Найти в Дзене
О Москве нескучно

Исчезнувший столичный трамвай, по которому скучают многие москвичи

Оглавление

Когда появился этот маршрут? Где он проходил изначально? В каких районах Москвы его можно было встретить, пока он не получил всем известную трассу следования? Правда ли, что во время поездки от начала и до конца можно было увидеть множество столичных достопримечательностей? А также - почему в середине 1990-х над трамваем возникла угроза уничтожения? И почему в 1997 году оно всё-таки случилось? Об этом и не только расскажу сегодня.

Старше, чем вы думали

Наверняка многие помнят, что раньше можно было доехать из Медведкова до Белорусского вокзала на трамвае. Речь про маршрут №5. Поскольку его трасса следования была очень длинной, то такая поездка в какой-то степени вполне могла превратиться в обзорную экскурсию по многим столичным достопримечательностям. Из окна трамвая вы бы любовались проспектом Мира, монументом "Рабочий и колхозница", главным входом на ВДНХ, Рижским вокзалом и разными старыми постройками на тихих улочках старой Москвы.

Карта маршрутов московского трамвая 1973 года. Здесь можно найти №5, о котором сегодня пойдёт речь. Отсюда: http://tram.ruz.net
Карта маршрутов московского трамвая 1973 года. Здесь можно найти №5, о котором сегодня пойдёт речь. Отсюда: http://tram.ruz.net

Такая трасса следования появилась в 1973 году. Хотя частично она возникла за 27 лет до этого. Просто была короче: вагоны ездили от Белорусского вокзала до Ростокина. Если погружаться в историю поглубже, то трамвай №5 появился на московских улицах аж в 1906-м. Только его маршрут был совсем другим: от Сокольнической заставы до Сухаревской площади (через Каланчёвскую и Садовую-Спасскую улицы). В следующем году маршрут продлевали дважды. Сначала до Лубянской площади, а потом до Арбатских ворот.

Уже в 1908 году маршрут вновь стал длиннее - теперь трамваи ездили до Преображенской заставы. Трасса пролегала чуть южнее старой - через Новую Басманную улицу. За несколько лет в дореволюционные времена "пятёрка" ходила и до Пречистенского бульвара, и до Смоленского рынка (на одноимённой площади). На небольшой период маршрут вообще отменяли. В целом, в советские времена такая непостоянность сохранялась. Поближе к своей всем известной трассе он стал только в 1936 году. Тогда трамвай №5 ездил от Рижского вокзала в Коптево. Когда открылась ВДНХ (ВСХВ) в августе 1939 года, вагоны уже следовали от выставки до завода им. Войкова.

Любимый трамвай

В 1943 году маршрут снова изменили. Теперь трамвай ходил от Ростокина до Стадиона Юных Пионеров. А уже в 1946-м, как я писал, вагоны перевозили пассажиров до Белорусского вокзала. Спустя 27 лет маршрут удлинили, хотя рельсы на Енисейской улице до Медведкова появились ещё в сентябре 1966. Но жилой застройки в этих местах ещё не было так много. Поэтому сначала трамвай №17 справлялся в одиночку. Потом на помощь ему пришла "пятёрка".

Маршрут получился очень удобным. Он связывал отдалённые районы Москвы со многими важными местами: ВДНХ, Рижским, Белорусским вокзалами и др. Тогда ещё не было так много станций метро. На "Бабушкинской", в Медведкове их вообще не существовало до 1978 года. Поэтому трамвай №5 давал возможность людям комфортно добраться до центра города. В 1984-м конечная остановка около Белорусского вокзала стала называться "Лесная улица".

Так себе и ездил 5-й трамвай на протяжении пары десятилетий. Даже после открытия метро популярность этого маршрута не снижалась. Однако всё изменилось в середине 1990-х. Тогда решили делать автомобильный разворот под Крестовским путепроводом около Рижского вокзала. Трамваи ходить здесь перестали. Но якобы только на время работ. Любопытно, что за полгода до этого состоялся капитальный ремонт путей. Изначально всё планировали закончить быстро, но получилось, что стройка растянулась на несколько лет. После этого движение трамваев здесь уже не возобновили.

Прощай, "пятёрка"

В качестве причин в основном говорят о человеке, который был на тот момент префектом Северо-Восточного округа. Якобы он так ненавидел трамваи, что буквально заставлял проектировщиков автомобильного разворота ни в коем случае не восстанавливать движение по проспекту Мира. Да и вообще у чиновника возникла идея избавиться от всех трамвайных маршрутов на территории округа. Ещё он предлагал закрыть, а потом ликвидировать депо им. Баумана. Но, к счастью, эти планы в жизнь ему воплотить не удалось.

В 1995 году, пока ещё закрытие движения между ВДНХ и Рижским вокзалом казалось временным, трассу маршрута №5 изменили на "Останкино - Медведково". По сути он стал дублёром 17 трамвая. Просто конечная у последнего находилась немного в другом месте: недалеко от южного входа на ВДНХ. Окончательно история "пятёрки" закончилась в 1997 году. Тогда участок проспекта Мира около выставки расширили, а трамвайные рельсы перенесли на соседний Продольный проезд. Но перед этим 5-й маршрут снова сократили: теперь он ходил от Останкина до Ростокина.

Трамвай №5 около метро "Бабушкинская". Вид на Енисейскую улицу, 1995. Автор фото: М. Эксанов. С сайта www.pastvu.com.
Трамвай №5 около метро "Бабушкинская". Вид на Енисейскую улицу, 1995. Автор фото: М. Эксанов. С сайта www.pastvu.com.

Вскоре и эта трасса следования исчезла. Конечную трамвая №17 (ВДНХ-южная) ликвидировали, а маршрут пустили до Останкина. Теперь в №5 просто не было смысла. Позже существовало несколько проектов, как использовать северный участок улицы Гиляровского и Трифоновской. Когда убрали трамвай №5, их уже нельзя было эксплуатировать, потому что там не было сплетения. Сделать его в те времена сначала не хватило денег. Потом возникли какие-то проблемы с правилами дорожного движения. Вроде как использование такого сплетения им не соответствовало. В итоге ни трамвай №5, ни какой-либо другой по части улицы Гиляровского и Трифоновской так и не пустили. Рельсы там есть до сих пор (в плохом состоянии). Но возобновлять трамвайное движение по ним пока не планируют.

Если вам интересно больше узнать о моделях вагонов московского трамвая, которые вы видели на фотографиях в статье, то можете почитать мои материалы о них:

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!