Найти в Дзене
Пойдем, посмотрим!

Выставка "Искусство Древнего Кипра". Исторический музей.

В Историческом музее проходит временная выставка "Искусство Древнего Кипра из собрания А.С. Уварова". Гиды называют ее "выставка, которой нет". Коллекция, которая как бы есть, но называется собранием из-за ее особенностей. Делюсь впечатлениями.

Один небольшой зал. На первый взгляд скромный. Окна затемнены, чтобы не отвлекать посетителей от экспозиции. Некоторые экспонаты сразу привлекают внимание. Посещение этой одной из основных коллекций музея входит в стоимость билета. Есть аудиогид.

Фото автора.
Фото автора.

Для начала слова для понимания.

Справка. Граф Алексей Сергеевич Уваров (1825-1884) - сын президента АН, министра народного просвещения Российской империи С.С. Уварова. Рос в атмосфере любви к искусству и истории, среди коллекций живописи и античных памятников, собранных для "Порецкого музеума" (в имении Поречье) своего отца. Пользовался богатейшей семейной библиотекой. Получил основательную подготовку, включая изучение древних языков, и приобрел "вкус к занятию древностями".

После поездок по Черноморскому побережью и работ в Херсонесе и Неаполе Скифском опубликовал фундаментальный труд "Исследования о древностях Южной России и берегов Черного моря ".

В 1857 г. Уваров вышел в отставку и переехал в Москву.

В конце 1850х гг. увлекся изучением памятников каменного века. В 1881г. вышел его труд "Археология России. Каменный период", с обобщенной информацией об "эпохе камня" на территории страны.

В странах Европы А.Уваров собрал материалы для будущих фундаментальных трудов об истории византийского искусства, которые остались неоконченными.

Археологией в то время занимались частным образом, для личных собраний. Как хобби. А.С.Уваров стал инициатором создания в Москве специального музея для сохранения археологических памятников.

В 1864 г. под началом А.С.Уварова состоялось учреждение Московского археологического общества, целью которого было изучение русской археологии, популяризация археологических и исторических знаний. С 1869 г. в соответствии с программой Уварова стали проводиться всероссийские археологические съезды.

Фото автора.
Фото автора.

С 1872 г. жизнь А.С.Уварова была связана с Императорским Российским историческим музеем. Он стал автором устава и программы музея, а с 1881 г.- его фактическим директором и передал ряд своих коллекций в фонды музея.

На заседании Общества в 1877 г. граф Уваров представил на рассмотрение коллекцию памятников Древнего Кипра, приобретенную у российского посланника Юзефовича. И вот здесь начинаются слова неуверенности- "скорее всего, наверняка, возможно, похоже".

Скорее всего, это был Т.П. Юзефович, русский консул в Тульче ( на территории Османской империи) в 1871г, генеральный консул в Салониках в 1875-1877гг. А вот откуда взялась эта коллекция у русского консула?

Одним из первооткрывателей кипрского искусства стал американский консул на Кипре, археолог-любитель Луиджи Пальма ди Чеснола (1832-1904), довольно хаотично проводивший раскопки в разных районах острова. По-видимому, его находки на Кипре вызвали ажиотаж среди представителей дипломатических ведомств, и собирать кипрские древности стало модно и даже престижно. Судя по информации, опубликованной в "Древностях", Юзефович проводил раскопки (или просто скупал предметы, найденные другими) в тех же местах, что и Чеснола.

Но описанием предметов с указанием места находки и времени тогда не утруждались.

Ученые считают коллекцию памятников с о.Кипр, принадлежавшую А.С.Уварову, "жемчужиной " ГИМ. Она небольшая , но удивительно целостная. Включает керамические, стеклянные и мраморные сосуды, терракотовые статуэтки, известняковые скульптуры, бронзовые наконечники копий и кинжалы, глиняные светильники, датированные 2000- 500 г.г. до н.э.

Хотя Кипр во все времена своей истории находился на перекрестке торговых путей Средиземноморья и испытывал сильное влияние Ближнего Востока, Греции и Северной Африки, кипрское искусство сохранило неповторимость и устойчивость местных традиций.

Чаша-черпак №46  1800-1725 гг до н.э, чаша-черпак с зооморфной ручкой №66  1800-1600 гг до н.э, чаша-черпак с облицовкой №65  1800-1600 гг до н.э, кувшин с красной облицовкой №64 1800-1600 гг до н.э, кувшины с расписным орнаментом №12,№20 и №28 1800-1600 гг до н.э  и флакон №45 того же периода. Фото автора
Чаша-черпак №46 1800-1725 гг до н.э, чаша-черпак с зооморфной ручкой №66 1800-1600 гг до н.э, чаша-черпак с облицовкой №65 1800-1600 гг до н.э, кувшин с красной облицовкой №64 1800-1600 гг до н.э, кувшины с расписным орнаментом №12,№20 и №28 1800-1600 гг до н.э и флакон №45 того же периода. Фото автора

Что дальше?

