Найти в Дзене

Санкт-Петербург. Дворец Юсуповых на Мойке

Проведя начало дня на Васильевском острове, во дворе Юсуповского дворца мы оказались минут за пятьдесят до начала сеанса в наших электронных билетах. Замкнутый двор с иллюминацией посередине уже погружался понемногу в синеватые сумерки. Просканиров у вахтёра билеты (хорошо, что телефон не замёрз на морозе!), мы очутились в людных коридорах, где за гардеробом под низкими сводами обнаружились магазин с сувенирами, кафе и зал ожидания. А в туалетном коридоре на стенах привлекли внимание занятные картинки, отсылающие к давним временам. До начала экскурсии оказалось ещё прилично времени, а потому мы смогли вволю нагуляться в недрах сувенирного магазина. И, конечно, накупили магнитиков, и открыток, и ещё всякой сувенирной ерунды, и книгу в подарок подруге. Так что в конце концов дама на кассе преподнесла нам в подарок календарик и магнитную божью коровку — и мы понесли всё это богатство в камеру хранения. Подходило время нашего сеанса. Мы предъявили билеты и были пропущены на парадную лестни

Проведя начало дня на Васильевском острове, во дворе Юсуповского дворца мы оказались минут за пятьдесят до начала сеанса в наших электронных билетах. Замкнутый двор с иллюминацией посередине уже погружался понемногу в синеватые сумерки.

-2

Просканиров у вахтёра билеты (хорошо, что телефон не замёрз на морозе!), мы очутились в людных коридорах, где за гардеробом под низкими сводами обнаружились магазин с сувенирами, кафе и зал ожидания. А в туалетном коридоре на стенах привлекли внимание занятные картинки, отсылающие к давним временам.

До начала экскурсии оказалось ещё прилично времени, а потому мы смогли вволю нагуляться в недрах сувенирного магазина. И, конечно, накупили магнитиков, и открыток, и ещё всякой сувенирной ерунды, и книгу в подарок подруге. Так что в конце концов дама на кассе преподнесла нам в подарок календарик и магнитную божью коровку — и мы понесли всё это богатство в камеру хранения.

Подходило время нашего сеанса. Мы предъявили билеты и были пропущены на парадную лестницу дворца. И только спустя время поняли, что совершили ошибку, не взяв наушники, чтобы слышать экскурсовода. Однако что ни делается — всё к лучшему. Немного пройдясь со своей экскурсией, мы в конце концов от неё отстали, прилепившись к следующему экскурсоводу. Та была куда живее и говорила громче. А мы вскоре пустились по дворцу в «свободное плавание»… Но сперва — была парадная лестница…

-4

Такого впечатления от интерьеров, пожалуй, прежде нам не доводилось испытывать! Великолепие лестницы ошеломило. Вокруг всё сверкало, и оказалось вдруг проблемой выбрать, куда глядеть в первую очередь. Чем любоваться: скульптурами? огромной шикарной люстрой? самой лестницей с белоснежными перилами-балюстрадами? А за окном густым ультрамарином светились сумерки, и за стёклами справа и слева плавали загадочные очертания великолепных залов.

-5

Конечно, далеко не всё великолепие Юсуповского дворца дошло до наших дней. И в каждом зале посетители видят картинку, изображающую, как тут всё выглядело в лучшие времена. Утраченные детали интерьеров, картины, ныне заменённые на копии не самого лучшего качества… И всё же — дворец потрясает!

Большая городская усадьба Юсуповых с дворцом и флигелями — архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в. — формировался в существующих границах земельного участка от Мойки до Офицерской улицы не одно десятилетие. Начало его истории восходит к петровской эпохе. Обширные земли на левом берегу Мойки были пожалованы племяннице императора Петра I царевне Прасковье Иоанновне, которая в 1726 году подарила и земельный участок, и каменный дом лейб-гвардии Семёновскому полку. Штаб семёновцев располагался здесь больше десяти лет, после чего земля была продана частным лицам. Одним из них стал граф П.И.Шувалов — влиятельный сановник времён Елизаветы Петровны. Унаследовав имение от отца, молодой граф А.П.Шувалов, входивший в близкое окружение Екатерины II, произвёл здесь кардинальные изменения. При нём усадьба приобрела окончательные границы, а сооружения соединились в комплекс хозяйственных построек.

