Найти в Дзене

Музеи мира: Британский музей современного искусства

Оглавление

Галерея «Тейт-модерн» в Лондоне располагает самым большим английским художественным собранием второй половины ХХ столетия.

Современная галерея Тейт, Лондон
Современная галерея Тейт, Лондон

Южный берег Темзы долгое время считался местностью, лишенной привлекательности и значения. Некогда построенные здесь промышленные предприятия закрывались, принадлежавшие им здания приходили в упадок. Картина резко изменилась к концу XX столетия. Произошла реконструкция шекспировского театра «Глобус», где с тех пор чрезвычайно успешно идут спектакли по пьесам елизаветинского времени. Но прежде всего этот район Лондона стал центром современного искусства: галерея Чарльза Саатчи демонстрирует произведения брит-арта, среди которых распиленные коровы и свиньи Дэмьена Хёрста, а галерея «Тейт-модерн» представляет свое великолепное собрание авангарда.

Дэмьен Хёрст, Свинка
Дэмьен Хёрст, Свинка

Галерея открылась 11 мая 2000 года. Этому предшествовало решение перевезти на хранение в отдельное помещение экспонаты, представляющие современное международное искусство, о которых с 1917 года заботилась Тейт-галерея в Миллбэнке. Два музея «Тейт» — в Ливерпуле (1988) и в Сент-Айвс (1993) — уже были предназначены для современного искусства. В Лондоне решили использовать под музей здание бывшей теплоэлектростанции в Бэнксайде; в объявленном мэрией международном конкурсе участвовало 148 проектов. Право на реализацию идеи получили два швейцарских архитектора - Жак Херцог и Пьер де Мюрон. Когда проект был завершен, даже критики не могли сдержать восторга.

Современная галерея Тейт, Лондон
Современная галерея Тейт, Лондон

Проектанты решительно объявляют себя сторонниками эстетического очарования старой промышленной архитектуры и не намерены скрывать происхождение здания.

Современная галерея Тейт, Лондон
Современная галерея Тейт, Лондон

Херцог и де Мюрон получили в свое распоряжение и турбинный зал, оригинальный облик которого был законсервирован и теперь представляет собой экспонат в стиле энвайронмент.

Турбинный зал, современная галерея Тейт, Лондон
Турбинный зал, современная галерея Тейт, Лондон

Энвайронмент

Выставочные помещения находятся на трех из восьми этажей. Наряду с постоянными проводятся сменные выставки. Постоянная экспозиция построена по уникальному принципу, который не применяется ни в одном из крупных музеев изобразительного искусства. Экспонаты располагают не хронологически, не по художественным школам или странам происхождения, а по тематическому принципу. В современном изобразительном искусстве традиционное разделение на живопись, графику, скульптуру и дизайн в значительной степени условно.

Ай Вэйвэй, Семена подсолнечника, 2011
Ай Вэйвэй, Семена подсолнечника, 2011

Экспозиционное пространство в такой же мере играет здесь свою роль, как и находящийся в нем объект, что в целом создает определенное эстетическое впечатление. Экспозиция состоит из четырех больших тематических отделов. Каждый из них, в свою очередь, подразделяется на три взаимосвязанные подтемы. Первый отдел называется «Спокойная жизнь, предметы, реальная жизнь», второй — «История, воспоминание, общество».

Генри Мур, Tube Shelter Perspective, 1941
Генри Мур, Tube Shelter Perspective, 1941

Отдел «Акт, акция, тело» ближе всего подходит к обычным представлениям о сути изобразительного искусства, но и здесь обнаруживается, какие значительные изменения за последние сто лет претерпели понятие и восприятие искусства, технические и художественные приемы.

Ричард Гамильтон, Качающий Лондон, 1970
Ричард Гамильтон, Качающий Лондон, 1970

Четвертый, заключительный отдел называется «Пейзаж, материал, окружение». Здесь можно увидеть смелый и откровенный автопортрет немца Кристиана Шада и грубоватую масштабную инсталляцию, автором которой является Луиза Буржуа.

Кристиан Шад, Автопортрет, 1927
Кристиан Шад, Автопортрет, 1927
Луиза Буржуа, Маман, 1999
Луиза Буржуа, Маман, 1999

В галерее представлены и другие работы Буржуа, как пожалуй, одной из главных художниц современности.

Луиза Буржуа, SINGLE II, 1996
Луиза Буржуа, SINGLE II, 1996

Современники и классики

Произведения Анри Матисса и Пабло Пикассо с характерным для этих художников формалистическим отчуждением соседствуют с бронзовой статуей Альберто Джакометти, который в этой худой как щепка фигуре упразднил все атрибуты обнаженного мужского тела,

Альберто Джакометти, Man Pointing, 1947
Альберто Джакометти, Man Pointing, 1947

а рядом - драматические, полные тревоги «закрашивания» австрийца Арнульфа Райнера.

Арнульф Райнер, The Great Composers, 1973
Арнульф Райнер, The Great Composers, 1973

Только Люсьен Фрейд, внук автора теории психоанализа и один из значительных современных художников Англии, изображает женское тело с почти рубенсовской пышностью.

Люсьен Фрейд, Standing by the Rags, 1988-1989
Люсьен Фрейд, Standing by the Rags, 1988-1989

Классики модерна представлены, по крайней мере, одним из своих шедевров: Джексон Поллок - с широкоформатным результатом своей action painting (живописи действия),

Джексон Поллок, Number 23, 1948
Джексон Поллок, Number 23, 1948

Энди Уорхол - портретом Мэрилин Монро в технике шелкографии,

Энди Уорхол, Без названия, 1967
Энди Уорхол, Без названия, 1967

Марсель Дюшан - мочеприемником, иронически названным «Фонтан».

Марсель Дюшан, Фонтан, 1917
Марсель Дюшан, Фонтан, 1917

Продолжают экспозицию объект Клэса Ольденбурга, кубистский распад кармана пальто, инструмента и бутылки рома Жоржа Брака, черный телефонный аппарат с красным омаром вместо трубки Сальвадора Дали.

Клэс Ольденбург, Counter and Plates with Potato and Ham, 1961
Клэс Ольденбург, Counter and Plates with Potato and Ham, 1961
Жорж Брак, Clarinet and Bottle of Rum on a Mantelpiece, 1911
Жорж Брак, Clarinet and Bottle of Rum on a Mantelpiece, 1911
Сальвадор Дали, Lobster Telephone, 1938
Сальвадор Дали, Lobster Telephone, 1938

Обращают на себя внимание работы ставших в последнее время популярными британцев: скульптора Барбары Хепуорт,

Барбара Хепуорт, Epidauros II, 1961
Барбара Хепуорт, Epidauros II, 1961

художника-пейзажиста Ричарда Лонга,

Ричард Лонг, Sahara Circle, 1988
Ричард Лонг, Sahara Circle, 1988

представлен даже Дэмьен Хёрст с инсталляцией из аптечного оборудования. Тут же на экране идет видеофильм: тарелка, полная фруктов, которые постепенно теряют свои краски. Они сморщиваются, распадаются и загнивают, пока за них не берутся черви и мухи. Это символ скоротечности жизни. Но это также и лукавый символ бренности искусства.

Дэмьен Хёрст, Pharmacy, 1992
Дэмьен Хёрст, Pharmacy, 1992