После смерти А.С.Уварова его вдова П.С.Уварова возглавила Московское археологическое общество, составила и практически полностью опубликовала каталог его собраний, предварительно разделив все памятники на 18 категорий. "Кипрские древности" числились под №13.

Это был коллективный труд исследователей, которые взяли на себя описание целых отделов, рукописей, босфорских монет, резных и литых икон, кипрских древностей. Постепенно большинство выпусков (кроме 10-13) были опубликованы.

"Несчастливый" каталог №13 по каким-то причинам так и не увидел свет, более того, до сих пор неизвестно, был ли он вообще составлен в то время.

Выдающийся русский исследователь византийского и древнерусского искусства Н.П.Кондаков , которому предстояло подготовить кипрскую коллекцию для публикации после смерти графа, в связи с разногласиями МАО, Императорской археологической комиссии и Русского археологического общества, вышел из состава МАО и вновь стал его членом лишь в 1899г. Возможно, именно поэтому ему так и не удалось поработать с коллекцией Уварова.

Фото автора.
Фото автора.

В Исторический музей памятники Древнего Кипра из фамильного имения Уварова в Поречье поступили спустя много лет после его смерти. В Главную инвентарную книгу Исторического музея кипрская коллекция была внесена в 1924г, но в 1927г большую ее часть (около 320 предметов) вместе с другими античными памятниками передали ГМИИ им.А.С.Пушкина. Т.к. коллекция была "зарубежная".

В 2005г. результатом совместного труда известного кипрского ученого, археолога Вассоса Карагеоргис и российских специалистов из музеев Москвы и Санкт- Петербурга стало издание каталога "Искусство Древнего Кипра в российских музеях" на английском языке, куда вошли наиболее ценные памятники из Исторического музея, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа. Последние два музея затем опубликовали свои каталоги по отдельности.

А остатки коллекция А.С.Уварова получили название "собрание".

А.С.Уваров выделил три периода в развитии кипрского искусства. Цитирую из информационных источников ГИМ. "Древнейший из них, который можно бы было назвать первобытным, отличается грубостью и наивностью форм...Затем второй стиль, который можно назвать финикийским, сохраняет большое сходство со стилем памятников ассирийских и египетских. Наконец, третий стиль представляет образы полного процветания греческого искусства... можно предположить, что древнейшие между кипрскими вещами принадлежат к той эпохе, когда открытие железа еще не было сделано".

Фляга 1800-1600 гг до н.э. №21, Кувшин 1800-1600 гг до н.э  №15, Кувшин 1800-1600 гг до н.э №13. Фото автора
Фляга 1800-1600 гг до н.э. №21, Кувшин 1800-1600 гг до н.э №15, Кувшин 1800-1600 гг до н.э №13. Фото автора

В Историческом музее хранится множество терракотовых статуэток из собрания А.С.Уварова. Однако на выставке представлены лишь те экземпляры, которые с той или иной долей вероятности связаны с древне-кипрским искусством. К сожалению, никаких указаний о месте происхождения этих памятников в коллекционных списках нет.

Все такое маленькое. Но есть сосуды покрупнее, и они тоже красивые.

Миска  с белой облицовкой с росписью №67 1450-1200 гг до н.э., кувшин №68 того же периода, кувшин с красной облицовкой №61 1800-1600 гг до н.э. Фото автора
Миска с белой облицовкой с росписью №67 1450-1200 гг до н.э., кувшин №68 того же периода, кувшин с красной облицовкой №61 1800-1600 гг до н.э. Фото автора

Или вот такие.

Фото автора
Фото автора

Наиболее ранние терракотовые фигурки относятся к 1450-1200 гг до н.э. Это зооморфные изображения богинь с птичьими ликами и с большими серьгами в ушах. Две их них (№№98,99) имеют подчеркнуто широкие бедра и большую грудь.

Антропоморфные  терракотовые фигурки богинь с птичьим лицом 1450-1200 гг. до н.э. №98 и №99. Фото автора
Антропоморфные терракотовые фигурки богинь с птичьим лицом 1450-1200 гг. до н.э. №98 и №99. Фото автора

А у третьей №100 бедра заметно уже. Разновидностью подобных памятников была статуэтка с обычным лицом №101, но у нее присутствует массивный клювовидный нос.

Антропоморфные  терракотовые фигурки богинь с птичьим лицом 1450-1200 гг. до н.э №100 и №101. Фото автора
Антропоморфные терракотовые фигурки богинь с птичьим лицом 1450-1200 гг. до н.э №100 и №101. Фото автора

Без сомнений, такие статуэтки-богини связаны с культом плодородия, женского начала, их изображения известны у многих древних народов.