«Граф А.П.Шувалов — блестящий царедворец двора Екатерины, приятель Вольтера и Лагарпа, сам писал французские стихи, часто приписываемые лучшим французским современным поэтам». /Сперанский/ В его доме на Мойке бывали Г.Р.Державин, Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин. Здесь читал свои оды и научные трактаты великий Ломоносов.

В 1789 году граф скончался, и наследники продали владение на Мойке в казну. Судьбой дворца в 1795 году распорядилась императрица, пожаловав его своей статс-даме и близкой подруге графине А.В.Браницкой «в вечное и потомственное владение». В 1830 году обер-гофмейстерина А.В.Браницкая уступила свой дом в Петербурге младшей сестре, княгине Татьяне Васильевне Юсуповой (1769-1841). Эта дата стала началом отсчета юсуповской истории дворца и усадьбы на Мойке.

Новые владельцы развернули масштабные работы по реорганизации усадебного пространства, пригласив известного петербургского архитектора А.А.Михайлова. Здание дворца, лицевым фасадом обращенное к Мойке, было надстроено в центре и вместе с пристройками подведено под единую крышу. Юсуповы планировали жить в усадьбе круглый год. Поэтому рядом с дворцом и существующим садовым павильоном появились флигеля: Прачечный, в котором была и гладильня, Конюшенный со стойлами для 15 лошадей, Садовый. Позже прибавились двухэтажные дома для проживания прислуги, вместительный каретный сарай, остеклённые оранжереи, ледники, и другие служебные постройки. Усадьба, раскинувшаяся на двух гектарах земли от реки Мойки до Офицерской улицы, включала и обширный пейзажный парк.

22 февраля 1919 года был опубликован декрет А.В.Луначарского: «Дворец б.кн.Юсупова, находящийся по набережной Мойки 92/94, представляющий художественно-исторический памятник и заключающий собрание картин и предметов художественного значения, объявляется национальной собственностью и переходит в ведение Комиссариата Просвещения по Отделу по делам музеев и охране памятников искусства и старины».

Чрезвычайная комиссия обнаружила в тайных кладовых дворца болеее тысячи картин кисти Давида, Фрагонара, Коро, Гвидо Рени, Робера, Веласкеса, ван Дейка, Рубенса, Рембрандта... скрипки великих итальянских мастеров XVI — XVIII веков... редчайшие предметы прикладного искусства и драгоценности... рукописи, письма и автографы Державина, Пушкина, Вяземского, Гоголя, Хомякова, Шиллера, Гюго, Мериме...

20 сентября 1919 года в стенах дворца была открыта художественная выставка, затем музей дворянского быта.

В 1925 году Ленинградское отделение Главнауки передало б. Юсуповский дворец в ведение Ленинградского Губотдела Союза работников просвещения, и на долгие годы он стал центром профессионального общения и творческого досуга. Во время блокады четыре снаряда и пять фугасных бомб разорвались во дворце и на усадьбе — пострадали интерьеры Мавританской и Зелёной гостиных, с трудом удалось сохранить Домашний театр. Самые обширные ремонтно-реставрационные работы и во дворце и на усадьбе проводились в 1960–1970 годах. Сегодня можно говорить о первых итогах масштабных реставрационных работ, проводимых в соответствии с научной концепцией развития усадебного комплекса.

Экскурсия, ахая, двигалась от зала к залу, хваталась за мобильники и фотоаппараты, пытаясь запечатлеть эту красоту. Сложно представить, что во всём этом жили люди. Однако же — богатейшая династия, богаче императорской фамилии!

Тут, кстати, оказался зал с портретной галереей рода — весьма любопытно было познакомиться как с хозяевами усадьбы, так и с их предками.

Род Юсуповых берёт свое происхождение от потомка татарского аристократа Юсуфа-мурзы. Его дети поступили на службу к Ивану Грозному, а один из внуков — Абдул — принял православие, изменил фамилию на Юсупова Дмитрия Сеюшевича. Он, к слову, поддержал в гонке за престол малолетнего царевича Петра Алексеевича. Легенда гласит, что в ночь после принятия Абдуллой православия во сне к нему явился пророк Мухаммад и проклял род Юсуповых за вероотступничество. Согласно проклятию, в каждом поколении до возраста 26-ти лет доживал только один мужчина. Проклятье обрушилось и на поколение, запечатлённое Валентином Серовым, — старший сын Николай был убит на дуэли, не дожив до 26 лет всего полгода.

