Томным и сытым вечером я сидел в "контуперном" кресле за ноутбуком, а кот Беляшик спал на мне, обхватив для надёжности руку. Кошки Чернуха и Тигруня, не менее томно и ленно, проводили полунаучный диспут на тему "Парадокса Ферми". Сначала Чернуха объясняла мелкой Тигре чем отличается Ферми от Ферма, а после они перешли к обсуждению самого парадокса.
(Для сведения интересующихся, приведу объяснение Чернухи в прямой речи:)
Ферма - это великий французский математик, основоположник многих направлений в математике и автор не менее великой чем он сам теоремы имени (что характерно) самого себя. Он жил в 17 веке во Франции и звали его Пьером.
А Ферми, наоборот, звали Энрико и был он, последовательно, сначала достаточно знаменитым итальянцем, лауреатом Нобелевской премии, а потом стал ещё более знаменитым американцем, создателем первого ядерного реактора и очень много чего ещё. Ферми, кроме своих прорывных, научных достижений, известен тем, что любил придумывать и умел применять простые, элегантные и надёжные как топор инструментарии в сложнейших научных опытах и расчетах.
Например, свой знаменитейший и первый в мире ядерный реактор для проверки возможности управления цепной, ядерной реакцей он собрал в виде то ли сруба, то ли колодца. А стержень аварийной защиты реактора незамысловато подвесил на веревке сверху, чтоб его можно было быстро и надёжно уронить внутрь реактора для его заглушения.
Другой инструмент для расчётов в исследовании перемещения нейтронов в процессах деления ядра, а именно аналоговый, механический компьютер "FERMIAC", больше похожий на тележку с колёсиками из детского конструктора и умещавшийся на ладони, он сделал на время вынужденной невозможности использовать ламповый суперкомпьютер того времени "ENIAC", который весил 30 тонн и заключал в себе 18000 ламп.
А "Парадокс Ферми" по-простому заключается в коротком вопросе: "Где все?", а конкретно в следующем:
1. За время существования Вселенной должно появиться какое-то количество технологически развитых цивилизаций, способных колонизировать космические просторы.
2. Даже одна такая цивилизация, владеющая технологией передвижения по Вселенной со скоростью в 1000 раз меньше скорости света, примерно за 100 миллионов лет должна колонизировать большую часть Вселенной.
3. Однако, нет никаких фактических свидетельств (радиосигналов, инпланетных зондов или визитов) этого. Собственно, где все?
(прямая речь Чернухи окончена)
Итак, кошки обсуждали парадокс Ферми, когда к ним неслышно подкрался кот Беляшик, послушать об умном.
- Загвоздка в том, - уверенно излагала Чернухе мелкая Тигра, - что никто не знает какой период времени, в принципе, может существовать технически развитая цивилизация, способная к межзвёздным перелётам. Может 100 тыс. лет, может даже целый мильён пока сама цивилизация не изобретёт себе варианта сделать полный кирдык с сепуккой. А это очень мало для заметной колонизации. Нашим-то человекам всего несколько десятков или сотен тысяч лет, они ещё толком в космос-то летать не научились, а уже придумали и ядерное оружие, и сонм зловещих вирусов, и даже свой богомерзкий коллайдер в ЦЕРНе гоняют так, что того и гляди не сегодня, так завтра сгенерируют микроскопическую чёрную дыру прям посреди Европы. Такими темпами они не доживут до колонизации Вселенной. Некому будет колонизирвать.
- Я поняла тебя, мелкая, - ответила Чернуха, - ты, достаточно непротиворечиво, объясняешь парадокс Ферми наличием, так называемого, "Великого фильтра", гипотезы о том, что каждому проявлению жизни во Вселенной мешают развиться до нужной кондиции либо некие внешние факторы, препятствующие развитию, либо сама эта жизнь, развившись до уровня разумной и создав цивилизацию, сама же себя сознательно или нечаянно уничтожает. В этой концепции, цивилизация наших человеков в данный момент находится внутри Великого фильтра, на самом критическом его участке. Она уже почти доросла до возможности колонизации космического пространства, но так же стоит на пороге своего уничтожения. А что произойдёт скорее знать мы не можем.
