Занимаясь джазовой музыкой, любой исполнитель так или иначе в своей практике использует готовые музыкальные паттерны (небольшие мелодические кусочки длинной от 3х нот до 1-3 тактов). Тут они преследуют несколько целей: понять обыгрывание того или иного аккорда, увеличение своего «словарного багажа» для более разнообразного игры, сочинение своих собственных фраз для формирования собственного стиля игры.
Джазовый язык, чтобы разговаривать
Наступает момент, когда джазмен уже наработал определенное количество музыкального материала, настало время практиковать их в своей игре. Это как кирпичики в строительстве дома, именуемого - импровизация. Музыкант добивается того, чтобы в любой момент вспомнить эту музыкальную мысль и воспроизвести на музыкальном инструменте. Постепенно каждый такой паттерн становится частью подсознания, исполняя его музыкант не думает о нотах, о его структуре и штрихах. Он видит аккордовую последовательность и на каждый аккорд у него должна быть так сказать «заготовка». В идеале он должен предслышать, как прозвучит тот или иной паттерн в данной ситуации до того как он его сыграет - это уже мастерство отточенное годами, ежедневной практикой☝️.
Угловатость, квадратная игра ◾️🎶
Часто паттерны начинаются на первую долю и набрав кучу подобных фраз, при их соединении соло звучит заучено, неестественно, математично, угловато. Будто в программу робота вписали порядок паттернов и он их воспроизводит. Подобие упражнения, этюда. Как же разбавить эту механическую игру творчеством?🤔
По моему скромному мнению нужно для начала иногда отходить от этих паттернов, действительно сочинять на ходу. Зная лады и на какие аккорды из исполнять, неправильную ноты вы не сыграете. Главное быть в ритме, не вылетать из него, иначе со стороны и правда будет впечатление что у вас что-то не получается 😳.
Не нужно стараться «лупить» с ходу сплошными восьмыми или шестнадцатыми длительностями, стоит просто поиграть с небольшим количеством нот, с ритмом, с их последовательностью.
Следуй за идеей 🙂
Самый действенный способ не играть «бездушную» последовательность нот - это ПРИСЛУШАТЬСЯ К СЕБЕ. Если хочется пойти вверх, идите. Часто бывает что мы желаем двигаться вверх, но на ум пришла фраза, которая движется в низ либо прямо. И тут мы становимся заложниками аккордовой «сетки».
Еще одна ловушка, это слишком «угловатое» исполнение. Квадрат за квадратом паттерны начинаются с первой доли и заканчиваются одинаково. Соло звучит как этюд. Особенно это касается соединения квадратов. Они и правда становятся КВАДРАТАМИ.
Так же губительно для качественного соло - это ритмическое однообразие, играя джаз одними восьмыми длительностями далеко не уедешь.
Скромный вывод 🤷♂️
Нужно стараться играть СКВОЗЬ аккордовую последовательность (по простому цыфровка).
Идти за идеей, чувствовать куда хочется вести мелодию. Слушать себя. Если закрадывается чувство что «что-то слишком долго я играю восьмыми», делайте больше пауз, сломайте ровность, добавьте альтерации («неправильных нот»).
Играйте со смыслом, гармония и заученные патерны не должны ограничивать ваше творчество, играйте «НА СКАВОЗЬ». ИДЕЯ ПРОНИЗЫВАЕТ ВСЕ☝️.
P.S: пишите ваше мнение, как вы боретесь с джазовым математиком внутри себя? 🙂
Всем пока - всем ДЖАЗ!!!
#джаз, #импровизация, #идея, #соло, #паттерны