Мотоцикл – привычное транспортное средство. Они отличаются по типу и размеру, могут быть шоссейными, спортивными горными мотоциклами, кросс и другими. В настоящее время купить мотоцикл можно на РСТ, интернет-магазинах, аукционах. Об истории транспортного средства читайте в нашем обзоре.
Вторая половина 19 века – начало большого пути
Самодвижущиеся экипажи появились в середине 19 века, но так и остались экспериментальными образцами. Причина – способ получения энергии. Это были паровые двигатели небольших размеров, массой до 9 кг. Их мощность составляла четверть лошадиной силы. Это было неудобно, неэкономично.
Все изменилось в 1885 году. Малоизвестные инженеры Г. Даймлер и В. Майбах разработали и опробовали первые двигатели внутреннего сгорания. Прототип мощностью в 1,5 лошадиные силы имел деревянную раму и 4 колеса. Он развивал скорость до 12 км/ч. В этом же году Г. Даймлер и В. Майбах получили патент на свое детище.
Создатели не оценили возможности нового транспортного средства и вернулись к разработке автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Рабочий прототип сгорел в мастерской Готлиба Даймлера в начале ХХ века.
Первое серийное производство
К серийному производству мотоциклов вернулись в 1894 году немецкие инженеры Генрих и Вильгельм Гильдебранды, Алоизий Вольфмюллер. Патент на готовый прототип был получен в этом же году. Его оснастили двухцилиндровым четырехтактным двигателем объемом 1489 кубических сантиметров с диаметром цилиндра и ходом поршня 90 мм×117 мм.
Технические характеристики:
● мощность двигателя составляла 2,5 л. с. при 240 об/мин;
● разгонял вес в 50 кг до скорости в 45 км/ч.
● подача топливно-воздушной смеси регулировалась клапаном, система управления находилась на руле;
● двигатель располагался ровно на раме.
Некоторые идеи были заимствованы из прототипа паровой машины братьев Гильдебранд. Резервуар для воды был переоборудован в систему охлаждения цилиндров.
Всего было выпущено 2000 экземпляров в течение 3 лет. Но большой коммерческий успех не состоялся. Машина была неуклюжей, отсутствовали педали и сцепление, тормоз располагался только на переднем колесе, а цена – слишком высокой. Предприятие перестало выпускать продукцию после окончания Первой мировой войны. Купить такие мотоциклы в течение нескольких лет можно было во Франции.
Увидеть продукцию Гильдебранд-Вольфмюллер в настоящее время можно в Музее науки в Лондоне. Купить винтажные мотоциклы в Европе невозможно. В США они представлены в Музее Генри Форда Питбайк, современный эндуро существенно отличаются от первых двухколесных транспортных средств с мотором.
Далее последовала череда экспериментов – мягкая подвеска, сцепление и коробка передач, электрические фары и карбюратор, воздушное охлаждение. Постепенно пародия на велосипед с добавочной обвеской стала самостоятельной машиной и перешла из интересной безделушки в средство передвижения.
Начало ХХ века – Вторая мировая война
За это время мотоцикл уже полностью перестал напоминать громоздкий велосипед. Это отдельная узнаваемая машина, очень напоминающая современные.
Известные конструкции:
● Megola – гоночный тяжелый мотоцикл с автомобильной посадкой;
● ПМЗ-А-750 – первый советский тяжелый мотоцикл со штампованной рамой, хотя впоследствии их вытеснили более легкие трубчатые;
● спортивные мотоцикл – активно развивается мотоспорт, проводятся различные гонки по небольшим замкнутым трассам – например, на ипподромах;
● бордтрекер – модели без тормозов, с малым просветом под днищем, узкими колесами.
В 30-х годах от гонок на деревянном ограниченном покрытии стали отходить, так как трассу приходилось менять каждые 2 года. А на самих спортивных мотоциклах увеличили объем двигателя, при производстве стали использовать более легкие легирующие сплавы. Конструкторы стали учитывать аэродинамику, работали над уменьшением уровня вибрации.
В СССР производство мотоциклов началось в начале 30 гг. ХХ века. На начальном этапе просто покупали мотоцикл за границей и копировали его.
Но уже через 5 лет стали появляться оригинальные прототипы. Был разработана модель МЛ-3, первые машины этой серии были выпущены перед Второй мировой войной. Но из-за текущей политической обстановки, нищеты населения они не стали «народным транспортным средством». Купить спортивный мотоцикл в СССР в этот период могли очень немногие.
Разразившаяся война изменила технические характеристики мотоциклов. Появилась строгая специализация, машина должна быть неприхотливой, детали легко заменяемыми, подходить и идеально работать на различных моделях. Цена спортивного мотоцикла того времени должна была быть бюджетной. О дальнейшем развитии индустрии читайте в следующий статьях.