Найти тему
В поисках красоты

🌺 По закаулкам Эрмитажа - открываем малоизвестные экспонаты знаменитого музея (мир Востока).

Эрмитаж — это богатейшая коллекция памятников декоративного и монументального искусства, большая часть которых несправедливо остается за гранью восприятия обычного посетителя. Что вполне логично, ведь чтобы осмотреть роскошную коллекцию полностью не хватит и целой жизни. Но все же, почему бы не попытаться увидеть хоть некоторую ее часть?

Идея создания цикла статей, посвященных малоизвестным экспонатам Эрмитажа, родилась у меня во время прогулок по одному из пустующих залов знаменитого петербургского музея. Так уж получилось, что здесь есть излюбленные и широко известные маршруты — по дворцовым интерьерам и галереям монументального искусства — где всегда многолюдно и, думается, именно о них писали критики одной из моих первых статей, посвященных Эрмитажу (как водится абсолютно не поняв смысла самой статьи).

А есть залы, где посетителей единицы, зато в тишине и покое можно абсолютно комфортно и не торопясь, руководствуясь исключительно собственными вкусами и интересами, изучать особенно интересные экспонаты. Впечатлениями о тех, что особенно мне приглянулись, я и буду делиться с вами в статьях этого цикла. Как знать, может быть кому-то эта информация пригодится.

В этот раз мы познакомимся с несколькими представителями коллекций декоративно-прикладного искусства стран Востока и Азии: Монголия, Тибет, Индия и Япония.

Сами по себе эти коллекции огромны, но почему-то не пользуются популярностью у посетителей — за все время мне встретился едва ли десяток человек — а посмотреть здесь есть на что.

Женский головной убор, Монголия, конец 19 - начало 20 века, серебро, филигрань, инкрустация полудрагоценными камнями
Женский головной убор, Монголия, конец 19 - начало 20 века, серебро, филигрань, инкрустация полудрагоценными камнями

Вот, например, в сущности простой, но уникальный в своем роде женский головной убор из Монголии рубежа 19-20 веков. Разве скромная отделка и относительная простота орнамента делают его менее значимым по сравнению с более роскошными собратьями из коллекции галереи драгоценностей?

Конечно, возможно, роскошь более приятна глазу, нежели сдержанность красок полудрагоценных камней и тусклый блеск потемневшего от времени серебра, металлические росчерки которого смягчают радостный блеск разноцветной эмали. Но зато в этом изделии ощущается теплота жизни — он был не просто безделушкой, призванной годами пылиться на полке в качестве еще одного показателя статусности своего владельца, нет — он жил своей жизнью.

Это было чье-то украшение, возможно семейное, возможно подарок на свадьбу — с ним связывались какие-то надежды, представления, впечатления, и благодаря всему этому он получил что-то вроде отпечатка — отзвука жизни, который мы не можем увидеть, лишь почувствовать, ощутить, вглядываясь в лаконичные завитки узора, пытаясь понять, постигнуть его символику и значение...

Еще один не менее интересный экспонат — статуя буддийского божества из коллекции памятников Тибетского искусства. В маленьком зале огромное множество подобных бронзовых и каменных миниатюрных фигурок. Каждая наделена своим особым смыслом и имеет свою собственную историю.

Чакрасамвара, Тибет 16-17 века, бронза, позолота, инкрустация бирюзой
Чакрасамвара, Тибет 16-17 века, бронза, позолота, инкрустация бирюзой

Почему я сфотографировала эту? Не знаю, наверное, она показалась мне самой сложной и противоречивой. Изумительная тонкость и детализация сочетаются в ней со странным смешением пугающих и притягательных образов, подобно тому как роскошь солнечного света бронзы оттеняют холодные капли бирюзы.

Буддизм всегда казался мне самой интересной из мировых религий: его мифология и мировосприятие очаровывали и притягивали во многом именно благодаря этой самой противоречивости. Коллекция Эрмитажа в этом отношении — показательный пример.

Что касается искусства Индии, то здесь также можно увидеть множество интересных экспонатов (некоторые из них в будущем, возможно, еще появятся в какой-нибудь статье из данного цикла), но меня, как водится, в первую очередь привлекают те из них, которые отличаются наиболее тонкой работой и миниатюрностью деталей.