Николай Феликсович Юсупов (1883 — 1908 гг.) В.А.Серов, 1900 — 1903 гг.
Николай Феликсович Юсупов (1883 — 1908 гг.) В.А.Серов, 1900 — 1903 гг.

Феликс Юсупов в своих мемуарах писал, что узнал о проклятье ещё в далёком детстве и ужасно его боялся, ведь по итогу выживет лишь один из братьев. Гибель Николая настолько укрепила веру в проклятье и страх младшего брата, что Феликс и его потомки больше не имели свыше одного ребенка в поколении, боясь бросать вызов судьбе.

Феликс Феликсович Юсупов (1887 — 1967 гг.) В.А.Серов, 1900 — 1903 гг.
Феликс Феликсович Юсупов (1887 — 1967 гг.) В.А.Серов, 1900 — 1903 гг.

Познакомившись с представителями княжеского рода Юсуповых в отдельном зале, отданном под портретную галерею, мы продолжили долгий путь по какой-то бесконечной анфиладе залов дворца различной степени сохранности. Некоторые, например, Античный зал — по сравнению с картинкой, на которой можно видеть, каким он был полтора столетия назад, выглядят довольно удручающе...

Неожиданная лесенка с аркой привела в театр.

Римский зал. Вход в театр
Римский зал. Вход в театр

Впечатлённые посетители расселись на стульях — укрытых чехлами, но аутентичных! И экскурсовод рассказывала о том, что всё это роскошество — сцена, зал, балконы, росписи на полотке — сохранились почти в первозданном виде. И о том, как во время Великой Отечественной сюда попал не разорвавшийся снаряд, и его хотели взрывать прямо здесь, но нашлись люди, ухитрившиеся спасти театр. И теперь тут проходят концерты!

После театра мы прошли ещё через пару залов картинной галереи, но так как старых изображений не осталось, реставраторы не знают, какие именно картины висели на этих стенах.

А потом был ещё обескураживающего богатства зал — Дубовая столовая, — тёмного дерева, весь в искуснейшей резьбе, навеявшей воспоминания о Боткинском особняке в Санкт-Петербурге. Здесь всё было огромным — и даже не столько по размерам, сколько по невообразимой торжественности и достоинству. И опять было странно, что тут некогда жили люди.

Кстати, во дворце не осталось не только оригинальной живописи, которая по большей части была передана в эрмитаж, но и, конечно, посуды. Та, что сейчас стоит в шкафчике — привезена из Юсуповского дворца в Кореизе.

-19

Мы спустились по сияющей лестнице, и, отделившись от экскурсии, прошлись ещё по залам и кабинетам первого этажа.

Жилые покои князя начинаются с музыкальной гостиной.

Удивительно, насколько мало сохранилось от обстановки кабинета хозяина дворца.

Наконец мы дошли до удивительного мавританского зала, с мраморным фонтаном, колоннами и хитрыми узорами на стенах. Опять же, глядя на старый рисунок, — замечаем, как преображают интерьер гардины и растения!

Идём дальше — видим потайную ванну, примыкающую к небольшой комнатке.

В Секретарской видим копию знаменитого портрета Зинаиды Николаевны и восхитительные оконные витражи из самого Парижа, из мастерской Ш.Шампенёй (конец XIX в.).

-25

Спасаясь от революции, Юсуповы вывезли самые ценные драгоценности в эмиграцию в Париж. Пелегрина была продана князем Феликсом женевскому ювелиру Жану Ломбару в 1953 году. Последний след жемчужины проявился в 1989 году в Женеве на аукционе Кристи — там она была продана неизвестному покупателю за 463 800 долларов. К слову, последней владелицей Перегрины была Элизабет Тейлор, и после смерти актрисы ушла с молотка в 2011 году за рекордную для жемчуга цену в $11,8 млн. Правда, в составе тяжёлого ожерелья с бриллиантами и рубинами от Cartier...

В конце экскурсии мы долго любовались атмосферным буфетом с деревянными витринами, в которых, залитые тёплой подсветкой, красовались фигурки и матрёшки, а за окном, за еловым букетом и уютной лампой, синел вечерний двор, сияли огни иллюминации и двигались человеческие фигурки.

Тут царила атмосфера Рождества!

Находившись по гудения в ногах, мы вышли к сувенирному магазину. И еще раз прошлись вдоль его занятных прилавков. Загрузили в рюкзаки купленные сувениры, и вышли на синий двор Юсуповского дворца. Путешествие продолжалось!

-29

Санкт-Петербург, 4 января 2024 г.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...