Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Основные виды жизненных сценариев.

В прошлой статье описала, что такое жизненный сценарий. А сегодня опишу их виды.

Виды современных сценариев.
(М. Макарушкиной)
1. Сценарий «Боец»
Такие люди постоянно борются — с трудностями, оппонентами, врагами, со своими недостатками.
Они воюют за территорию, деньги, власть, ресурсы, собственную возможность стать лучше. Трудности их мобилизуют, заставляют увеличивать усилия. Но победа приносит лишь временное удовлетворение, ведь достигнутая цель быстро обесценивается. Она нужна затем, чтобы подготовиться для нового рывка. Известные представители этого сценария — полководец Александр Суворов (не проиграл ни одного сражения, дал более 60), Наполеон (провел огромное количество военных компаний), а из литературных героев — любимые всеми мушкетеры.

Родители «готовят» (часто неосознанно) таких «бойцов» с младых ногтей. Отцы поддерживают намерения ввязываться в драку («Покажи им всем, на что ты способен!»), развивают спортивный азарт, матери водят на конкурсы, стимулируют конкурентность в учебе. Любой экзамен такие дети воспринимают как победу или, увы, позорный проигрыш. Выросшие представители этого типа предпочитают военную карьеру или работу в конкурентном бизнесе.

Другой тип сценария «Боец» нацелен на преодоление своих страхов, комплексов, болезней. Пример — автор книги «Как закалялась сталь» Н. Островский, сумевший, несмотря на короткую жизнь (всего 32 года) и тяжелую неизлечимую болезнь, состояться как писатель, вдохновитель молодежи не только своего, но и последующего поколений.

В детстве им внушали либо «стимулирующую» установку — «Мальчики должны быть... (сильными, умными и т. либо негативную: «На кого ты похож? Ты нюня, ты слабак, тюфяк, толстяк...» И ребенок, которого дразнили и ругали, просто вынужден был меняться, совершенствоваться.
«Бойцы» всегда мечтают стать идеальными.

Ключевые качества "бойцов" - энергия, огромная воля, стрессоустойчивость, решительность, умение держать удар, стратегический подход (понимание цели) и гибкий тактический ум (необходимый для достижения цели). Часто им свойственно отсутствие милосердия, сострадания и жалости к конкурентам.

Их жизненная стратегия — оставаться самыми сильными, профессиональными, успешными.

За каждым сценарием скрывается тот или иной глубинный архетип — подсознательный, собирательный образ, находящий отражение в мифах, легендах, сказках. Архетипы есть у всех народов и всегда вызывают глубокий эмоциональный отклик, За сценарием «Боец» стоит архетип «Герой». Этот сценарий отлично работает в спорте.

2. Сценарий «Вечный ученик».

Учиться — это прекрасно, но есть люди, которые хотят остаться вечными студентами навсегда. Это их сценарий. Они оттягивают время начала реальной жизни, реальной работы, практического освоения обретенных знаний. Они боятся, не хотят брать ответственность за потенциальные неудачи и трудности. В детстве в семьях носителей этого сценария царит благополучие.

Родители занимают по отношению к своему чаду опекающую позицию, подчеркивают его «детский» статус, оберегают от любых сложностей, от ответственности, долго не позволяют самостоятельно принимать решения. Ребенок слышит от старших фразы: «Тебе это рано, ты еще маленький», «Учись, работать всегда успеешь», «Не вмешивайся, когда разговаривают взрослые, пойди поиграй», «Хорошая учеба — единственный залог счастья», «Главное, учись! приложится»...

Этот сценарий — не про естественный поиск себя, который должен быть у каждого человека, а про вечную обреченность на такой поиск. Ребенок, часто восторженный, верящий в идеалы, слышит увлекательные истории о том, как важно найти себя в мире. В то же время от членов семьи он получает посыл о том, что его отцу (деду, дяде) так и не удалось найти то самое заветное, желанное, сокровенное, свое место. В итоге у ребенка складывается противоречивое представление: да, необходимо искать себя и тогда наступит счастье, но на самом деле это дело почти безнадежное. Бессознательно обреченный на поиски недостижимого идеала собственной жизни, человек становится пленником сценария «Вечный ученик».

