Найти тему
NordSkif & Co

Легенда о "призрачном трамвае" — печально известная конечная станция № 58

Сегодня я хочу рассказать о трамвайном маршруте № 58, который проходит от Московской площади до Зуглигета. Казалось бы, что интересного может быть в трамвайном маршруте? Однако, история его весьма любопытная...

Трамвай-призрак, затерянный в лесах Будайских холмов и в парке Зуглигет, который так любят посещать венгры для семейных прогулок — в этом таинственном и диком месте, всё становится ещё более интересным. Маршрут № 58 — это самая печальная трамвайная утрата Будапешта.

История маршрута № 58 началась в 1867 году, когда владельцы компании, которая занималась строительством конной железной дороги, решили запустить линию к парку. Это произошло 30 сентября 1868 года. Несмотря на то, что конка была довольно неудобной из-за своей медлительности и непредсказуемости, поток отдыхающих увеличился.

Первый трамвай побежал по рельсам к парку «Зуглигет» 15 сентября 1896 года. 4 июня 1900 года на линии произошло серьезное крушение: на спуске сорвался и перевернулся вагон. Четыре человека погибли и многие получили ранения, поэтому понятно, что это вызвало огромный скандал.

После этого происшествия владельцы компании решили изменить маршрут и сделать его более безопасным. С 1911 года на нем начали использовать только вагоны с новой системой тормозов, которая исключала потерю управления. В 1903 году на конечной станции был построен павильон в альпийском стиле, который стал настоящим украшением маршрута. Тонкие деревянные колонны создавали необычную атмосферу.

3D реконструкция павильона
3D реконструкция павильона

Круди Дьюла (1878-1933), венгерский писатель, упомянул эту станцию в своем романе «Красный дилижанс» (1913): «Мы долго ждали своего водителя на холмах Буды, но ожидание было скрашено огромными круассанами, которые подавали на этой великолепной станции…»

Вы только посмотрите на эту красоту… Это нечто настолько мистическое, что у меня дух захватывает.

Через несколько лет конечную станцию перенесли в местечко под названием Волшебная гора, где построили тупик для трамваев. Однако павильон на улице Сарваш Габор остался жемчужиной маршрута. После войны к зданию пристроили крыло, превратив его в жилой дом с квартирами. Это был дом на конечной станции, который трамвай объезжал с двух сторон.

-3
-4
-5

Конечно, пристройка крыла заметно подпортила внешний вид дома, он потерял свою воздушность и ажурность.

Устранение аварии
Устранение аварии

Маршрут был отменен из-за «Великой троллейбусной идеи». Планировалось развивать троллейбусное сообщение в Буде, и уход за трамвайными путями прекратился. Из-за износа путей в январе 1977 года маршрут стал работать как однопутный, а через несколько дней, 17 января, был «временно заменен автобусным маршрутом номер 58V». В 1980 году трамвайный маршрут был официально закрыт, а автобус, заменивший его, был переименован в 158. Троллейбусная линия так и не была запущена.

На этой фотографии запечатлена последняя поездка, которая состоялась 17 января 1977 года.
На этой фотографии запечатлена последняя поездка, которая состоялась 17 января 1977 года.

Сегодня часть путей была вырвана и продана на металлолом, а часть замурована под автостоянкой. И на месте, где раньше были рельсы, теперь тропинка для бомжей и непроходимая растительность. Мне даже неловко переходить к фотографиям сделанным в 2016 году.

-9

Вот он, трэм хаус. Здесь хорошо видно пристрой и его уродство. Внутри кучи мусора и пахнет бомжами. К счастью, местных жителей мы не застали. На чердаке живут какие-то бомжи-меломаны. Деревянные конструкции поражают воображение даже изнутри.

-10

Я стою на том месте, где раньше были рельсы. От них не осталось даже намека. Я постоянно спрашивала «А где рельсы? Они должны быть близко к дому». Но никаких следов. Просто тропинка и очень бурная растительность.

-11

Крыльцо. Где же круассаны? С ароматом истории… Прошло уже 40 лет, а здание все еще выглядит не очень хорошо. Хотя не так плохо, как можно было бы ожидать после 40 лет простоя. Сейчас ажурные резные перекрытия кажутся просто грудой дерева, не более того.

-12


Попытка повторить знаменитое фото провалилась из-за деревьев, которые своей густой кроной закрыли весь обзор и пути к отступлению.

С другой стороны. Тут когда-то тоже были рельсы, помните? А теперь здесь ходит автобус 158.

Вот такие тайны открыла нам печально известная конечная станция трамвая № 58. Измененная почти до неузнаваемости, плохо пахнущая и заброшенная, она все еще таит в себе еле заметное очарование, которое всплывает черно-белыми картинками в памяти всех, кто проходит мимо.

Спасибо за внимание!

Резидент творческого объединения Александра Zero для проекта NordSkif & Co

P.S. Пишут, что спустя год после нашего визита, станцию отреставрировали.

Если вам интересны подобные публикации — будем рады видеть вас в числе наших подписчиков. Не потерять канал в общей ленте, можно воспользовавшись функцией «закрепить» в вашей ленте подписок.