Эрмитаж — это богатейшая коллекция памятников декоративного и монументального искусства, большая часть которых несправедливо остается за гранью восприятия обычного посетителя. Что вполне логично, ведь чтобы осмотреть роскошную коллекцию полностью не хватит и целой жизни. Но все же, почему бы не попытаться увидеть хоть некоторую ее часть?
Идея создания цикла статей, посвященных малоизвестным экспонатам Эрмитажа, родилась у меня во время прогулок по одному из пустующих залов знаменитого петербургского музея. Так уж получилось, что здесь есть излюбленные и широко известные маршруты — по дворцовым интерьерам и галереям монументального искусства — где всегда многолюдно и, думается, именно о них писали критики одной из моих первых статей, посвященных Эрмитажу (как водится абсолютно не поняв смысла самой статьи).
А есть залы, где посетителей единицы, зато в тишине и покое можно абсолютно комфортно и не торопясь, руководствуясь исключительно собственными вкусами и интересами, изучать особенно интересные экспонаты. Впечатлениями о тех, что особенно мне приглянулись, я и буду делиться с вами в статьях этого цикла. Как знать, может быть кому-то эта информация пригодится.
В этот раз мы познакомимся с несколькими представителями коллекций декоративно-прикладного искусства стран Востока и Азии: Монголия, Тибет, Индия и Япония.
Сами по себе эти коллекции огромны, но почему-то не пользуются популярностью у посетителей — за все время мне встретился едва ли десяток человек — а посмотреть здесь есть на что.
Вот, например, в сущности простой, но уникальный в своем роде женский головной убор из Монголии рубежа 19-20 веков. Разве скромная отделка и относительная простота орнамента делают его менее значимым по сравнению с более роскошными собратьями из коллекции галереи драгоценностей?
Конечно, возможно, роскошь более приятна глазу, нежели сдержанность красок полудрагоценных камней и тусклый блеск потемневшего от времени серебра, металлические росчерки которого смягчают радостный блеск разноцветной эмали. Но зато в этом изделии ощущается теплота жизни — он был не просто безделушкой, призванной годами пылиться на полке в качестве еще одного показателя статусности своего владельца, нет — он жил своей жизнью.
Это было чье-то украшение, возможно семейное, возможно подарок на свадьбу — с ним связывались какие-то надежды, представления, впечатления, и благодаря всему этому он получил что-то вроде отпечатка — отзвука жизни, который мы не можем увидеть, лишь почувствовать, ощутить, вглядываясь в лаконичные завитки узора, пытаясь понять, постигнуть его символику и значение...
Еще один не менее интересный экспонат — статуя буддийского божества из коллекции памятников Тибетского искусства. В маленьком зале огромное множество подобных бронзовых и каменных миниатюрных фигурок. Каждая наделена своим особым смыслом и имеет свою собственную историю.
Почему я сфотографировала эту? Не знаю, наверное, она показалась мне самой сложной и противоречивой. Изумительная тонкость и детализация сочетаются в ней со странным смешением пугающих и притягательных образов, подобно тому как роскошь солнечного света бронзы оттеняют холодные капли бирюзы.
Буддизм всегда казался мне самой интересной из мировых религий: его мифология и мировосприятие очаровывали и притягивали во многом именно благодаря этой самой противоречивости. Коллекция Эрмитажа в этом отношении — показательный пример.
Что касается искусства Индии, то здесь также можно увидеть множество интересных экспонатов (некоторые из них в будущем, возможно, еще появятся в какой-нибудь статье из данного цикла), но меня, как водится, в первую очередь привлекают те из них, которые отличаются наиболее тонкой работой и миниатюрностью деталей.
Например, изделия из слоновой кости эпохи династии Моголов XVII века. Невероятная детализация, сложность работы в сочетании с хрупкостью исходного материала завораживают: изучать прихотливый орнамент, в хитросплетениях которого скрыт некий смысл — сюжет, исполняемый миниатюрными фигурками и образами, словно вырастающими из него, можно бесконечно долго, и все равно что-то окажется скрытым, ускользнет даже от самого внимательного взгляда...
Наконец, Япония — самая загадочная и интересная, непостижимая для рационального европейского мировосприятия восточная культура. Главное здесь — это огромная коллекция нэцкэ и окимоно.
Эти маленькие изящные фигурки из дерева и слоновой кости — первое, что обращает на себя внимание в японской коллекции и из-за них же я в первую очередь и пришла в эти залы: где-то на задворках памяти сохранилось смутное воспоминание от одного из посещений Эрмитажа во времена студенческой молодости — тогда я часто коротала время между дневными и вечерними занятиями на просторах музейных залов. Как-то я случайно забрела на выставку нэцкэ — маленькие скульптуры с веселыми и пугающими сюжетами запомнились и запали в душу — было в них что-то доброе и радостное...
И вот теперь мне снова посчастливилось их увидеть, а заодно и узнать что не все они — суть одно и то же. Так, собственно нэцкэ — это украшения кимоно, что-то вроде подвесок или брелков. А есть еще и окимоно — точно такие же фигурки, с теми же сюжетами, такого же размера и из тех же материалов, но, оказывается, это уже исключительно предмет искусства, лишенный какой бы то ни было утилитарности — маленькие миниатюрные скульптуры.
Отличить нэцкэ и окимоно достаточно просто: в первых всегда есть отверстие для шнурка, которым они крепились к одежде. Забавно, но о существовании вторых я до недавнего посещения Эрмитажа не знала — все эти изящные, хрупкие миниатюрные фигурки в моем понимании были нэцкэ, и тут такое открытие... Как говорится: «век живи — век учись»...
В заключении еще один, наверное очень странный экспонат, - огромная ваза с необычным изображением — жутковатым лохматым героем некоего японского мифа, бесспорно обладающего своей исключительной значимостью и символичностью. Вот только увидеть нечто подобное на просторах Эрмитажа совсем не ожидаешь...
Собственно, к этому моменту, пройдя несколько залов, посвященных искусству Азии, я уже и забыла, что нахожусь в Эрмитаже — настолько непривычным оказался контраст европейской культуры, пронизывающей буквально все залы роскошного дворца, и странных сюжетов азиатской мифологии...
Подобное качество — исключительная особенность лишь самых выдающихся и богатейших музеев. Приятно, что величайшая коллекция произведений человеческой культуры во всем многообразии ее национальных и исторических проявлений находится именно в нашей стране.
О том, какие открытия ждут нас на ее просторах, остается лишь догадываться, надеюсь, в одной из следующих статей цикла я смогу поделиться с вами еще какими-нибудь из них.
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Еще больше статей об Эрмитаже: