Эта машина вызывает споры еще с момента создания: одни ею восхищаются, другие нещадно критикуют. Но независимо от мнений БМП-3 является наиболее современной боевой машиной пехоты, серийно поставляющейся в ВС РФ.
Я решил не рассказывать длинную и непростую историю создания этой машины, а собрал интересные, на мой скромный взгляд, факты о БМП-3. Надеюсь, что и вам будет интересно.
Специально для БМП-3 был создан новый алюминиевый сплав
Создание боевой машины пехоты влечет за собой огромное число взаимоисключающих задач: нужно одновременно обеспечить на достаточном уровне защищенность, огневую мощь, плавучесть, подвижность, проходимость, а еще и сделать так, чтобы пехотинцы могли с относительным удобством загружаться внутрь и покидать машину.
Перед конструкторами БМП-3 ставилась задача обеспечить более высокий уровень защиты по сравнению с предшественниками: лоб должен был с 300 метров держать попадания из 30-мм пушек основных западных БМП, а борта и корма — не пробиваться 12,7-мм пулями крупнокалиберных пулеметов.
Корпуса и башни БМП-1 и БМП-2 делались из броневой стали. Можно было, конечно, и в конструкции БМП-3 применить сталь, но более толстую, однако масса при таких вводных получалась слишком большая.
Тогда конструкторы пошли по пути, ранее опробованному на боевых машинах десанта, корпуса которых изготавливались из алюминиевого сплава АБТ-101, в состав которого входили чистый алюминий, цинк и магний. Поскольку требования по защищенности к БМП-3 предъявлялись более высокие, под нее был создан новый сплав АБТ-102.
По сравнению со 101-м он отличается на 10% меньшей прочностью, но на 50% большей ударной вязкостью, благодаря чему меньше подвержен трещинам и отколам. Применение сплава АБТ-102 позволило снизить массу брони примерно на 30%. Стоит отметить, что в конструкции использован не только алюминий: в лобовые детали корпуса и башни экранируются листами из броневой стали.
Кстати, специально для любителей критиковать использование алюминиевых сплавов в отечественной бронетехнике, отмечу, что в конструкции американской M2 Bradley они также применяются.
Двигатель разместили в корме, чтобы обеспечить лучшую плавучесть и живучесть машины в бою
Одно из самых спорных решений в конструкции БМП-3 –— размещение двигателя в корме. Из-за этого десанту для спешивания необходимо не просто открыть двери и вылезти, но еще и перешагнуть мотор.
Возникает резонный вопрос: почему нельзя было разместить МТО спереди, чтобы десанту ничего не мешало покидать БМП? Дело в том, что к новой боевой машине пехоты предъявлялись многочисленные требования, которые невозможно выполнить одновременно, не идя на определенные компромиссы.
От БМП-3 требовали не только более высокую защищенность, но и хорошую плавучесть. В результате начинались ребусы: если при расположении МТО спереди увеличить толщину брони, то подвеска выдержит, но на плаву физика возьмет свое и машина начнет клевать носом. То же самое произойдет и при сбросе с самолета.
В итоге двигатель разместили в корме. При этом взяли не что-то готовое — под БМП-3 специально по просьбе главного конструктора Александра Благонравова в Барнауле был разработан новый дизельный двигатель УТД-29. Мотор имеет минимально возможную высоту, чтобы десанту было проще переступать через него при посадке в машину и ее покидании.
Главный конструктор отмечал еще одно преимущество компоновки с двигателем в корме: при расположении силовой установки спереди есть больше шансов на ее выход из строя в случае пробития. А обездвиженная БМП уже становится отличной мишенью для противника.
Отмечу, что существуют опытные образцы боевых машин пехоты на базе БМП-3, в которых двигатель перенесен вперед. Это БМП «Драгун» с тем же комплексом вооружения и БМП «Манул» с боевым модулем «Эпоха» от «Курганца-25».
100-мм орудие БМП-3 не имеет бронебойных снарядов
БМП-3 обладает необычным для боевых машин пехоты комплексом вооружения. Устоявшийся в мире стандарт — это автоматическая мелкокалиберная пушка, установка для противотанковых ракет и пулемет. При создании БМП-3 такой вариант тоже рассматривался, в «Кубинке» даже есть прототип.
Также предлагались варианты с 76-мм пушкой, аналогичной орудию ПТ-76, автоматической 45-мм пушкой и другие не менее интересные идеи. В итоге выбор пал на дуэт из 100-мм нарезного орудия-пусковой установки низкой баллистики 2А70, разработанного в Тульском КПБ и спаренной с ним 30-мм автоматической пушки 2А72.
100-мм орудие было выбрано, поскольку из него после доработки можно было запускать уже серийные ПТУР «Кастет», созданные для 100-мм противотанковых пушек. Комплекс для БМП-3 получил наименование «Басня».
Как я уже сказал выше, 2А70 является орудием низкой баллистики. Это значит, что начальная скорость снаряда низкая (250–350 м/с), из-за чего траектория его полета ближе к гаубичной. Стрелять из такой пушки бронебойными снарядами нет никакого смысла, поскольку для них недостаточно энергии. Но для бронецелей в боекомплекте есть ракеты, поэтому именно 100-мм снаряды у БМП-3 только осколочно-фугасные. Чтобы ими надежно попадать, в состав системы управления огнем был включен баллистический вычислитель.
Почему не поставили полноценную 100-мм пушку высокой баллистики? Она больше по габаритам, гораздо тяжелее и не давала преимуществ в борьбе с современными танками. Например, пушка Д-10Т с Т-55 весит примерно полторы тонны. А 2А70 с БМП-3 — чуть больше 300 кг.
В передней части БМП-3 расположен топливный бак, дополнительно защищающий экипаж от кумулятивных снарядов
Как уже отмечалось выше, двигатель БМП-3 расположен в корме. А вот топливный бак наоборот — спереди. Он заполнен специальным пористым наполнителем и помимо своей основной функции обеспечивает дополнительную защиту от кумулятивных снарядов. Понятно, что от попадания 125-мм КС он не спасет, но на кумулятивную струю от тех же РПГ может и повлияет.
В одной популярной игре про танки, самолеты и корабли разработчики как-то перемудрили с этим баком, и он начал просто «съедать» весь урон от снарядов. Довольные обладатели БМП-3 до поры до времени этим пользовались, вызывая ненависть оппонентов.
Эпилог
Закончить статью я хочу еще одним небольшим фактом: БМП-3 официально состоит на вооружении уже 36 с лишним лет — с 1 сентября 1987 года. Она лишь на семь лет младше БМП-2. Однако действительно массово в войска на закате СССР «тройка» пойти не успела и только в последние лет 10 начались массовые поставки. Сейчас же «Курганмашзавод» работает круглосуточно, постоянно передавая в войска новые партии. Их численность по понятным причинам не раскрывается.
Почему я напомнил про 36 лет? Просто хочу отметить, как быстро и незаметно летит время. Плюс к этому «тройка» всегда воспринималась как новая современная машина на фоне БМП-2 и БМП-1, а тут присмотришься и оказывается, что БМП-3 на вооружении уже более трех десятков лет.
Впрочем, это не проблема. Главное, чтобы машина качественно выполняла поставленные задачи. Тем более что сейчас выпускаются уже модернизированные «тройки» с более широкими возможностями, чем были у первых образцов.
На этом на сегодня все. Ставьте палец вверх и подписывайтесь, если вам понравился этот материал.