Найти тему
КиноманИаК

Как у новой ленты Джонатана Глейзера "Зона интересов" (2023) получилось шокировать зрителей?

Продолжаем обзоры громких картин 2023 года, и обсудить хочется ленту, которую ждали еще с прошлогоднего Каннского фестиваля: тогда "Зона интересов" была впервые показана зрителям и по итогам взяла вторую по значимости награду - Гран-при. В нынешнем наградном сезона лента уже отметилась на премии Британской киноакадемии BAFTA, взяв 3 награды, в том числе за лучший британский фильм. У картины еще есть 5 номинаций на "Оскар", курьез в том, что снята она на немецком и польском языках и заслуженно входит в число самых ярких картин года. Отдельно хочу сказать про режиссера Джонатана Глейзера: снимает он редко, поэтому каждая картина оказывается событием. В крайний раз у режиссера фильм выходил в 2013-м году, и это была лента "Побудь в моей шкуре". Говоря про отстраненный стиль режиссера, его перфекционизм в построении кадра при нарочитой минимальной эмоциональности повествования, многие критики сравнивают его с великим и ужасным Стенли Кубриком, надо отметить, что небезосновательно. Тот исследовал феномен насилия через показ жестокости в "Заводном апельсине", Глейзер же ухитрился выпустить "Зону интересов", которая тоже касается темы насилия и массового уничтожения, но при этом не показывает ни одной шокирующей сцены. Попробуем разобраться, какой получилась новая работа Джонатана Глейзера, и стоит ли она просмотра.

Первые сцены ленты показывают почти идиллию: недалеко от реки в достаточно большом и богатом доме живет большая семья. Их отец, гладко выбритый и постриженный под современного хипстера, сильно занят на работе, тем не менее, всегда завтракает с семьей. Его жена максимально занимается разбитым возле дома большим садом, где есть небольшой бассейн, цветет много прекрасных цветов, рядом - большой огород, чтобы такую семью можно было кормить только натуральными продуктами. К ним приезжает теща, которая искренне поражается их высокому качеству жизни, почти открыто говоря о зависти. В выходные семья отдыхает у речки, отец семейства рыбачит, в то время, как дети плещутся в воде. Но мать семейства не зашивается в одних заботах об огороде: у нее есть целый штат прислуги, облегчающий ей работу. Недалеко от них есть железнодорожная станция, на которую периодически прибывают поезда. Но только в какой-то момент в дом приносят ворох одежды, из которой жена берет себе дорогую шубу и бежит ее мерить в свою спальню, а прислуга разбирает детские вещи. В этот момент зритель видит подвох, из-за чего вся эта идиллия рушится на глазах и начинаешь понимать, почему с первых кадров чувствуется двойное дно.

-2

Напротив дома видна высокая стена с колючей проволокой - это Освенцим. Лагерь смерти, в котором уничтожение людей было поставлено на поток, филиал ада на земле, через которой прошло несколько миллионов человек. Показанные люди - это семья коменданта лагеря Рудольфа Хесса. Глава семейства вскоре облачается в более привычную для него форму от Hugo Boss, а его жена Хедвига, дочка фермера, которая наконец-то дорвалась до роскоши, вообще не стыдится лазить по карманам принесенных вещей и пользоваться чьей-то помадой, которая владелице уже явно не понадобится. К ней приходят подруги, с которыми она вполне буднично болтает, обсуждая полученные вещи и иные приобретения, в то время, как ее муж собирается в гостиной и со своими "коллегами" очень непринужденно обсуждает способы увеличения масштабов массовых убийств людей. Что создает почти экзистенциальный ужас.

-3

Подход Глейзера необычен: в лентах подобного рода зрители уже привыкли к шокирующим сценам происходящего в концлагере, здесь же ничего такого не показывается. Используются только аудиоэффекты, которые пугают возможно даже сильнее, чем какая-нибудь показанная жесть. Зритель видит, что прибывающие на станцию железнодорожные составы - это те самые "поезда смерти", которыми свозили со всей Европы тех несчастных, кто не попадал под критерии "нормальности" властей Третьего Рейха. Но зритель увидит только стоящего в тумане Хесса, который безразлично куда-то смотрит, в то время как за кадром слышны многочисленные крики людей, не понимающих, куда их привезли. В другой сцене маленький сын коменданта лагеря играет в солдатиков и наказывает "провинившихся": за кадром зритель слышит, как топят одного из заключенных за незначительную провинность. А жена коменданта, поливающая ярко-красные цветы, внезапно получает аудиосопровождение последних криков оказавшихся в газовой камере. В фильме нет ни одной сцены насилия в кадре, но звуковое сопровождение способно действительно испугать.

-4

Хессу дают повышение и переводят в Берлин, но его жена Гедвига в ультимативной форме дает понять, что сюда она вложила много сил и никуда не поедет, выедая мозг своему мужу о необходимости оставить ее с детьми в этом доме. Хесс понимает, что он творит, пытается отбрыкаться от новой должности, а получив ее, в прострации бродит по темным лестницам, периодически страдая от тошноты и вглядываясь во тьму. Но ницшеанская мудрость оказывается справедливой в любые эпохи: "не вглядывайся во тьму, иначе тьма начнет вглядываться в тебя".

-5

Режиссер Джонатан Глейзер считается режиссером, который снимает классические жанры под непривычным углом. Его "Зона интересов" - это экзистенциальный хоррор, прячущийся за картинами пасторальной жизни на первый взгляд обычной богатой семьи, но за их приличным существованием скрыты страдания многих миллионов людей, это "двойное дно" фильма способно вызвать настоящий ужас, ухитряясь не показать никакой жести. Эта лента, безусловно, оправдывает ожидания, но смотреть такое кино тяжеловато. Фильм сделан по роману Мартина Эмиса, от которого остался основной сюжет, который Глейзер препарирует под почти документальную хронику, в которой под показанной обыденностью скрывается настоящий ужас.

Почти уверен, что на грядущем "Оскаре" лента Глейзера возьмет, как минимум, две статуэтки: наверняка фильм наградят за лучшую картину на иностранном языке, а также за звук. Работа звукорежиссера здесь инновационна, по крайней мере, не припомню, чтобы подобное кто-то делал. Да и за адаптацию сценария Глейзера вполне могут отметить. Конечно, в прокате фильм себя особо не показал, но справедливости ради, скажем, что подобное кино снимают не для больших сборов. У критиков, конечно, подобная тематика всегда заходит, и "Зона интересов" исключением не стала, получив свыше 90% положительных рецензий.

-6

Касаясь вопроса, смотреть или нет это кино, отвечу сразу: фильм точно не для всех. Тут нет визуального насилия, но лента способна если не испугать, то точно оставить ком в горле. Если вы любите Стенли Кубрика и неравнодушны к предыдущим лентам Глейзера, эта картина точно оправдает ожидания. Этот фильм просмотрел за 1 раз, не возникло желания его поставить на паузу, но опять же, это дело вкуса. Одно могу сказать точно: фильм заслуживает выданные ему авансы, являясь одной из наиболее заметных картин года.

Рекомендую к прочтению обзор на неоднозначную "Бетонную утопию":

А также рецензию на другого оскаровского номинанта этого года:

------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.