#Onimusha #Capcom #PS2
Прошло уже две недели (пост затянулся в написании, да), как мной была пройдена довольно культовая игра (в узких кругах уж точно). Не то, чтобы у меня в ближайших планах было ее прохождение, но японская версия на диске у меня уже с мая прошлого года имеется.
Но так случилось, что смотря прохождение 2 и 3 частей на стриме в Дискорде, решил я достать диск, просто его запустить, без особых планов. Но оказалось, что в японской версии можно поставить английские субтитры! Конечно, по меркам эпохи игр PS2... в общем, не самое распространенное. Обычно или Multi5 сабы/одна озвучка (если PAL), или английские сабы и озвучка (для NTSC-U), или японские озвучка и субтитры (для NTSC-U). Есть исключения, когда, например, есть японская озвучка, но на память мне разве что сходу пару игр приходят, и то, не самых объемных сами по себе. И то, это версии неяпонского региона.
Здесь ситуация оказалась несколько нетипичной, поэтому я решил отложить свои планы на прохождение одной игры на PS2.
Именно таким образом и началось мое прохождение этой действительно необычной серии, которая вроде как и никому особо не помнится нынче, и после ремастера первой игры серии нет никаких планов, анонсов, даже слухов по возможным ремастерам следующих частей да по чему-то новому в серии. Хотя, справедливости ради, в конце 2023 года вышло 8-серийное аниме от Netflix с одноименным названием, рассказывающее полностью самостоятельную историю в рамках лора серии. Но об этом отдельно позднее.
Сюжетно Onimusha -- это не что-то прям выдающееся и захватывающее, даже в то время. Сюжет, как говорится, только как оправдание действия. Ну, в духе эпохи, фильмов категории Б 80-х -- 90-х годов. Это не есть плохо. Просто стоит принять сразу, как данность, и не ждать суперсвершений от сюжета. А сюжет заключается в том, что сперва, 12 июня 1560 года, когда была битва при Окэхадзаме, в которой сошлись силы Оды Нобунаги и Имагавы Ёсимото, за ней наблюдал Акечи Саманосукэ. Битва, правда, закончилась в игре вроде как победой клана Ода, но вот самого Нобунагу, в отличие от реальной истории, здесь сразило стрелой в шею, и его стали считать мертвым. Но он оказался воскрешен. Воскрешен черепоракушкоголовым злым ученым-мутантом по имени Гилденштерн -- главный, по своей сути, злодей серии (хоть и затменный личностью Нобунаги). Примерно через год с небольшим после этой битвы (по лору, Саманосукэ рожден в 1537 году, но в игре явно осень, но ему уже 24, то в игре осень 1561 подразумевается), главному герою пишет тревожное письмо Принцесса Юки -- его кузина и госпожа замка Инабаямы. Пишет о том, что что-то страшное и тревожное случилось с замком, якобы монстры его заполонили и начали всех вырезать. Обеспокоенный за Юки Саманосукэ берет свою напарницу (и любовницу) куноити по имени Каэде и отправляется узнать, что и как. Разделившись, Саманосукэ находит Юки первым, но какая-то красная огромная монстрятина одним ударом руки-клешни отбивает Саманосукэ, тот теряет сознание, а когда приходит в себя, то обнаруживает, что Юки уже нет. Но зато на его руке есть необычная перчатка, данная духами, для поглощения душ монстров и усиления магического оружия (и для прокачки сферы тоже). Собственно, спасение принцессы (и дальнейшая разборка, что здесь вообще происходит), если не вдаваться сильно в некоторые сюжетные спойлеры -- это основа сюжета, канва такая.
Куда интересней поговорить о геймплее. Это отдельная история. Изначально игра должна была быть еще больше похожа на серию Resident Evil (Biohazard), чем она похожа оказалась по итогу. Изначально был концепт Sengoku Biohazard, в котором был традиционный японский дом в поселении синоби или что-то в таком духе, где были бы ловушки, спрятавшиеся воины тени и всякое подобное, в качестве огнестрельного оружия -- кунаи и сюрикены, а в качестве холодного -- катаны, синобигатаны и все подобное. Причем должно это было выйти еще в 1997 году, причем эксклюзивно на Nintendo 64 DD (DD -- это аддон, который в качестве носителя использовал флоппи-диски (дискеты) для игр), который продался всего в районе 15 000 копий, и то лишь в Японии, за ее пределы аддон не выходил). И это тот случай, когда я искренне рад, что первоначальный концепт не сложился и не вышел. Иначе, вероятно, не было бы у нас серии Onimusha в том виде, в каком она есть хотя бы сейчас. И тем более никаких экранизаций от Netflix.
Но в целом, у нас есть и моменты, характерные как раз сурвайвл-хоррорам этой эпохи (1990-е -- первая половина 00-х). Например, тракторное управление, только на стрелочки D-Pad (даже левый стик не работает, это на PS2!), ракурсы камеры статичные, и не всегда удобные, головоломки, поиск записок, журналов, которые раскрывают сюжет и лор. Кроме того, никакого регена автоматического, хилок относительно мало (хотя, если грамотно распоряжаться, на последний боссфайт можно прийти упакованным).
