Найти в Дзене
Ариф Гюль

Социальные последствия распространения мусульманства в Дагестане.

Включение Дагестана в Арабский халифат имело огромные социальные последствия. Историография царизма и советского периода подчёркивала и указывала на лишь худшее и негатив, и лишь вскольз указывала на положитель-ные последствия прихода ислама в Дагестан. Вместе с арабским языком и арабской литературой проникает культура народов Ближнего Востока и Средней Азии. Арабский язык стал не только языком богослужения, но и в делопроизводстве, науке, дипломатии, частной переписке и как писал известный учёный арабист И.Ю. Крачковский в своей книге "Очерки по истории русской арабистики" арабский язык был «средством общения интеллигенции народов этой «горы языков».

- 2 -

Дагестанцы были приобщены самой высочайшей культуре и образованию того времени. Изучались науки богословия, законоведения, истории, географии, астрономии, философии, медицины, логики, математики, различных ремесел и строительства, в том числе мостов. В рамках единого государства с единой религией культурные ценности или иные технические достижения, созданные в одной части халифата, быстро станови-лись достоянием всех народов и территорий халифата и Ближний Восток, Средняя Азия ( Туркистан ), Северная Африка и Дагестан получали взаимопроникновение культур и технических достижений. Центрами науки и культуры являлись города, то есть места сосредоточения учёных и поэтов, а также медресе – мусульманские школы.

- 3 –

Академик В.В. Бартольд писал, что «высшие мусульманские духовные училища – медресе – появились на Восточной окраине халифата раньше, чем его Центральных и Западных областях» Высшие мусульманские духовные училища медресе были открыты в Дербенте, Кубачи, Цахуре и как пишет А.Р. Шихсаидов и в других населённых пунктах. Известно многим медресе Университет в Цахуре XI века, периода когда Южный и Восточный Дагестан входил в состав государства турков сельджуков. Цахур в горах был тогда городом, где обучались студенты со всего Кавказа. Дагестанские учёные были знаменитыми и известными во многих научных центрах халифата :Багдаде,

- 4 -

Дамаске, Каире и др., писали ценные научные работы, преподавали в университетских медресе в городах и научных центрах халифата. Дагестанские учёные внесли огромный вклад в различные направления науки в общую мусульманскую культуру и науку в средние века с X века и в последующем в Новое время до начала Кавказской войны. К сожалению, об известных учёных средневекового периода Дагестана мало информации, плохо изучена нашими исследователями. С Помощью Всевышнего буду об учёных говорить и рассказывать в отдельной теме. Имена выдающихся учёных прошлого преданы нами забвению и теперь это необходимо исправить . Нужно проводить ежегодные конференции, симпозиумы с приглашением специалистов-учёных

- 5 -

Турции, Ирана, Азербайджана, Армении, Грузии и из др. научных центров РФ.Необходимо называть улицы городов и школ именами дагестанских учёных, мыслителей, поэтов средневековья и исторического так называемого нового времени и не забывать и новейшее время.