Найти в Дзене

Алюминиевая броня, необычная пушка и другие интересные факты о БМП-3

Оглавление
БМП-3 на учениях. Фото Минобороны России
БМП-3 на учениях. Фото Минобороны России

Эта машина вызывает споры еще с момента создания: одни ею восхищаются, другие нещадно критикуют. Но независимо от мнений БМП-3 является наиболее современной боевой машиной пехоты, серийно поставляющейся в ВС РФ.

Я решил не рассказывать длинную и непростую историю создания этой машины, а собрал интересные, на мой скромный взгляд, факты о БМП-3. Надеюсь, что и вам будет интересно.

Специально для БМП-3 был создан новый алюминиевый сплав

Создание боевой машины пехоты влечет за собой огромное число взаимоисключающих задач: нужно одновременно обеспечить на достаточном уровне защищенность, огневую мощь, плавучесть, подвижность, проходимость, а еще и сделать так, чтобы пехотинцы могли с относительным удобством загружаться внутрь и покидать машину.

БМП-3 морской пехоты Тихоокеанского флота, 2021 год
БМП-3 морской пехоты Тихоокеанского флота, 2021 год

Перед конструкторами БМП-3 ставилась задача обеспечить более высокий уровень защиты по сравнению с предшественниками: лоб должен был с 300 метров держать попадания из 30-мм пушек основных западных БМП, а борта и корма — не пробиваться 12,7-мм пулями крупнокалиберных пулеметов.

Корпуса и башни БМП-1 и БМП-2 делались из броневой стали. Можно было, конечно, и в конструкции БМП-3 применить сталь, но более толстую, однако масса при таких вводных получалась слишком большая.

БМП-3 со всех ракурсов
БМП-3 со всех ракурсов

Тогда конструкторы пошли по пути, ранее опробованному на боевых машинах десанта, корпуса которых изготавливались из алюминиевого сплава АБТ-101, в состав которого входили чистый алюминий, цинк и магний. Поскольку требования по защищенности к БМП-3 предъявлялись более высокие, под нее был создан новый сплав АБТ-102.

По сравнению со 101-м он отличается на 10% меньшей прочностью, но на 50% большей ударной вязкостью, благодаря чему меньше подвержен трещинам и отколам. Применение сплава АБТ-102 позволило снизить массу брони примерно на 30%. Стоит отметить, что в конструкции использован не только алюминий: в лобовые детали корпуса и башни экранируются листами из броневой стали.

Кстати, специально для любителей критиковать использование алюминиевых сплавов в отечественной бронетехнике, отмечу, что в конструкции американской M2 Bradley они также применяются.

Двигатель разместили в корме, чтобы обеспечить лучшую плавучесть и живучесть машины в бою

Одно из самых спорных решений в конструкции БМП-3 –— размещение двигателя в корме. Из-за этого десанту для спешивания необходимо не просто открыть двери и вылезти, но еще и перешагнуть мотор.

Возникает резонный вопрос: почему нельзя было разместить МТО спереди, чтобы десанту ничего не мешало покидать БМП? Дело в том, что к новой боевой машине пехоты предъявлялись многочисленные требования, которые невозможно выполнить одновременно, не идя на определенные компромиссы.

От БМП-3 требовали не только более высокую защищенность, но и хорошую плавучесть. В результате начинались ребусы: если при расположении МТО спереди увеличить толщину брони, то подвеска выдержит, но на плаву физика возьмет свое и машина начнет клевать носом. То же самое произойдет и при сбросе с самолета.

Вид на корму БМП-3 с закрытыми люками
Вид на корму БМП-3 с закрытыми люками

В итоге двигатель разместили в корме. При этом взяли не что-то готовое — под БМП-3 специально по просьбе главного конструктора Александра Благонравова в Барнауле был разработан новый дизельный двигатель УТД-29. Мотор имеет минимально возможную высоту, чтобы десанту было проще переступать через него при посадке в машину и ее покидании.

Главный конструктор БМП-3 Александр Благонравов на фоне своего детища. 2007 год
Главный конструктор БМП-3 Александр Благонравов на фоне своего детища. 2007 год

Главный конструктор отмечал еще одно преимущество компоновки с двигателем в корме: при расположении силовой установки спереди есть больше шансов на ее выход из строя в случае пробития. А обездвиженная БМП уже становится отличной мишенью для противника.

Отмечу, что существуют опытные образцы боевых машин пехоты на базе БМП-3, в которых двигатель перенесен вперед. Это БМП «Драгун» с тем же комплексом вооружения и БМП «Манул» с боевым модулем «Эпоха» от «Курганца-25».

