или рыбаков. Художники обращают внимание на природу: в росписях появляются растительные орнаменты и прекрасно выписанные животные. Для зверей и птиц канона не существовало, поэтому мастера рисовали их живыми, с применением полутонов.

Росписи обретают сюжет. В одной из них фараон Небамун охотиться на дичь, позади него находятся его дочь и жена. Ярко показана флора и фауна Египта.

Небамун, охотящийся на птиц в болотах   Усыпальница Небамуна
Небамун, охотящийся на птиц в болотах Усыпальница Небамуна

Картины демонстрируют любовь к природе и её ценность в жизни египтян.

Сад Небамуна, гробница-часовня Небамуна.
Сад Небамуна, гробница-часовня Небамуна.

Совершенно разные по качеству произведения встречаются иногда в гробнице одного и того же лица. В данном изображении художник запутался в изображении ног быков

Пахота. Роспись из гробницы Джара
Пахота. Роспись из гробницы Джара

Талантливые мастера жили отдельной общиной, в которой передавали секреты своего ремесла - во дворце Бени-Хасан.

-10

Среднее Царство не может соперничать с Древним Царством в отношении экономики, однако появляются новые формы в архитектуре, развивается живопись.