В чем проявляется этот сценарий? В постоянном обучении, частой смене профессий, что позволяет человеку всякий раз «законно» оставаться начинающим.

В основе сценария — архетип «Дитя». Человек доверчив, открыт новому опыту, но не уверен в себе, несамостоятелен и беспомощен, как невзрослеющий мальчик Питер Пэн или Риег Aeternus, «вечный юноша» из «Метаморфоз» Овидия.

Качества людей, живущих по сценарию «Вечный ученик» — энергичность, готовность учиться, желание пробовать новое, но в «безопасных» рамках, недостаток амбиций, уверенности, дерзости.

Стратегия сценария — учиться, учиться и учиться. Именно состояние ученичества, студенчества позволяет человеку оставаться в зоне комфорта и спокойствия, избегать стрессов, рисков и ответственности.

3. Сценарий «Баловень судьбы».

Есть люди, которым все удается, у которых все складывается и получается. Их любят — окружающих привлекает легкость их бытия.

Такой сценарий типичен для счастливчиков, которые оказались на вершине социальной пирамиды.
«Баловни судьбы» легко учатся в школе, легко поступают в институт, им везет на экзаменах. После окончания института их ждет перспективная работа.

Они родились в благополучных семьях и получают по наследству «ген счастья». Родин поддерживают и вдохновляют их, учителя — хвалят за успехи, сверстники — симпатизируют, хотят дружить. Мир благоволит к ним.

Стратегия таких людей такова: конечно, надо работать, ставить цели, но при этом надеяться на счастливую судьбу. «Баловни судьбы» обладают радостным, легким, позитивным характером.

И в этом сценарии было бы все слишком просто, если бы не «заклятия» — ограничения, которые накладываются даже на благоприятные сценарии. Дело в том, что за все надо платить.

Иногда человек, чтобы стать «везунчиком», должен выполнить какое-нибудь важное условие. Звучит как в сказке? Но мы-то знаем, что сценарий завязан на семейных мифах, на мистических, непостижимых повторениях значимых событий. Как же это происходит?

Первое ограничение: Ребенок усваивает послание беспокойных родственников — он будет успешен в жизни, только если (или когда) получит высшее образование, женится, переедет в столицу, заработает первый миллион... Подчас семейная и личная истории подтверждают и углубляют сценарий. Человек становится «баловнем судьбы» только при выполнении поставленного условия — а затем, конечно, живет долго и счастливо.

Второе ограничение сценария противоположно первому: «герой» будет счастливым, пока не нарушит определенное условие. Сценарное предупреждение звучит так: «Ты будешь счастлив до тех пор, пока не перестанешь делать что-то крайне важное (например, слушаться старших, помогать им) или не нарушишь некоторые установленные в семье незыблемые правила (например, влезешь в долги, покинешь родину)». Человек нарушает данное слово — эмигрирует, открывает бизнес за границей, перестает ездить за советом к родственникам... и вдруг фортуна отворачивается от него.

Если «первопроходец» мыслит творчески, то его сценарий — залог счастливой жизни. К сожалению, так бывает не всегда. Порой жертвами этого сценария становятся самые обычные люди — и они обречены на трудную и даже трагичную судьбу. Ведь сценарий сам по себе не предполагает непременного успеха.

4. Сценарий «Все надо заслужить»
Как в пословицах: «Любишь кататы:я — люби и саночки возить», "Терпенье и труд все перетрут», «Без трута не вытянешь и рыбку из пруда».

Трудягам воздается по заслугам. Если они чего-то хотят, то начинают работать и получают результат. Однако не все Золушки становятся принцессами, но живущие по этому сценарию всегда действуют по правилу: потрудился — получаешь результат. Им надо заработать вознагражление.

В детстве живущие по этому сценарию получают послание о пользе трудолюбия. «Если ты будешь работать, то всего достигнешь», «Станешь отличником — получишь подарок»... Все поступки связаны с наказанием или поощрением. «Да, я заслужил это» — ключевое убеждение такого человека в любой ситуации, хорошей или плохой.

Представители этого сценария не ждут удачного момента и не рассчитывают на везение. По их опыту, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, чудес не бывает.

Сценарий «Все надо заслужить» — удел многих спортсменов, как и сценарий «Боец». Регулярные тренировки всегда приносят свои плоды.