100-мм орудие БМП-3 не имеет бронебойных снарядов

БМП-3 обладает необычным для боевых машин пехоты комплексом вооружения. Устоявшийся в мире стандарт — это автоматическая мелкокалиберная пушка, установка для противотанковых ракет и пулемет. При создании БМП-3 такой вариант тоже рассматривался, в «Кубинке» даже есть прототип.

Также предлагались варианты с 76-мм пушкой, аналогичной орудию ПТ-76, автоматической 45-мм пушкой и другие не менее интересные идеи. В итоге выбор пал на дуэт из 100-мм нарезного орудия-пусковой установки низкой баллистики 2А70, разработанного в Тульском КПБ и спаренной с ним 30-мм автоматической пушки 2А72.

Член экипажа БМП-3 готовит машину к параду, 2019 год. Хорошо видно орудие 2А70 и пушку 2А72
Член экипажа БМП-3 готовит машину к параду, 2019 год. Хорошо видно орудие 2А70 и пушку 2А72

100-мм орудие было выбрано, поскольку из него после доработки можно было запускать уже серийные ПТУР «Кастет», созданные для 100-мм противотанковых пушек. Комплекс для БМП-3 получил наименование «Басня».

Орудие-пусковая установка 2А70
Орудие-пусковая установка 2А70

Как я уже сказал выше, 2А70 является орудием низкой баллистики. Это значит, что начальная скорость снаряда низкая (250–350 м/с), из-за чего траектория его полета ближе к гаубичной. Стрелять из такой пушки бронебойными снарядами нет никакого смысла, поскольку для них недостаточно энергии. Но для бронецелей в боекомплекте есть ракеты, поэтому именно 100-мм снаряды у БМП-3 только осколочно-фугасные. Чтобы ими надежно попадать, в состав системы управления огнем был включен баллистический вычислитель.

Почему не поставили полноценную 100-мм пушку высокой баллистики? Она больше по габаритам, гораздо тяжелее и не давала преимуществ в борьбе с современными танками. Например, пушка Д-10Т с Т-55 весит примерно полторы тонны. А 2А70 с БМП-3 — чуть больше 300 кг.

В передней части БМП-3 расположен топливный бак, дополнительно защищающий экипаж от кумулятивных снарядов

Как уже отмечалось выше, двигатель БМП-3 расположен в корме. А вот топливный бак наоборот — спереди. Он заполнен специальным пористым наполнителем и помимо своей основной функции обеспечивает дополнительную защиту от кумулятивных снарядов. Понятно, что от попадания 125-мм КС он не спасет, но на кумулятивную струю от тех же РПГ может и повлияет.

Схема внутреннего устройства БМП-3. Бак расположен под номером 31
Схема внутреннего устройства БМП-3. Бак расположен под номером 31

В одной популярной игре про танки, самолеты и корабли разработчики как-то перемудрили с этим баком, и он начал просто «съедать» весь урон от снарядов. Довольные обладатели БМП-3 до поры до времени этим пользовались, вызывая ненависть оппонентов.

Эпилог

Закончить статью я хочу еще одним небольшим фактом: БМП-3 официально состоит на вооружении уже 36 с лишним лет — с 1 сентября 1987 года. Она лишь на семь лет младше БМП-2. Однако действительно массово в войска на закате СССР «тройка» пойти не успела и только в последние лет 10 начались массовые поставки. Сейчас же «Курганмашзавод» работает круглосуточно, постоянно передавая в войска новые партии. Их численность по понятным причинам не раскрывается.

Почему я напомнил про 36 лет? Просто хочу отметить, как быстро и незаметно летит время. Плюс к этому «тройка» всегда воспринималась как новая современная машина на фоне БМП-2 и БМП-1, а тут присмотришься и оказывается, что БМП-3 на вооружении уже более трех десятков лет.

БМП-3Ф (модификация для морской пехоты) на испытаниях в Севастопольской бухте, 1985 год
БМП-3Ф (модификация для морской пехоты) на испытаниях в Севастопольской бухте, 1985 год

Впрочем, это не проблема. Главное, чтобы машина качественно выполняла поставленные задачи. Тем более что сейчас выпускаются уже модернизированные «тройки» с более широкими возможностями, чем были у первых образцов.

На этом на сегодня все. Ставьте палец вверх и подписывайтесь, если вам понравился этот материал.

Колонна БМП-3 на учениях в Северной Осетии. 2019 год. Фото Минобороны России
Колонна БМП-3 на учениях в Северной Осетии. 2019 год. Фото Минобороны России