Найти тему
Ева Киржакова

Наука и искусство: два способа постижения мира

Оглавление

Данная статья носит информационно-познавательный характер.

Мы постоянно познаём, изучаем, исследуем мир. Каждый из нас всё время обрабатывает непрерывный поток поступающей информации, на основе которой строится наше представление о мире, его системах и свойствах.

Я представляю свою информационно-познавательную работу о двух главных способах познания: науке и искусстве.

Познание- процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении, результатом которого является новое знание о мире.

Постижение - понимание сущности явления, познание причинно-следственных связей.

Что такое наука

Наука - 1. Одна из исторических форм познания мира.

2. Деятельность человека, направленная на изучение окружающего мира и получение новых знаний о нём при помощи рационального осмысления.

Целью научного познания является объективная истина. Оно используется для объяснения различных явлений, их прогнозирования с помощью системных знаний.

Наука основывается на рациональном, мышлении, пользуется логикой - дисциплиной о «правильном мышлении». Для научного познания характерно использование эксперимента – особого метода получения и проверки знаний, представленного испытанием изучаемого объекта в контролируемых и управляемых условиях; формальных языков (терминов, знаков, формул).

Обязательные черты научного познания:

• объективность;

• достоверность;

• системность.

Различают 2 вида наук: фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные науки исследуют самые глубокие, базисные элементы, структуры, законы мироздания. Они основаны на наблюдении явлений природы и доступны для проверки в тех же условиях.

Прикладные науки используют знания, полученные фундаментальными науками. Они направлены на получение практического результата.

По изучаемым предметам науки делят на 3 группы:

• естественные (изучают природу);

• точные (изучают строгие, точные закономерности);

• социально-гуманитарные (изучают человека, общество).

-2

Например, биология – естественная наука, изучающая живые организмы. Это фундаментальная наука. Знания биологии используются в прикладных науках: медицине, животноводстве, агрономии и других.

Математика – точная фундаментальная наука. Прикладная математика – раздел науки, использующийся на практике.

Языкознание – социально-гуманитарная наука о языках, включающая прикладные разделы: орфографию, пунктуацию, орфоэпию и другие.

Что такое искусство

Искусство: 1. Способ познания и отражения действительности.

2. Многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Искусство тесно связанно с эстетикой, - учении о прекрасном, красивом.

Деятельность искусства может быть художественной и внехудожественной. Художественная деятельность строится на образе. Оно исходит из эмоционального восприятия художником внешнего и внутреннего мира человека. Результатом искусства является художественный образ – музыка, картина, скульптура, литературное произведение и другое.

Искусство активизирует эстетические переживания, выражает отношение к миру. Оно может использоваться для моделирования реальности. Характерные черты искусства - образность и наглядность.

Все виды искусства делят на три категории:

· пространственные (пластические) искусства обладают видимой формой, располагающейся в пространстве, не изменяются во времени, они всегда связаны с материальной средой;

· временные (динамические) искусства распространяются во времени, они передают ход событий, этапы развития чего-либо;

· пространственно-временные искусства сочетают в себе признаки и свойства двух других категорий.

-3

Схожесть и различия науки и искусства

Наука и искусство – две способа постижения мира, которые сопровождали человечество едва ли не с начала существования. Наука и искусство имеют различные методы и характерные свойства, но следуют одной общей цели – изучения и открытия мира. Одного способа познания не хватает, чтобы полностью охватить многогранный и многоликий мир.

Наукой и искусство взаимосвязаны, но не могут заменять друг друга, так как оказывают различное воздействие на человека. Наука исследует объективные закономерности, независимые от конкретной личности. Искусство же, напротив, отражает понимание мира определённым субъектом.

Выведение культурных эпох в искусстве - пример научной деятельности.
Выведение культурных эпох в искусстве - пример научной деятельности.

Искусство использует новые научные технологии.
Искусство использует новые научные технологии.