5. Сценарий «Первопроходец».

Его представители «вынуждены» всегда приходить на новые проекты, начинать новое дело, осваивать новые области. Часто этот сценарий повторяется в истории целого рода, предыдущих поколениях семьи (эмигранты, путешественники, экспериментаторы).

В детстве взрослые поощряли их и даже провоцировали: «Попробуй! Давай вместе! Рискни!»
Отцы будущих экспериментаторов много занимаются сыновьями, вникают в их жизнь и планы. Они и сами всегда стремятся «не застаиваться» — и неустанно транслируют этот подход своим мальчикам, используя любой подходящий случай, тормоша сыновей, не давая сидеть на месте.

Основы этого сценария — сильнейшая энергия изменений, стремление к риску, разрушение изживших себя устоев, создание новых ценностей и правил. Это «программа» предпринимателей, основателей, инноваторов, пионеров.

Если «первопроходец» мыслит творчески, то его сценарий — залог счастливой жизни. К сожалению, так бывает не всегда. Порой жертвами этого сценария становятся самые обычные люди — и они обречены на трудную и даже трагичную судьбу. Ведь сценарий сам по себе не предполагает непременного успеха.

В основе сценария — архетип «Бунтарь». Такой человек бросает вызов обыденности, успокоенности, стабильности, полон сил создавать свежую, обновленную реальность.

б. Сценарий «Серый кардинал»
«Серые кардиналы» вершат большие дела, определяют стратегии, влияют на принятие ключевых решений — и остаются в тени: ответственность за последствия (как и слава) достается другим.

Их объединяют важные личностные особенности. Обычно это умные, рациональные люди с развитой интуицией и сильным характером. Они — интроверты, не склонные к публичности. Закрытые, молчаливые, циничные, они недоверчивы, устойчивы к стрессам, готовы за себя постоять и подчинять своей воле других. Они чувствуют чужие слабости, манипулируют и спокойно ждут момента, чтобы исподволь, тонко добиться желаемого результата, достигнутого чужими руками. Они — прирожденные игроки, опасные и коварные оппоненты. У них нет потребности В публичном признании, но есть — во власти. Властолюбие для них — главная потребность и приоритетный мотив.

7. Сценарий «По течению».

Люди, плывущие по течению, бывают разными. Общее — то, что внешние условия определяют их бытие. Когда условия благоприятны, они могут оказаться на вершине пирамиды. Но, обладая слабыми амбициями и неустойчивой мотивацией, они редко удерживаются на серьезных позициях. Впрочем. они и не переживают: потом подвернется еще какой-нибудь вариант. Главное — ловить течение, не упускать новые шансы.

В детстве такие люди отличаются спокойным, мягким характером. У них нет ярких способностей, но нет и выраженных недостатков. Взрослые ими довольны, и сами они всем довольны. Посылы, которые эти дети слышат от родителей: «Тише едешь — дальше будешь», «Не высовывайся и не выпендривайся».

В сценарии «По течению» живут благополучные семьи, где обеспеченные родители «расчищают дорогу» и не требуют от ребенка никаких усилий. Выросшие дети «барахтаются» в житейском море — праздные, ленивые, привыкшие, что все за них делают и даже выбирают заботливых жен или мужей-трудяг. Они не радуются подъемам, не расстраиваются из-за падений. А зачем, если не стремишься к вершинам?

Возникает этот сценарий и в неблагополучных семьях, где родители не служат хорошим примером для подражания, не развивают таланты детей, а безответственно отпускают ребенка «на волю». Выросшие дети часто плохо кончают, попадают в криминальные компании, спиваются. Ведь течение, по которому они плывут, может оказаться мутным и грязным.

Личностные особенности носителей этого сценария — покорность судьбе, тяготение к стабильности, ведомость. «Позвали», «пригласили», «так получилось» — их лексикон. Они обычно удовлетворены тем, что имеют. Бывают неплохими командными игроками, могут долго оставаться на одном месте, «в зоне комфорта». У них слабая воля. Они не могут себя заставить делать то, что требует напряжения. Развитие, новые впечатления их не занимают. Они редко заглядывают вперед, у них нет собственных последовательных жизненных планов.

