Президент Владимир Путин неоднократно высказывал свое отношение к приватизации, проведенной в 90-е, и уверял, что массового пересмотра ее итогов не будет. Он говорил об этом и в 2010-е, и в 2020-е, похожие заявления звучали и совсем недавно.
Однако сейчас всё больше фактов свидетельствуют об обратной ситуации: в России один за другим национализируют стратегически важные предприятия. Процесс этот стремительно набирает обороты. Проследим за тем, как раскручивается маховик деприватизации, поговорим о том, с чем это связано, и обсудим, насколько изменилась позиция Кремля.
Предвыборные обещания
Перенесемся в далекий 2012 г., когда Владимир Владимирович, как и сейчас, был кандидатом в президенты России, но, в отличие от текущего положения, на позиции премьер-министра страны. Судя по его словам, отношение к приватизации осталось прежним: еще 12 лет назад он открыто заявлял о несправедливом распределении государственной собственности после распада Союза, но массовый пересмотр исключал как нецелесообразный.
«В обществе много говорят о том, что приватизация 90-х годов, включая залоговые аукционы, была нечестной. И я с этим полностью согласен», — писал он в статье «О наших экономических задачах», опубликованной 30 января 2012 г. в «Ведомостях».
По мнению В. В. Путина, «...отъем собственности сейчас, как предлагают некоторые, привел бы просто к остановке экономики, параличу предприятий и всплеску безработицы»
Только по одной этой цитате видно, что В. В. Путин, даже будучи кандидатом в президенты, не спешил делать популистских заявлений, не стремился подкупить огромный пласт избирателей, живущих надеждой на восстановление мифической справедливости, а мыслил системно, исходя из интересов страны.
Принятие решений государственной важности требует взвешенного подхода. Необходимо учитывать не только настроения разных слоев населения, но и множество других факторов, последствий и перспектив. Он отмечал добросовестность многих собственников, обращал внимание на положительные результаты, которые принес их стиль руководства:
«…Многие из них модернизируют предприятия, вводят новые рабочие места, являются эффективными собственниками. Поведение их в период кризиса 2009-2010 годов показало, что существенно выросла и социальная ответственность бизнеса», — продолжает он всё в той же статье.
Все последующие годы Владимир Путин придерживался той же линии. Вы с легкостью проверите это, если воспользуетесь поисковиком. А здесь приведем лишь одно из последних заявлений, сделанных в сентябре 2023 г. на полях Восточного экономического форума:
«Никакой деприватизации не намечается, никакой деприватизации не будет. Это я вам могу точно сказать», — цитирует его РИА Новости.
Но Прокуратура работает…
Как вы могли убедиться, официально никакой деприватизации в стране не идет. Но давайте обратимся к многочисленным примерам, которые наводят на мысль о том, что на самом деле она идёт.
Начнем с нескольких свежих кейсов. 19 февраля 2024 г. Генпрокуратура потребовала вернуть государству ивановский завод. Надзорное ведомство пришло к выводу, что в 90-е предприятие приватизировали незаконно, потому что необходимого разрешения правительства на передачу акций не было.
ИЗТС
ИЗТС — Ивановский завод тяжелого станкостроения — возвращается в Родную гавань. Основанное в 1953 г., он стал одним из крупнейших российских станкостроительных предприятий по производству высокотехнологичных и наукоёмких станков. ИЗТС — системообразующий объект страны. Он обеспечивает продукцией аэрокосмическую, оборонную, автомобильную и энергетическую отрасли промышленности.
Станкостроение — базовая отрасль машиностроения. Без ее развития невозможно укреплять технологический суверенитет страны — решать важную задачу, о которой в последнее время часто говорит российский президент Владимир Путин.
Ульяновский завод
И тут мы подходим к еще одной интересной новости этой недели. В тот же день (19 февраля) Владимир Путин подписал указ о передаче во временное управление Росимущества акций Ульяновского станкостроительного завода, созданного в 2015 году японо-немецким консорциумом DMG Mori — одним из крупнейших производителей программируемых станков.