Изделия из слоновой кости, Индия, Моголы, 17 век
Изделия из слоновой кости, Индия, Моголы, 17 век

Например, изделия из слоновой кости эпохи династии Моголов XVII века. Невероятная детализация, сложность работы в сочетании с хрупкостью исходного материала завораживают: изучать прихотливый орнамент, в хитросплетениях которого скрыт некий смысл — сюжет, исполняемый миниатюрными фигурками и образами, словно вырастающими из него, можно бесконечно долго, и все равно что-то окажется скрытым, ускользнет даже от самого внимательного взгляда...

Изделия из слоновой кости, Индия, Моголы, 17 век
Изделия из слоновой кости, Индия, Моголы, 17 век

Наконец, Япония — самая загадочная и интересная, непостижимая для рационального европейского мировосприятия восточная культура. Главное здесь — это огромная коллекция нэцкэ и окимоно.

Нэцкэ, Япония, 19 век
Нэцкэ, Япония, 19 век

Эти маленькие изящные фигурки из дерева и слоновой кости — первое, что обращает на себя внимание в японской коллекции и из-за них же я в первую очередь и пришла в эти залы: где-то на задворках памяти сохранилось смутное воспоминание от одного из посещений Эрмитажа во времена студенческой молодости — тогда я часто коротала время между дневными и вечерними занятиями на просторах музейных залов. Как-то я случайно забрела на выставку нэцкэ — маленькие скульптуры с веселыми и пугающими сюжетами запомнились и запали в душу — было в них что-то доброе и радостное...

Нэцкэ, Япония 19 век
Нэцкэ, Япония 19 век

И вот теперь мне снова посчастливилось их увидеть, а заодно и узнать что не все они — суть одно и то же. Так, собственно нэцкэ — это украшения кимоно, что-то вроде подвесок или брелков. А есть еще и окимоно — точно такие же фигурки, с теми же сюжетами, такого же размера и из тех же материалов, но, оказывается, это уже исключительно предмет искусства, лишенный какой бы то ни было утилитарности — маленькие миниатюрные скульптуры.

Окимоно, Япония, конец 19 - начало 20 века
Окимоно, Япония, конец 19 - начало 20 века

Отличить нэцкэ и окимоно достаточно просто: в первых всегда есть отверстие для шнурка, которым они крепились к одежде. Забавно, но о существовании вторых я до недавнего посещения Эрмитажа не знала — все эти изящные, хрупкие миниатюрные фигурки в моем понимании были нэцкэ, и тут такое открытие... Как говорится: «век живи — век учись»...

В заключении еще один, наверное очень странный экспонат, - огромная ваза с необычным изображением — жутковатым лохматым героем некоего японского мифа, бесспорно обладающего своей исключительной значимостью и символичностью. Вот только увидеть нечто подобное на просторах Эрмитажа совсем не ожидаешь...

Ваза со сценами из рассказа о победе Минамото-но Ёримицу и его пятерых вассалов над демонами на горе О, Япония, 1870-1890-е гг.
Ваза со сценами из рассказа о победе Минамото-но Ёримицу и его пятерых вассалов над демонами на горе О, Япония, 1870-1890-е гг.

Собственно, к этому моменту, пройдя несколько залов, посвященных искусству Азии, я уже и забыла, что нахожусь в Эрмитаже — настолько непривычным оказался контраст европейской культуры, пронизывающей буквально все залы роскошного дворца, и странных сюжетов азиатской мифологии...

Подобное качество — исключительная особенность лишь самых выдающихся и богатейших музеев. Приятно, что величайшая коллекция произведений человеческой культуры во всем многообразии ее национальных и исторических проявлений находится именно в нашей стране.

О том, какие открытия ждут нас на ее просторах, остается лишь догадываться, надеюсь, в одной из следующих статей цикла я смогу поделиться с вами еще какими-нибудь из них.

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Еще больше статей об Эрмитаже:

По закоулкам Эрмитажа | В поисках красоты | Дзен