Чаще всего представители этого сценария относятся к конформному типу личности.

8. Сценарий «Наблюдатель».

Пример сценария «Наблюдатель». Клиент из семьи военных. Частые переезды, когда нет возможности привязываться к людям, семейные посылы и запреты — «не лезь», «не связывайся», «ты не такой, как все» — заставили его стать вечно посторонним.

Исследователи родительских предписаний Мэри и Роберт Гулдинги описали еще одно сценарное послание — «не доверяй». Помимо прямых указаний, им может стать уход из семьи или смерть одного из родителей. Чувствуя себя покинутым и не зная об истинных причинах исчезновения отца или матери, ребенок решает больше никому не доверять. Такое же решение малыш принимает, если старшие члены семьи ему врут и манипулируют им. Человек вырастает подозрительным, отстраненным. Его привычная роль — «наблюдатель». Иногда формирование этого сценария связано и с физическими проблемами ребенка — тяжелой болезнью, явными недостатками внешности.

9. Сценарий «Под горку».

Пример: Был успешный человек, а потом дела пошли все хуже. Был богат — обеднел; имел возможности, друзей — все исчезло. Каждый шаг — вниз, а не вверх. «Скатываться» можно как резко, так и медленно, годами, незаметно. Неизменно одно: вектор движения направлен вниз.

Ключевые посылы, которые будущие носители этого сценария слышат в детстве: «Ты не можешь нигде удержаться, как и твой отец», «Да, подняться-то легко, а удержаться трудно», «Таких, как ты, им не надо», «В жизни за взлетом следует падение».

Этот сценарий часто формируется у отпрысков богатых родителей. Отец или мать дают выросшим детям «порулить» бизнесом, но внутренне уверены, что у них ничего не выйдет, как бы «программируют» на неудачу, и успешное дело оказывается убыточным.

10.Сценарий «Авантюрист».

На первый взгляд похож на сценарии «Первопроходец», «Боец» и «Серый кардинал», — но на самом деле это «плутовской сценарий» с жизненной программой мошенников и аферистов. Это Хлестаков, Чичиков, граф Калиостро и Мата Хари, чья жизнь интереснее любого приключенческого романа.
Такой человек самоуверен, склонен к риску, не боится людей, перемен, конфликтов, обладает хорошим социальным интеллектом, чувствует других и их слабости и многое хочет получить. Он обаятелен, изворотлив, способен обернуть ситуацию себе на пользу. Он коварен, эгоцентричен, безжалостен и жаден, лишен глубоких привязанностей, эмпатии, сострадания, не уважает закон и тяготится любыми ограничениями, включая моральные нормы. Про таких, как он, говорят: «Соврет — недорого возьмет».
Он способен попасть в любую ситуацию и выпутаться из нее, сколь безнадежной она бы ни была.

Такие дети растут в неблагополучной семье и необязательно с материальной точки зрения: ребенку может просто не доставать безусловной любви и заботы. Будущие плуты предоставлены самим себе. Взрослые внушали ему: "Тебе в этой жизни не на кого рассчитывать», «Надейся только на себя»," "Выкручивайся, как можешь".
Эти дети сообразительны, полны любопытства к миру и желания себя проявить.

В основе сценария «Авантюрист» два архетипа: «Бунтарь» и «Трикстер». Бунтарские стороны Сценария — жажда наживы и разрушения, мятежность, агрессия, редкостная неустрашимость, противопоставление принятым нормам. Архетип «Трикстер» олицетворяет игровое, творческое, «задиристое» начало, физические страсти, обман, неподвластные разуму импульсы, жестокость. В нем уживаются ипостаси животного, человека и божества.

Р. и М. Гулдинги.
Если сценарий Вас не устраивает, вы можете заменить его на лучший или разрушить его и жить спонтанно.
Освобождение от сценария приводит человека к необходимости принимать самостоятельные решения, делает его персонально ответственным за свою судьбу.

Себя нашла в 4-м сценарии "Всё надо заслужить". Много хорошего в нем, но многое меня и не устраивает. Намерена изменить свой жизненный сценарий 😊

И каждый при желании может скорректировать свой.

Автор: Наталья Евгеньевна Богурова
Психолог, ЭОТ-терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru