30.07.20.
Сильный дождь ночью и утром. Встали в 8.30. Собирались довольно долго и вышли в 10.45. Идем вниз по автодороге до Маральника. Оказалось, что до турбазы «Заимка Алтая» ровно 14 км.
Перешли в брод реку Крутая. По колено местами. Мы уже шли в ботинках, все равно они уже были промокшие, терять нечего.
Потом дождь прекратился и вышло солнце.
Дошли до Маральника за 3 ч 45 мин.
На турбазе переоделись, пообедали, сходили в душ. Хорошо…
В 16.50 выезжаем из Маральника и в 17.40 приехали в Тюнгур.
По пути, перед выездом на трассу еще остановились и пофоткали красивый старый мост через Катунь.
Заселились на турбазе " У Алтайских берез". 1300 руб за двухместный "номер" без удобств. + 100 руб. парковка машины. Зато есть wi-fi и можно выйти на связь.
Купили там же ужин: лагман, овощное рагу, лепешку - за 490 руб. За пили все это вином (у нас с собой было). А потом пошли погулять.
Обратил внимание Наташи на то, что мост через Катунь в Тюнгуре теперь другой. Больше нет старого моста, построен новый бетонный. Я хорошо помню этот старый мост, по посещениям Тюнгура в 2001 и 2005 годах. Да, мост был интересный. Он был построен в 1977 году на месте бывшей лодочной переправы и прослужил более 40 лет. В 2005 году, водитель автобуса КАвЗ (тоже весьма древнего), на котором мы ехали от Бийска, высадил всех пассажиров и осторожно переполз на ту сторону. Мост раскачивался под автобусом, старые доски скрипели... Новый же, хоть танковую колонну выдержит.
31.07.20.
Подъем в 6.20. Выезд из Тюнгура в 8.00.
Немного прокатились по левому берегу Катуни вниз по течению, за пределы Тюнгура до о могилы красноармейца товарища Сухова (N 50° 9.623' E 86° 24.715'). Но это не тот Товарищ Сухов, о котором все подумали (и мы тоже). Просто однофамилец, некто Сухова Пётр Фёдорович — большевик, участник Гражданской войны, командир красногвардейского отряда, действовавшего летом 1918 года в Алтайских горах. Воевал в этих горах и погиб летом 1918 года. Да, Гражданская война докатилась и до этих мест.
В Устье - Кане остановились на заправку, залили 20 л бензина. Больше лить не стал (дорого и не понятное качество). Поискал в Усть – Кане кафешку, чтобы кофе выпить. Но нет кофе (вернее есть, но только растворимый). А я такой не люблю.
На выезде на Чуйской тракт зашли в кафе и перекусили за 455 руб. Тут кофе уже есть! Цивилизация! Далее едем по Чуйскоиу тракту в сторону Монгольской границы 106 км, до места с слияния Чуи и Катуни.
По пути проезжаем перевал Чике-Таман, который считается одним из самых красивых мест на Чуйском тракте. Высота перевала Чике-Таман составляет 1460 м, однако из-за своей крутизны он кажется значительно более высоким. До 1984 года Дорога на Чике-Тамане была в одну полосу с карманами для разъезда, поэтому водители на перевале постоянно сигналили, что другие водители могли заранее узнать о приближении встречной машины и остановится в кармане для разъезда. В 1984 году была закончена прокладка новой трассы на Чике-Тамане, теперь это хорошая асфальтированная двухполосная дорога. Однако старая дорога сохранилась, и говорят, что по ней до сих пор можно проехать. Старая и новая дороги соединяются на вершине перевала.
Место очень популярное и многолюдное. Хотя здесь довольно обширная парковка, мы еле нашли место для машины - народу туча. Тут же рынок со всякими сувенирами. Опять же сувениры по конским ценам. Всё то же на рынках Бийска, Барнаула и даже Новосибирска можно купить куда дешевле. Перекусить тут тоже можно, при желании.
Со смотровых площадок во все стороны отрываются отличные виды. Забавно, что несмотря на всю свою зрелищность, "Чике-Таман" переводится с алтайского языка как "плоская подошва"!
Едем дальше. Виды становятся все круче-круче!
Посетили место слияния Большого Яломана и Катуни, которое называется Яломанское городище (N 50° 31.250' E 86° 34.000'). Датируется городище VIII–IX вв. и является уникальным археологическим памятником, свидетельствующим о городской цивилизации средневекового населения Алтая. Расположено оно в устье реки Большой Яломан, на левобережье реки Катуни, слева от Чуйского тракта на мысу. Здесь сохранились остатки каменных фундаментов жилых построек. Построены здания были в несколько рядов, а наиболее уязвимые места мыса были укреплены крепостной стеной.