Терракотовые и известняковые фигурки выставлены вместе.

В собрании Исторического музея нет крупных терракотовых фигур, столь характерных для кипрского искусства VI-V веков до н.э. Но есть несколько фрагментов , которые относятся ко времени 600-450 гг до н.э. Большинство из них представлено мужскими головами (№104,105). Изображение юного безбородого мужчины (№104) входит в круг скульптурных памятников нео-кипрского стиля. Значительная часть голов с бородой. Интересна голова бородатого мужчины в диадеме с розетками , выполненная в нео-кипрском стиле (№103). Голова воина (№105) в коническом шлеме с гребнем, опущенным вперед, возможно, является частью гротескной скульптуры или это какой-то региональный стиль. И выразительны парные скульптуры храмовых мальчиков.

Мужская голова в диадеме VI в до н.э. №103. Голова воина в коническом шлеме VI в до н.э №105. Мужская голова в шлеме  глина VI в до н.э. №104.  Голова мальчика  IV в до н.э. известняк №189. "Храмовый мальчик" IV в до н.э. известняк №188. "Храмовый мальчик" эллинистическое время известняк №191.  Фото автора
Мужская голова в диадеме VI в до н.э. №103. Голова воина в коническом шлеме VI в до н.э №105. Мужская голова в шлеме глина VI в до н.э. №104. Голова мальчика IV в до н.э. известняк №189. "Храмовый мальчик" IV в до н.э. известняк №188. "Храмовый мальчик" эллинистическое время известняк №191. Фото автора
Фото автора.
Фото автора.

Женская голова (№106), показывающая киприотку в саккосе, в коллекции только одна. На ней ожерелье и серьги, и диадема ( или венок) с розетками. Более поздняя женская голова (№150) в саккосе и диадеме сохранила следы раскраски. Привлекает внимание стоящая фигурка (№108) с каким-то предметом в руках. Мужчину или женщину она изображает? Изготавливались фигурки одинаковыми и в одних мастерских. Грудь у фигурок не выделена. К тому же типу относится еще целый ряд голов, которые условно можно считать женскими. У некоторых из них (№109, 110, 114, 115) даже сохранился вертикальный стержень для крепления головы в тулове статуэтки.

Невозможно даже определить, в каких мастерских ( в восточной части Кипра или в северной) фигурки были изготовлены. Несколько однотипных статуэток - стоящие женские фигурки с ожерельем на шее. Другие стоящие женские фигурки, также с ожерельями на шее, но с разведенными в стороны руками. Очевидно, это богиня или участница ритуала в честь божеств. Качество таких статуэток различается- некоторые изготовлены грубо и явно были рассчитаны на массовое потребление и кратковременное использование, скорее всего в качестве дара.

Диадемы чаще встречаются в известняковой скульптуре, при этом сами "персонажи" облачены в специфические короткие брюки-шорты, что говорит об их высоком социальном статусе.

Фото автора.
Фото автора.

К продукции массового производства также относятся различные женские скульптурные изображения позднего классического периода, например, две головы (№150, 159), статуэтки танцующей девушки и другие.

В ГИМ представлена целая серия известняковых скульптур, характерных для кипрского искусства. В коллекции Уварова - это мужские и женские головы от различных скульптур. Здесь тоже разный уровень изготовления, некоторые явно предназначены были для размещения в нишах для обозрения только с одной стороны.

Мне понравился сидящий лев. Очень выразительный.

Сидящий лев с открытой пастью. Нач.V в до н.э. Фото автора
Сидящий лев с открытой пастью. Нач.V в до н.э. Фото автора

Самая красивая женская голова . Вторая половина III в. до н.э. Известняк, краска, резьба, роспись. (№192).

Бегло взглянув на эту красоту, полюбовались видами на Красную площадь. Листайте.

И посмотрели разборную чугунную лестницу, ведущую в служебные помещения, где сотрудники музея работают над каталогами. Ежегодно коллекции ГИМ пополняется на 15000 экземпляров.

Фото автора.
Фото автора.

Судя по тому, что на пояснительных табличках у экспонатов стоят номера, каталог собрания все-таки составлен.

Выставка понравилась. Экспонаты показались красивыми и даже не очень-то древними, изящными. Не очень понятными, но симпатичными.

Чуть позже расскажу и о других выставках в Историческом музее, которые посмотрела: о временной "Под знаком Зодиака" и об обновленной экспозиции Золотой кладовой.

Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала. А гостям канала не пропустить новые публикации.
Спасибо, что дочитали, подписались, отреагировали. Хороших всем прогулок и ярких впечатлений!