Мне стыдно перед отцом, которого уже нет. Мы ругались, вернее я орал. Бухал, отец мне вы говаривал..
Было это? Было.
Как на меня повлиял его уход. Я боюсь состояния, когда мне стыдно будет. Ору ли? Случается.
Но редко. Реже.
Со мной женщина пообщалась. У неё проблемы с сыном - орёт по любому поводу. Сыну 15 лет, сказал ей, написать письмо от него, но взрослого.
Цитата как эпиграф:
Хорошее воспитание – это умение скрыть, что вы очень высокого мнения о себе и очень невысокого о своем собеседнике.
Марк Твен
Она написала.
". У меня всегда были проблемы с гневом. Легко выходил из себя, вспыхивал, как спичка, только сделай что-нибудь не так, как я хочу.
Когда был подростком ‒ очень ругался с матерью, ей от меня крепко доставалось. Сейчас за это очень стыдно, как вспомню ‒ так вздрогну: я, здоровый шестнадцатилетний лоб, поперек себя шире, ору на мою хрупкую, тихую маму чуть ли не матом.
Стыд такой берет, что хочется позвонить ей, рассказать, каким был придурком, извиниться, да некому уже звонить.
И я ведь очень долго сваливал всю ответственность за то, как я себя вел, на нее. Таким, мол, воспитала ‒ с таким и живи, сама виновата, нечего было потакать мне, когда я рос, формировать у меня такой характер. Нечего было сходиться с моим отцом, в конце концов (а он тоже чуть что – впадал в ярость, кричал, вел себя как бабуин).
А сейчас все лучше и лучше, четче и четче осознаю: нет. Да, была ее ответственность в воспитании. Но когда мне было шестнадцать ‒ поздно уже было воспитывать, я уже сам себя воспитывал. И я орал на нее, потому что мог.
Потому что она не могла дать мне отпор, и мне нравилось чувствовать себя сильным, если могу даже мать послать. Потому что нравилось, что могу ляпнуть что угодно, любую пакость, а она все равно будет меня любить.
Позже, с женщинами, я был такой же. Чуть что – выходил из себя, повышал голос, делал идиотические глупости, драматические жесты, будто мы в театральном спектакле. И говорил: это они меня доводят, вот вели бы себя нормально ‒ и я бы себя нормально вел, а что я сделаю, если они другого языка не понимают.
А потом моя бывшая женщина, с которой я вот недавно расстался, и заставила меня задуматься обо всем этом. Я начал свою шарманку про то, что она меня доводит.
А она резко так сказала:
«Что ты за мужик такой, если тебя так легко спровоцировать, раз тебя все «доводят» до такого поведения, которого ты от самого себя не хочешь? Может, тебе так просто удобно, а?».
Меня это как будто мешком по голове ударило. Она ушла, а я очень долго и крепко думал.
Действительно: разве это мужское поведение ‒ чуть что из себя выходить, потому что «довели»? Я же себя как истеричка веду, получается. Разве я сам по юности такими мужчинами восхищался? Нет, я восхищался спокойными, взвешенными, от которых каждое слово ценно, потому что слов они на ветер не бросают. А разве я ‒ такой?
Думал, думал и все лучше понимал: никто меня не «доводил». Я сам искал повод сорваться, потому что это был самый простой и быстрый способ получить желаемое. Люди обычно боятся гневных мужчин. Повысил голос, стукнул кулаком по столу ‒ и все сделают, просто чтобы ты не орал и не пугал их. Удобно, правда. Даже не знаю, смогу ли я от этого отказаться, нужно ли отказываться.
Перед мамой стыдно очень. Перед женщинами своими ‒ ну, не знаю. Не особо, потому что я, честно, не такой уж прям рыцарь-романтик, мне от женщин нужен определенный набор услуг, грубо говоря, а не великая любовь, и если я эти услуги могу получить через гнев ‒ то и ладненько, то и хорошо.
С другой стороны, расширить репертуар реакций тоже полезно. Стать таким человеком, которым сам бы восхищался: спокойным, взвешенным, рассудительным. Задатки у меня есть ‒ рефлексировать умею, и я начитанный.
Стать таким человеком не ради других, не ради отношений с кем-то, а ради себя самого. Стать таким, на которого маленький я смотрел бы и думал: вот он ‒ настоящий мужчина, не то что мой папаша.
Интересное это ощущение: когда признаешь свою ответственность за свои плохие поступки. Одновременно и горестно, и радостно, будто забрал себе в руки какую-то большую силу. И большую ответственность.. "
---
Текст написала женщина. Но, в целом, она правильно все написала.
Тема управления гневом и своими эмоциями это тема дисциплины эмоций. У женщин и у мужчин со слабой нервной системой дисциплина эмоций получается хуже.
Но важно же не просто проораться. Важно понимать, осознавать то, что ты делаешь. Да, потом будет стыдно. Но лучше стыдно сразу после инцидента. Чем потом, когда, как в примере с мамой, уже не с кем.
Цитата Ирина Ялома
«Я собирался научить вас бороться с отчаянием, превращая «так это было» в «так сделал я». Ирвин Ялом
---