Найти в Дзене

А если лечить атеросклероз как воспалительное заболевание? Новые возможности

Давно уже устарели представления об избыточном потреблении холестерина с пищей как причине атеросклероза - всё оказалось гораздо сложнее. Холестерин участвует в патогенезе атеросклероза, но больше как некое пассивное тело, которое в итоге всех процессов оказывается в составе атеросклеротической бляшки (важно заметить, вместе с многочисленными другими ее компонентами - внеклеточным матриксом, гладкомышечными клетками, макрофагами, фосфолипидами, триглицеридами и жирными кислотами). Холестерин оказывается в сосудистой стенке вовсе не для того, чтобы что-то там "залатать" (о, это отдельная очень странная "теория" о том, что холестерин "латает" дыры в сосудах, а печень его "гонит" туда именно для этих целей). Напомню, что холестерин и другие липиды не находятся у нас в крови сами по себе, а почти исключительно в виде липопротеиновых частиц - надмолекулярных комплексов, устроенных по определенному плану, и предназначенных для транспорта липидов к тем клеткам, которые имеют в этом текущую

Давно уже устарели представления об избыточном потреблении холестерина с пищей как причине атеросклероза - всё оказалось гораздо сложнее. Холестерин участвует в патогенезе атеросклероза, но больше как некое пассивное тело, которое в итоге всех процессов оказывается в составе атеросклеротической бляшки (важно заметить, вместе с многочисленными другими ее компонентами - внеклеточным матриксом, гладкомышечными клетками, макрофагами, фосфолипидами, триглицеридами и жирными кислотами). Холестерин оказывается в сосудистой стенке вовсе не для того, чтобы что-то там "залатать" (о, это отдельная очень странная "теория" о том, что холестерин "латает" дыры в сосудах, а печень его "гонит" туда именно для этих целей).

Напомню, что холестерин и другие липиды не находятся у нас в крови сами по себе, а почти исключительно в виде липопротеиновых частиц - надмолекулярных комплексов, устроенных по определенному плану, и предназначенных для транспорта липидов к тем клеткам, которые имеют в этом текущую потребность (в основном обеспечивая энергией работающие мышцы и энергетическими запасами - жировую ткань).

Воспаление же - не столько болезнь, сколько перманентно протекающий в организме процесс непрерывного удаления всего чужеродного или отжившего своё, такой способ поддержания чистоты внутренней среды. Невостребованные липопротеиновые частицы, надолго задержавшиеся в крови - тоже разновидность такого биологического мусора. Удаление которого под интиму сосуда (под внутреннюю его оболочку - ибо куда еще его складировать?) неизбежно сопровождается попыткой окончательно покончить с ним, поглотив его макрофагами. Увы, макрофаги не могут окончательно справиться с поглощенными эфирами холестерина - у них нет для этого соответствующих ферментов. Хроническое вялотекущее воспаление в стенках артерий становится неразрешимой задачей и постоянно самоподдерживается, выходя за рамки физиологического.

Было решено применить для лечения атеросклероза лекарственные препараты, о которых известно, что они способны избирательно подавлять воспаление. Препарат на основе человеческих моноклональных антител к интерлейкину-1β, применяется для лечения некоторых аутоиммунных заболеваний, когда вызванная собственной иммунной системой атака на собственные ткани является основой воспалительного процесса. Стоит очень дорого. Сотни тысяч рублей за инъекцию. Какой же эффект удалось получить в плане влияния на течение атеросклероза не за счет влияния на липидную составляющую его патогенеза (на пресловутый холестерин), а именно на воспаление? За что собственно и ратовали многочисленные сторонники альтернативных взглядов: что вот надо именно с причиной бороться, воспаление в сосудах подавлять, чтоб печень "не вырабатывала холестерин для латания дыр в сосудах". Конечно, исследователи, проводившие изучение эффектов этого препарата на течение атеросклероза, руководствовались не такими взглядами на атеросклероз.

В этом исследовании участвовали более 10 000 пациентов с высоким риском, которые ранее перенесли инфаркт миокарда, а также имели устойчивое повышение уровня С-реактивного белка, что говорило о выраженности системного воспаления. Каждые 3 месяца таким пациентам вводили препарат антител к интерлейкину-1β или плацебо (причем были три группы с приемом антител, получавшие разные его дозы). Исследование длилось 5 лет.

Итак, чего же удалось достигнуть, влияя только на воспаление? Стало ли это триумфом в борьбе с атеросклерозом?

У тех участников, которым каждые 3 месяца подкожно вводили антитела к интерлейкину-1, отмечалось 15%-ное снижение риска комбинированной первичной конечной точки, объединявшей нефатальный инфаркт миокарда, нефатальный инсульт и смерть от сердечно-сосудистых заболеваний по сравнению с теми, кто получал плацебо (результат не случаен, р=0,02075). Частота инфарктов миокарда снизилась на 24%, инсульта - не снизилась вовсе. Не снизилась также и общая смертность. Более того, возросла частота смертей от инфекционных осложнений.

Неожиданным было обнаружение позитивного влияния на смертность от онкопатологии: было обнаружено четкое дозозависимое снижение риска смерти от рака, которое достигало 51% на фоне максимальной дозы препарата (результат не случаен, р=0,0009). Большая часть этого положительного эффекта была обусловлена влиянием на смертность от рака легких. Однако это не помогло в итоге снизить общую смертность, за счет возрастания смертности от иных причин (в том числе инфекций).

Можно ли это считать большим медицинским достижением? В том, что роль воспаления в патогенезе атеросклероза была подтверждена на деле - да. Практический же результат оказался довольно скромным и явно уступал по своей величине результату, получаемому от применения препаратов, влияющих на уровень холестерина ЛПНП. Стоимость препарата такова, что вряд ли он станет альтернативой тем же кумабам. Этот препарат гораздо дороже, чем они. И он не позволяет уйти от необходимости приема препаратов, влияющих на холестерин ЛПНП.

Есть и более дешевая альтернатива этим антителам - препарат растительного происхождения из безвременника великолепного, название которого начинается на букву "К" и который может быть известен пациентам, страдающим подагрой. Так вот он снизил частоту сердечно-сосудистых катастроф на 48%, т.е. почти в 2 раза. Однако переносимость его тоже оставляет желать лучшего, а в данном случае речь опять идет о многолетнем, возможно пожизненном применении.

Мой блог в Телеграм, где я могу рассказывать о методах лечения кардиологических заболеваний, не опасаясь блокировки за использование наименований лекарственных препаратов:

https://t.me/drzafiraki