«Внести в перечень имущества, ценных бумаг, долей в уставных капиталах российских юридических лиц и имущественных прав, в отношении которых вводится временное управление, изменение следующего содержания: 100% долей в уставном капитале ООО «Ульяновский станкостроительный завод», — говорится в документе.
Сладкая месть
Но станки станками, а чай с конфетами по расписанию. Не обошлось на этой неделе и без «сладкой» новости, связанной с национализацией. 19 февраля стало известно, что, по решению липецкого суда, местная кондитерская фабрика «Рошен», не работающая с 2017 г. и принадлежавшая бывшему президенту Щеневмерлы Петру Порошенко, переходит в собственность российского государства.
Основали предприятие еще советское время (1966 г.), изначально там выпускали бисквит, печенье, пряники и другие изделия. Горькая правда выявилась в 2015 г., когда Roshen уличили в мошенничестве на сумму в 180 млн рублей, а в 2017 г. у налоговой возникли вопросы к руководству фабрики.
Больше примеров
Чтобы у вас не сложилось впечатления, что национализация началась 19 февраля 2024 г., обратимся к некоторым другим примерам. В списке предприятий, вернувшихся в лоно государства, Серовский завод ферросплавов, Челябинский металлургический комбинат и многие другие.
Весьма продуктивными в этом плане были август-сентябрь 2023 г.: незаконной признали приватизацию одного из крупнейших производителей формалина и метанола — «Метафракс Кемикалс», Генпрокуратура потребовала передачу акций ООО «ХайдельбергЦемент Рус», АО «Сырьевая компания», сланцевого цементного завода «Цесла», а также предприятий, выпускающих оптико-механические и оптико-электронных приборов дневного и ночного видения для систем управления огнем техники, в том числе для танков «Армата».
Это лишь несколько примеров: на самом деле их намного больше. Так, о национализации Соликамского магниевого завода мы подробно рассказывали в одной из прошлых публикаций, где в том числе разобрали значение этого прецедента.
Слова и дела
А сейчас вопрос: Почему на фоне многочисленных заявлений российского президента о том, что массового пересмотра итогов приватизаций не будет, у нас всё больше примеров, подтверждающих обратное? Всё чаще стратегически важные объекты переходят под государственный контроль из-за того, что передачу акций в 90-е, признали незаконной. Не расходятся ли тут слова с делом?
Действительно, может показаться, что власти пересмотрели свой взгляд на управление системообразующими активами. В целях повышения национальной безопасности и укрепления технологического суверенитета принимаются меры, от которых, словно по инерции, по-прежнему открещиваются.
Левые, наблюдая за этими процессами, даже заговорили о неизбежном строительстве «СССР 2.0», преподнося их как отречение от ельцинского наследия. Но не будем уподобляться фанатикам, с пеной у рта отстаивающих свою картину мира. Взглянем на ситуацию трезво.
Согласитесь, Владимир Путин, исключающий массовую деприватизацию, не менее убедителен, чем в интервью Такеру Карлсону. Тут вопросов в искренности не возникает. В то же время никто не отменял Генпрокуратуру, которая исправно работает и не дает расслабляться собственникам. Да, те из них, кто добросовестно выполняет свои обязанности, могут быть спокойны. Проблемы возникают лишь у тех, кого уличили в мошенничестве, разбазаривании имущества или халатном отношении к развитию ценного для страны актива.
Тот факт, что примеров, когда предприятие возвращается в Родную гавань, много, свидетельствует лишь о прекрасной работе Генпрокуратуры. А значит, корректнее говорить не о массовом пересмотре итогов приватизации, а пристальном внимании государства к деятельности собственников. Перечисленные в статье прецеденты должны стать сигналом для руководителей. Недобросовестное отношение к управлению предприятием недопустимо. Особенно сейчас, когда на юго-зaпадных границах Родины решается стратегически важная задача.
Дорогой друг! Если тебе понравился наш подход к анализу происходящих в стране событий, значимых для промышленности и объясняющий смысл давних официальных заявлений, обязательно подписывайся: дальше будет только интересней.