- Или может быть, - ещё предложила Груня, - наши человеки недопонимают окружающий мир или просто не могут увидеть в нём более развитую разумную жизнь, которая может существовать буквально рядом, но, например, в четвёртом измерении. Как микробы не замечают приборного стекла микроскопа, так и наши человеки не могут выглянуть за пределы своего скудного трёхмерного мирочка.
- Да, хорошая идея, - согласилась Чернуха, - человеки постоянно в чём-нибудь ошибаются, в том числе и самые умные. Ведь даже великий Эйнштейн как-то сказал: "Нет ни малейших оснований предполагать, что когда-либо можно будет получить ядерную энергию. Это означало бы то, что человек научился разрушать атомы". Но не прошло и 15 лет, как Ферми построил свой реактор.
- И Великую теорему Ферма, в итоге, наши человеки доказали, - поддакнула Груня, - так может и другие измерения они как-нибудь разглядят?
- А что, если всё иначе? - горячо, но осторожно вмешался в обсуждение Беляшик, - что, если мощные и разумные инопланетные цивилизации существуют, но только умело прячутся от наших человеков? Например, им просто неинтересно. Они, может, бессмертные, им уже сто тысяч миллионов лет. Что им делать с нашими человеками, какие гешефты проворачивать? Только договоришься о чём-то важном и глобальном с людьми, а тут они бац - все состарились и умерли. Заново с другими договариваться, что ли?
- Или как вам вариант, - продолжил накидывать идеи Белка, - что инопланетяне очень быстрые, обмениваются информацией в тысячи раз быстрее чем люди. Зачем им с дикими тормозами дело иметь? Только изредка посматривать как мы там уныло копошимся, словно колония бактерий в чашке Петри. Или они тупо боятся, как бы наши злобные, в своей массе, человеки не причинили им вреда от своего невежества. А то не поймут об чём инопланетяне им талдычат, да как начнут палить во все стороны из всего оружия, что успели наделать. Кому оно надо с такими дружить?
- То есть, - хохотнула Чернуха, - это такой искусственный "Фильтр для малолетних дебилов"?
- Ага, - закивал башкой довольный Беляшик, - сидят такие инопланетяне, ждут пока человеки наши поумнеют, помудреют, да побыстреют до того уровня, чтобы с ними можно было говорить как с равными.
- Я так полагаю, - подытожила Чернуха, - раз коты появились гораздо раньше человеков, терпеливо ждали когда те проклюнутся из первобытных обезьян, потом приручили их, контролируют и мотивируют их цивилизационный рост, то коты и есть тот самый, необходимый фактор стабильности для всей расы человеков.
- Коты и человеки скорешились и успешно живут многие тысячи лет вместе и дальше будут успешно сосуществовать! - воодушевлённо, словно тост, произнесла Тигра, - а в других галактиках может просто нет котов, потому и некому рулить цивилизационным развитием. Или коты там какие-то неправильные, четырёхмерные.
- А вселенную заселять - ну её нафиг, - лениво фыркнул Беляшик, - нам и здесь хорошо. Особенно летом. А то наши человеки свяжутся там с четырёхмерными инопланетянами и будут наглаживать ихних четырёхмерных котов. Оно мне надо? Лучше мы тут сами будем беречь наших трёхмерных человеков и бить им вовремя по рукам, чтоб они чего не натворили.
Коты обсудили парадокс Ферми и, вообще, проблемы близких контактов третьей степени и довольные собой развалились спать.
- А потом ты мне ещё про отличия Мане от Моне расскажешь, тётя Чернуха? - спросила, засыпая Груня, - космос меня утомил, хочу об искусстве поговорить.
- Тут всё просто, - раззевалась Чернуха, - Моне - это пейзажи, а Мане - люди. Спи давай, нам ещё человеками управлять завтра с утра, пока они тут всё не похерили.
-----------------------------------------------------------------------------
На поддержку канала. Строго по желанию и возможности
Моя Визитка ЮМани: https://yoomoney.ru/to/410015060298931
-----------------------------------------------------------------------------