В 1961 году в 20-25 км к северу от Норильска было открыто богатейшее Талнахское медно-никелевое месторождение.
В марте 1963 Проектная контора приступила к составлению проекта подземного рудника, предназначенного для разработки Талнахского месторождения. Первая очередь рудника, получившего название "Маяк", была введена "под ёлочку" 31 декабря 1966 года. На проектную мощность в 1 миллион тонн руды в год рудник "Маяк" вышел в 1968 - на один год раньше предусмотренного проектом срока. В первые годы эксплуатации рудника производственный травматизм был довольно высоким, при этом всего за период 1965-2006 гг. на руднике было 745 несчастных случаев, из них 30 - смертельных, 68 - тяжелых.
Сохранилось немало интересных фото времён строительства рудника "Маяк" в тогда ещё посёлке Талнах.
Панорама строительства рудника "Маяк", Талнах, 1964 г.
Панорама строительства рудника "Маяк", Талнах, 1964 г. Часть 1.
Панорама строительства рудника "Маяк", Талнах, 1964 г. Часть 2.
Талнах. Начало строительства рудника "Маяк"
Талнах. Проходческий копр скипового ствола рудника "Маяк"
Талнах. Рудник "Маяк"
Фото 31.08.1978. Рудник "Маяк", Талнах.
Фото 17.04.1971. Рудник "Маяк". Погрузка руды
Фото 15.07.1973. Рудник "Маяк". Электричка. Напомню, что с 1967 до конца 1970х годов на Талнах ходили рабочие поезда, которые представляли собой вагоны электрички, ведомые тепловозом.
Рудник "Маяк". На дальнем плане виден 5й микрорайон Талнаха - фото второй половины 1980х годов.
Напомню, что первая очередь рудника, получившего название "Маяк", была введена "под ёлочку" 31 декабря 1966 года. Однако, летом 1965 года Норильский комбинат торжественно отмечал свой 30-летний юбилей и, соответственно, каждое значимое производственное достижение стремились приурочить к юбилейной дате.
Безусловно, первая руда, добытая на Талнахском месторождении, буквально вытащившим Норильск из-под нависшей угрозы убыточности и хронического невыполнения правительственного плана по производству стратегических металлов, была производственным событием первой величины. И именно это событие было отмечено 18 июля 1965 года торжественным прохождением по улицам Норильска колонны самосвалов с первыми тоннами руды, извлеченными из подземелий рудника "Маяк".
Колонна состояла из груженых самосвалов КрАЗ-222, украшенных кумачовыми транспарантами, но во главе с портретом В.И. Ленина двигался декорированный ГаЗ-53.
На Ленинском проспекте. Обратите внимание - пропал профиль Ильича!
Предыдущее фото в цвете.
Вслед за "газоном" шла колонна "КрАЗов.
РОДИНЕ...
ПЕРВАЯ...
РУДА...
ТАЛНАХА!
Не забыли про юбилей Норильского комбината...
... и победителей соцсоревнования!
Ленинский проспект. На кабине самосвала, возможно, автор одной или нескольких фотографий из настоящей подборки.
В цвете напротив магазина "Космос".
А вот и портрет Ленина. Видимо, решили, что портрет лучше рисованного профиля.
На Гвардейской площади колонна сворачивает к улице Пушкина.
На Гвардейской площади колонна сворачивает к улице Пушкина.
На Гвардейской площади колонна сворачивает к улице Пушкина.
Колонна движется по улице Пушкина мимо стадиона "Заполярник". Дальнейший маршрут мне неизвестен. Могу только предположить, что после самосвалы разгрузились на Большой обогатительной фабрике (БОФ).
Любопытная деталь: колонна самосвалов прошла по Норильску 18 июля 1965 года , а ныне действующий мост через реку Норильская был торжественно открыт 29 июля 1965 года, причём только его железнодорожная часть!
Светлана Гунина по этому поводу пишет про мост:
29 июля 1965 года по нему уже прошел первый тепловоз, но автомобильную часть моста еще продолжали монтировать. В этот период оба моста существовали параллельно. И колонна КрАЗов с первой рудой Талнаха, которая была главным подарком к 30-летию комбината, пришла на норильский берег именно по понтонному мосту.
И в качестве небольшого бонуса выкладываю пару фото самосвалов КрАЗ-222 в Норильске.
ОГЛАВЛЕНИЕ КАНАЛА severok1979 ЗА 2019-2023 ГОДЫ:
Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год
Полное оглавление канала severok1979 за 2020 год
Полное оглавление канала severok1979 за 2021 год