Пусть на первый взгляд написание стихов для детей кажется несложной задачей, быть хорошим детским поэтом — величайшее умение. Как и детская проза, поэзия для детей — это отдельный жанр со своими правилами и законами.
В первую очередь хороший детский поэт тот, кто сохраняет в себе частичку «детскости», кому нескучно прибывать с детьми в их мире. Такой поэт безошибочно чувствует, что действительно интересно ребенку.
Есть несколько основных правил написания стихов для детей:
— В первую очередь такие стихи обязаны быть искренними. Стихотворения должны писаться от чистого сердца, ведь дети особенно остро ощущают фальшь и пренебрежительное «сюсюканье», некоторый «взгляд сверху».
— Следует определиться, на какую возрастную группу ориентировано стихотворение (дошкольники, младшие школьники или подростки), чтобы оно было понятно и интересно ребенку, «попадало» в его вкусы.
— Язык стихотворения обязан быть простым и ясным, без излишних «красивостей». Следует избегать жаргонизмов, неологизмов, ругательных слов (в том числе распространенного слова-паразита «блин»). Стихи — то, что вживается в память ребёнка, воспринимается им как норма русского языка, прививает литературный вкус.
— Легче всего дети воспринимают стихотворения, написанные ямбом или хореем. Стихи с такой ритмикой легко произносятся и запоминаются.
На слух стихотворение должно звучать гармонично и просто, ритм его должен быть четок и несбивчив.
Дети отдают предпочтение чёткой мужской рифме.
— Рифмы могут быть простыми и ощущаться затертыми для взрослой поэзии, но в детской всё воспринимается иначе: ребенок впервые открывает их для себя.
— Детские стихи не должны быть заумны, полны абстракций и сложных конструкций как произведения для взрослых, а богаты на яркие, легко воспроизводимые визуальные образы. Это позволит ребенку без труда вообразить происходящее в стихотворении и окунуться в его художественный мир.
— Не стоит ударяться в морализаторство, это лишь оттолкнет юного читателя. Важнее, чтобы ребенок самостоятельно сделал первые духовные открытия, без указки разобрался, где есть «зло», а где «добро». Нужно стремиться развить в ребенке тягу к высокому и прекрасному, говорить с ним о важном и значимом, но не муштровать и поучать.