Найти тему
О Москве нескучно

Как "Витязи" спасли Московский трамвай

Оглавление

Почему в Москве на протяжении трёх десятилетий закупали только трамваи из Чехословакии? По каким причинам не хотели брать отечественные модели? Почему в итоге сделать это пришлось? В дверях какого трамвая было лучше никогда не застревать? Как для Москвы стали переделывать уже серийные вагоны? Когда в столице впервые появился красивый и удобный трамвай? А также - на каких моделях катались жители столицы в нулевые? И как на московских улицах стали ездить те самые "Витязи", которые изменили отношение к Московскому трамваю? Об этом и не только расскажу сегодня.

Ничего не получается

Продолжаем знакомиться с вагонами Московского трамвая. Если вам интересно прочитать начало истории, то ссылка будет в конце статьи. В прошлый раз мы закончили на чехословацких Татрах. Их разные модификации начали поступать в столичные парки с 1959 года. Заказали их очень много. Но в то же время близился конец эксплуатации стареньких вагонов БФ и КМ, которых было немало. Поэтому московские власти решили попробовать трамваи, которые делали на заводах в других городах СССР.

Например, в марте 1966 года, прибыли первые вагоны "Урал" с Усть-Катавского завода в Челябинской области. Но испытания закончились неудачно. Новинку отправили обратно. Такая же судьба постигла и вагоны КТМ-5, которые поступили в Москву в 1970-м. Честно говоря, даже не обидно. Это одни их самых некрасивых трамваев за всю историю. Если хотите, можете посмотреть на них в других городах. Они до сих пор ездят в Нижнем Новгороде, Новосибирске и др.

Ещё одной неудачной моделью стало следующее поколение трамваев РВЗ-6, РВЗ-7. Они поступили в Москву в конце 1974 года, но после испытаний их поспешили отправить в Горький (Нижний Новгород). Из-за всех этих неудач пришлось окончательно сосредоточиться на Татрах. В 1983 году заказали обновлённую модель Т-3М. Но не угадали с размерами: её габариты оказались велики. Принять вагоны смогли только в Краснопресненском депо. Там, после испытаний, они стали работать на маршрутах №21 и №28 в 1985 году.

Спустя 4 года в Москву прибыл новый длинный трамвай из Чехословакии - Татра KT-8D5. Он вмещал 350 пассажиров и мог совершать челночные маршруты благодаря кабинам с обоих концов. До мая 1990 года этот вагон ходил по маршруту №1, но потом его отправили в Волгоград. Решили, что он больше подойдёт для местной линии скоростного трамвая. К тому моменту состарились и многие обыкновенные Татры, которые составляли основу московского парка. Денег на покупку новых после 1988 года у города уже не имелось.

Татра КТ-8D5 на кольце около Москворецкого рынка на Симферопольском бульваре, 1989. Фото А. Шанина, с сайта www.pastvu.com.
Татра КТ-8D5 на кольце около Москворецкого рынка на Симферопольском бульваре, 1989. Фото А. Шанина, с сайта www.pastvu.com.

Шумно и не очень красиво

Но столичные власти всё-таки успели до финансовых проблем закупить парочку вагонов. Например, в марте 1990 года в депо им. Баумана пришли две Татры Т7-B5. Сначала они работали на маршруте №5, а потом их передали в другой парк - Краснопресненский. Там они трудились на 28-м. Но это были последние поставки. Поэтому пришлось искать что-то из отечественных моделей. Хотя их качество и комфорт были ниже, чем у чехословацких машин. Выбор снова пал на Усть-Катавский завод, а конкретно на модель 71-608. В мае 1990 года эти вагоны поступили в два московских депо: им. Русакова и Октябрьское. Всё дело снова в габаритах. Только здесь могли принять уральские новинки.

Вроде бы модель всех устроила. На 1991 год заказали 75 вагонов. Правда в итоге пришло только 12. Это побудило модернизировать Татры, возраст многих из которых уже приближался к трём десяткам лет. Кроме того, слишком большая ширина модели 71-608 (К) всё равно доставляла неудобства. Их не могли принять в других депо. Да и для некоторых линий вагоны были крупноваты. Весной 1994 года поступили улучшенные трамваи. Новинка называлась 71-608КМ (последняя буква обозначала "московский"). Она уже подходила для всех столичных депо и линий. Эта модель стала основной в городе и проработала до августа 2016 года.

