Найти тему

К 90-летию КнААЗ: научите нас летать! Про аэроклуб на базе завода

Парашютная вышка
Парашютная вышка

"Научите нас летать!" С такой общей просьбой поступал поток писем в разные инстанции в начале 30-х годов, на заре стремительно росшей популярности аэроклубов. Было много желающих – и парней и девушек, мечтавших научиться летать и прыгать с парашютом.

Шел 1934 год. На стройке Комсомольского-на-Амуре самолётостроительного завода (ныне КнААЗ) заметно оживилась общественная, культурная и спортивная деятельность.

По инициативе молодых строителей завода было решено приступить к созданию аэроклуба на базе завода.

Аэроклуб создавался практически на голом месте. После напряженного рабочего дня будущие учлеты брали лопаты и топоры, рубили лес и рыли траншеи, создавая аэродром, строили учебные помещения. Обращались к руководителям разных уровней, добиваясь приобретения учебных пособий и, конечно, самолётов.

Упорство и целеустремленность первых аэроклубовцев помогли преодолеть трудности начального периода и наладить работу по подготовке летчиков, планеристов и парашютистов. В 1935 году был объявлен первый набор на летные обучения.

Выпускники аэроклуба
Выпускники аэроклуба

«Начало в организации нашего аэроклуба было положено в 1935 году К.Д. Кузнецовым. В наше распоряжение он отдал разбитую, совершенно не пригодную для полетов машину «Р-5». Но, по пришествию времени эта машина явилась для нас большим достижением. Мы своими силами подчистили, подклеили и собрали её. И когда она в собранном виде была выставлена у клуба им. Баранова, каждый из нас не без гордости смотрел на нее, как на мечту, которая еще не сбылась, но наверняка должна сбыться» - вспоминал два года спустя ученик аэроклуба Сергей Залеткин.

Для организации авиационно-спортивной работы в строящемся молодом городе Хабаровским аэроклубом были подготовлены лучшие кадры. Первый начальником аэроклуба был А.И. Еремин, начальником летной части - П.Т. Кныш, летчиками-конструкторами И.Ф. Кирюхин, Абадонов, инструкторами по отдельным направлениям Ткачев, Голубков, Урбант, Твердохлебов.

-3

«… Первый учебный год прошел не удовлетворительно. У нас не было ни помещения, ни наглядных пособий, ни постоянных преподавателей. Много лучше начался новый учебный год.

Учиться летать нам пришлось зимой. Несмотря на морозы, мы шли на аэродром, разогревали моторы и поднимались в воздух.

Нередко обмораживались. Но духом не падали. Наоборот, каждый стремился к тому, чтобы как можно быстрее овладеть техникой пилотажа.

Мороз и все остальное пустяки. Лишь бы в воздух!» - делился воспоминаниями Сергей Залеткин.

Первый выпуск аэроклуба состоялся в 1937 году. Экзамены успешно сдали 12 человек. Следующие выпускники, Герои Советского Союза, прославили свой аэроклуб мужеством на полях сражений - Алексей Маресьев, Петр Шемендюк, Игнат Хоменко.

В годы учебы в аэроклубе. Василий Тараник, Игнат Хоменко, Николай Зимин
В годы учебы в аэроклубе. Василий Тараник, Игнат Хоменко, Николай Зимин

«Аэроклуб подготовил девяноста два человека парашютистов, закончивших полностью программу обучения и совершивших прыжки с самолета.

Планерная секция аэроклуба произвела два выпуска планеристов, обученных без отрыва от производства. Наша летная часть сейчас работает над выпуском группы пилотов, которая окончила теоретическую часть программы и приступает к самостоятельным полетам…», - отчитался начальник аэроклуба на страницах газеты «Крылья Советов» от 18 августа 1937 года.

….Уходили годы, многие виды авиационного спорта теряли свою популярность у молодежи. Для восстановления интереса к аэроклубу нужны были энтузиасты-организаторы, даже фанатики - в лучшем смысле этого слова, способные взвалить на собственные плечи всю тяжесть решения организационных, технических и финансовых проблем. Лишь спустя 10-15 лет после войны такие люди появились и дали вторую жизнь аэроклубу Комсомольска. Молодые, энергичные, влюбленные в небо и авиацию, они вскоре сумели привлечь и сплотить большую группу энтузиастов, разных по возрасту и профессиям, но также увлеченных авиационным спортом. Это Геннадий Сурков, Юрий Ястребов, Владимир Абрамов, Валентин Шахрай, Владимир Шубин, Борис Кулешов, Вадим Деев, Юрий Чаплыгин, Борис и Галина Ракитины, Михаил и Татьяна Копелиовичи.

Они и многие, многие другие комсомольчане стали инициаторами новой волны массового авиационного спорта. Единомышленники в главном – бескорыстной любви к небу – они сделали все возможное для становления аэроклуба, воспитания поколений молодежи гармоничными личностями, стремящимися к лучшим проявлениям человеческих увлечений.