Кстати, тут неплохое место для ночевки с палаткой.
Около поселка Иня, посещаем легендарное сооружение Чуйского тракта – Ининский мост (N 50° 27.470' E 86° 37.400'). Вообще, на Чуйском тракте достаточно мостов старых или современных, но Ининский мост своей красотой и уникальностью превзошел их всех. При этом, это мост был первый в мире двухцепной висячий мост. В 1970 г, на 356-м км у села Иня вместо старого подвесного моста был построен новый железобетонный мост через реку Катунь, которым все пользуются и поныне. В 1994 г. старый подвесной мост был объявлен памятником истории и культуры Российской Федерации.
Доезжаем до слияния Чуи и Катуни. Место тоже очень популярное у туристов, следующих по Чуйскому тракту. Это священное для алтайцев место. Здесь спокойные, чистые воды Катуни принимают мутные воды Чуи. Величественная панорама окрестностей настраивает путешественника на добро и покой. Слева просматривается долина реки Чуи, вдоль которой бежит Чуйский тракт. Справа расположена долина Катуни, вдоль которой петляет горная дорога на село Инегень.
От стрелки двух рек, проехали ещё вдоль Катуни до поселка Инегень. До него пролдожена весьма приличная дорога. Сейчас, похоже, начали строить дорогу от Ини до Тюнгура. Любопытно, что в Тюнгуре уже есть указатель "Иня - 55 км". Но сейчас то там пока проехать не реально. Там, нашли симпатичное место и приготовили обед. Немного отдохнули.
Потом смотрим петроглифы в природном парке Чуй-Оозы
Недавно в знаменательном месте слияния Чуи с Катунью было обнаружено древнее святилище с рисунками необычайно крупных размеров. Их оставили люди, жившие здесь около 3-х тыс. лет назад в предскифское время. Известно, что у скифов существовал культ солнца, которому приносили жертвы. Как оказалось, обнаруженные рисунки говорят о том, что культ этот существовал и в более раннюю эпоху.
На скале выбито необычное солнечное божество, сочетающее в себе черты оленя и человека. Самое интересное в том, что в его изображении обнаруживается намёк на астрономические знания древнего человека о дневном светиле, о его движении по небосводу.
Но не скажу, что здесь они особо четкие, но кое - что разобрать можно. Потом прошлись до скалы с тайником, там тоже посмотрели рисунки. Как-то не отпускало чувство, что совсем недавно кто-то сидел и долбил камушком по железному шилу - точечки-сколы формируют силуэты человечков и животных. Ладно хоть это все можно бесплатно посмотреть. Но при желании, можно в парке найти экскурсовода и заказать экскурсию.
Территория около скал активно застраивается. Вездесущие гостевые домики подбираются всё ближе и ближе, при нас активно строили ещё несколько.
Ну и напоследок мы посмотрели Чуйские пороги. Свернули с трассы и вначале проехали по грунтовке вниз по реке и посмотрели на порог "Горизонт". Потом подъехали к порогу " Турбинный". Порог Турбинный (V к.сл.) это второй из трех сложнейших порогов нижней Чуи. Сам порог очень красив, поражает своей мощностью. Скорость потока и бурление порога завораживает просто. Но это для крутых профессионалов!
Все, мы достигли крайней точки нашего путешествия! И разворачиваемся на запад. Очень жаль конечно, хочется ехать дальше, но к времени в запасе у нас нет. А до дома порядка 6000 км.
Ночевка в палатке на берегу р. Туэкты, км за 20 не доезжая до Семинского перевала. Здесь от трассы крутой спуск, но проехать вполне можно. На всякий случай дам координаты, вдруг кому понадобятся (N50 55.212 E85 46.865). Стоим у самой речки и ее шум совсем заглушает трассу. Рядом пешеходный мостик, видимо пастухи им пользуются. Отбой в 22.40.
Видеообзор поездки по Чуйскому тракту
Начало путешествия тут: На Дастере из Петербурга на Алтай. Отчет о большом автопутешествии. Часть 1. Санкт-Петербург - окрестности Костромы
Предыдущая часть тут: Поход на Мультинские озера. На Дастере из Петербурга на Алтай. Отчет о большом авто путешествии.Часть 9
Продолжение следует: С Алтая через Новосибирск в Кемеровскую область На Дастере из Петербурга на Алтай. Отчет о большом автопутешествии. Часть 11
- Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
- Буду рад всем посетителям!