Как наука и искусство влияют друг на друга

-6

Часто искусство и наука выступают как взаимосвязанные и вдохновляющие друг друга области.

Научные открытия нередко служат вдохновением для художников на создание новых произведений искусства. Примером такого взаимодействия является кинематограф, сам по себе основанный на использовании технических изобретений. Новые научные открытия в сфере компьютерной графики и анимации помогают создавать визуальные эффекты в фильмах.

Профессиональное искусство требует долгого изучения научных канонов. В музыке, литературе, изобразительном искусстве и других видах творчества творец опирается на выведенные учеными пропорции, правила, законы, принципы. Тогда его работы становятся настоящими произведениями искусства.

Взаимосвязь искусства и науки важна для гармоничного развития общества. Их единство дает возможность не только расширить грани познания мира, но и создавать общепризнанные произведения искусства и научные открытия, которые будут вдохновлять и восхищать людей.

Деятели науки и искусства

Отдельно хочется рассмотреть людей, для которых наука или искусство были основными занятиями; людей, которые посвятили им всю свою жизнь. Они вносили большие изменения в эти формы познания, а, следовательно, и в наше мировоззрение.

Времена античности – период расцвета науки и искусства. Они подарили нам такого человека как Аристотель. Трудно найти фундаментальную науку, которой бы не занимался этот «универсальный человек». Основы физики, химии, логики, философии, психологии, биологии и многих других наук заложил Аристотель. Он удостоился чести быть учителем Александра Македонского, а затем, подобно своему учителю Платону, открыть свою школу и нести научные знания в общество.

Реконструкция внешнего вида Аристотеля.
Реконструкция внешнего вида Аристотеля.

Микеланджело Буонаротти - великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Жил и творил в эпоху Возрождения, или Ренессанса. Изучал искусство и каждое своё творение считал должным довести до совершенства. Мировая слава и богатство пришли к великому итальянцу при жизни.

Роспись на потолке Сикстинской капеллы. Работа Микеланджело Буонаротти.
Роспись на потолке Сикстинской капеллы. Работа Микеланджело Буонаротти.

Особенно интересны люди, совмещающие в своей жизни научную и художественную деятельность.

Такие как, например, Леонардо да Винчи - ещё один основоположник стиля Возрождения, основанном на монументализации образа. Не менее велики его заслуги в науке. Он был приверженцем экспериментального способа. «Опыт – это единственный источник познания» - говорил итальянец. Наука и искусство также тесно переплетались в его трудах, зарисовки великого художника служат иллюстрацией научных опытов и приборов, и в то же время это произведения высокого искусства. Считается, что этот гений во многом обогнал своё время.

Сэмюэл Морзе известен миру как изобретатель электромагнитного телеграфа и системы знаков, получившей название «азбука, или код Морзе». Гораздо меньше известно о его творческой деятельности. Будучи юношей, он получил образование в Королевской академии искусств и работал художником-портретистом. За картину «Умирающий Геракл» ему вручили золотую медаль Академии Искусств. После трагического случая, когда Сэмюэл не успел на похороны супруги, умершей от болезни, он задался целью найти способ быстрой передачи сообщений на расстояниях.

Химик-органик, доктор медицины, общественный деятель и композитор Александр Бородин с детства питал любовь к искусству. В 9 лет мальчик написал польку, а в 10 увлекся органической химией. Он окончил Медико-Хирургическую академию, углублял знания под руководством Николая Зинина, однако, тот был против его увлечения Александра музыкой.

Вернуться к искусству юноше помогла встреча с будущей супругой, замечательной пианисткой, Екатериной Протопоповой. Под её началом он снова начал заниматься музыкой и принес огромный вклад в развитие и науки, и искусства.

Александр Порфирьевич Бородин.
Александр Порфирьевич Бородин.

Подводя итоги, хочется сказать, что мне понравилась работа над данной статьёй. Надеюсь, она будет для вас полезной и интересной!