В целом, это можно назвать Resident Evil в эпоху Сэнгоку, но так или иначе, геймплейные отличия тоже существенны. Во-первых, рукопашная боевка, с хорошей проработкой холодного оружия. Это не задорный слешер в духе Devil May Cry, но боевка для каждого оружия очень и очень отличается. Относительно сбалансированный по силе и скорости атак электрический меч, медленноватый, но мощный огненный меч, и двусторонний меч с энергией ветра, который очень проворен, но но бить им противников дольше (хотя есть минимум один босс и минимум одна секция в игре, где очень желательно орудовать именно ими).
Кроме того, как я и отмечал ранее, есть прокачка как сфер (для магии), так и прокачка самого оружия. Если на само оружие можно забить (но не надо), то вот сферы до 3 уровня (у оружия тоже 3 уровень максимальный) прокачать придется. Есть определенные двери, которые закрыты печатями соответствующих стихий. И уровень сферы должен соответствовать количеству печатей на таких дверях. При этом, необходимо не забывать брать в руки это самое оружие. Да и про то, что предметы используются из инвентаря рядом с местами, где они должны быть использованы -- тоже. Головоломок в игре не так много, но они разнообразные: есть что-то вроде парных символов с прохождением шахматного поля, открытие решеток, пятнашки, открытие сундуков с шифрами из стихов и из символов. В целом, они не очень сложные, перебора с головоломками в игре нет, что не может не радовать.
Как я уже отмечал, в игре мало хилок, поэтому расходовать именно их не стоит без крайней нужды. Немаловажным аспектом игры являются души, которые выпадают из поверженных монстров. Есть три типа душ:
• Красные -- условная валюта, за которую осуществляется прокачка оружия, сфер, а также можно крафтить (например, из трав делать медицинское лекарство, которое восстанавливает больше хитпоинтов, или делать из обычных стрел огненные);
• Белые -- восстанавливают магию, которая была потрачена в боях;
• Желтые -- восстанавливают утраченные хитпоинты.
Все души есть как большие, так и малые, от чего и зависит размер того, в каком количестве будет все получено, восстановлено. Как правило, желтые самые редкие, и нередко будет необходимо пофармить для восстановления хитпоинтов. Ну, хоть с боссов выпадает всегда достаточно, уже плюс.
Кроме того, будут предметы, которые увеличивают как хитпоинты, так и шкалу маны. Предметы встречаются нечасто такие, но пропускать их не стоит. Вообще, локации, несмотря на первое впечатление запутанности, не являются какими-то обширными и запутанными. Исследовать их вполне несложно, даже не пользуясь картами, которые можно находить. Лично я не пользовался особо ими, ориентироваться в целом, и правда несложно.
Кроме того следует отметить, что не только Самоносукэ является игровым персонажем. Будет пара секций, где предстоит поиграть за Каеде. Боевка за нее слишком сильно отличается. Во-первых, так как у нее нет перчатки, то и души высасывать она не может, поэтому урон предстоит лечить только хилками. Но боевка за нее, местами, к слову, проще. Да, ее танто предполагает большую ловкость в бою сам по себе, комбо длиннее, но урона меньше. Но вполне возможно сделать кувырок за спину противнику с последующим перерезанием горла, что позволит убить его одним таким ударом. Да, конечно, можно это применить только в отношении человекоподобных монстров, против всяких мутантов-лягушек и пауко-мутантов такое не провернуть. Но использование такого приема существенно позволит упростить прохождение. Ну, и факт того, что некоторые места можно просто пробегать, не вступая в бой.
Как я и говорил, секций за Каеде будет две, но между ними игра запомнит хитпоинты как у Самоносукэ, так и у нее, поэтому, когда снова предстоит поиграть за нее, можно с удивлением будет обнаружить, что она в одном ударе от смерти (вторую секцию я так и проходил, а драгоценную лечилку на нее тратить не хотел, ибо они общие у персонажей).
Игра, на самом деле, проходится куда проще, чем, например, те же оригинальные Резиденты. Никаких ограничений на сейвы, можно фармить восстановление здоровья, игра, рассчитанная на рукопашную боевку, позволяет блокировать урон от почти любых противников, включая часть боссов.
Графически игра даже на PS2, даже на 4К-телевизоре с PS2HDMI, выглядит очень даже неплохо, даже без ремастера. Да, мыльность текстурок есть, но таковы уж технические ограничения PS2, которые не сильно портят ощущения и вполне неплохо воспринимаются даже сейчас.
Ниигаки Такаши -- композитор, который не был игровым композитором, но вот принял участие в первой игре серии Onimusha. Получилось вполне оркестрово и достойно. Конечно, нет такой этники, передаваший прям аутентичный антураж эпохи с позиции подхода серии Tenchu, но в данном случае, атмосфера чего-то эпического, фентезийного, и как правило, средневекового по уровню, данная музыка передает. Не скажу, что многое прям запомнилось и запало, но тема Каеде в сердечке определенно.
___________________________________________
Игра получилась максимально достойной, добротной и самобытной, рукопашных аналогов Резидентов, мили-ориентированных сурвайвл хорроров, конечно, я не особо могу припомнить (конечно, Silent Hill: Origins я проходил, во-многом, не тратя даже ломающееся холодное оружие, но это мои заскоки скорее), да и игра самобытна, и собственно, любителям Resident Evil (классических, особенно), игру я очень крайне рекомендую. Либо оригинал, либо ремастер.
Конечно, как я и говорил, по итогу для меня единственный существенный минус -- неудобное тракторное управление. Но адаптировавшись к нему, удовольствие от игры будет на высоте.