В 1999 году в Москву поступили два новых вагона. Изначальную модель создавали совместно предприятия из Германии и России. Но в серию она не пошла из-за очень высокой цены. Никто не хотел покупать. Однако наработки решили использовать для других вагонов Усть-Катавского завода: 71-619. Они получили множество улучшений, по сравнению с 608-й моделью. Например, систему кондиционирования, а также более удобные и безопасные для пассажиров двери. Но в то же время вмещали меньше людей - 184 против 197. Скорость могли развивать идентичную - 75 км/ч. В разных модификация эти трамваи стали основными для Москвы почти на пару десятилетий. Окончательно их списали только в октябре 2020 года.

По уровню комфорта эти вагоны, конечно, отличались от предыдущих 71-608КМ. Да и ехали немного тише. Но дизайн всё равно оставался не сильно привлекательным. Проработала модель на московских улицах, как я уже сказал, примерно два десятка лет. Дело в том, что её просто заменили на более современные и комфортные "Витязь-М". А Кремовые вагончики отправили на работу в другие города России, где они перевозят пассажиров до сих пор.

"Пёсики" да "Витязи"

До "Витязей" в Москве уже появлялись похожие трамваи. Произошло это в 2014 году, когда на столичные линии вышли польские Pesa Fokstrot. Вроде как их даже разрабатывали совместно с Уралвагонзаводом. Они поступили в Краснопресненское депо. Изначально стали работать на маршруте №6 (Братцево - метро "Сокол"). Потом вышли на другие: в северной и северо-западной частях города. Помимо своих размеров, они выделялись симпатичным дизайном (наконец-то). Модель вмещала 190 пассажиров (из них 60 сидячих мест) и могла развивать скорость до 90 км/ч. В народе Pesa получили милое прозвище "Пёсики". К сожалению, в последние годы их забросили. Количество вагонов постепенно сокращается. Новые не закупают. Видимо, через какое-то время на замену им придут "Витязи".

Среди действующих моделей осталась и одна представительница Усть-Катавского завода. Вагон именуется КТМ 71-623 (в разных вариациях). Его начали выпускать в 2009 году. В московские депо их поставляли с 2012. Запомнились они прежде всего ярким сине-оранжевым кузовом. Внутри также сделали весёленькие сидения и жёлтые поручни. К сожалению, на этом все преимущества заканчивались. Возможно, это моя субъективная оценка, но эти вагоны самые неудобные, на которых я ездил. Во-первых, они резко тормозят и трогаются с места. Если вы стоите, то держаться за поручни надо крепко. Во-вторых, разный уровень пола. В середине он очень низкий. Ко всему прочему в этой части вагона нет нормальных сидений. Только откидные, как раньше были в коридорах купейных вагонов поездов. Сейчас эти трамваи точно ходят на маршруте №32. Возможно, ещё где-то остались. Но до конца 2023 года они исчезнут со столичных улиц.

В ноябре 2014 года в московское депо им. Баумана поступил первый вагон "Витязь". Испытания прошли успешно. Уже в 2017-м трамваи в столице вышли на линии. К названию добавили букву "М". Делали трамваи на Тверском вагоностроительном заводе. Но есть версия, что в создании всё же использовали и Усть-Катавские наработки. "Витязи", по сравнению с предыдущими моделями, обладали многими преимуществами. Во-первых, низким полом во всём салоне. Больше не надо было карабкаться вверх по большим ступеням, как раньше. Во-вторых, климат-контроль с комфортной температурой. В-третьих, трамвай совсем не шумный. От него нет грохота колёс. Ну и можно отметить красивый дизайн как самого кузова, так и салона. Там есть всякие мелочи вроде разъёмов usb для зарядки гаджетов и подсветки разных оттенков.

Двери здесь открываются по требованию. То есть надо нажимать кнопку после остановки трамвая, чтобы выйти или войти. В целом, ехать в нём комфортно. Хотя иногда сильно трясёт и мотает. Но это, скорее всего, зависит уже от конкретного водителя. Сейчас на "Витязи" заменили практически все старые машины. Пожалуй, впервые, если не считать "Пёсиков", в столице появились красивые и удобные трамваи. Ездить на них намного приятнее, чем раньше. Теперь уже труднее говорить, что это старый грохочущий рельсовый транспорт, который никому не нужен и мешает автомобилям. В 2021 году в Москве начала работать разновидность "Витязей" под милым названием "Львёнок". Внешне они очень похожи, только последний короче и близок по габаритам к старым вагонам.

На этом, наверное, всё. Вот такая краткая история у моделей московского трамвая. Конечно, за это время были и ещё некоторые вагоны. Но в единичных экземплярах, поэтому останавливаться на них не стал. Если вам интересно познакомиться с более "древними" экспонатами, мою статью о первых дореволюционных и советских трамваях в Москве можно прочитать здесь:

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!