Галерея «Тейт-модерн» в Лондоне располагает самым большим английским художественным собранием второй половины ХХ столетия.
Южный берег Темзы долгое время считался местностью, лишенной привлекательности и значения. Некогда построенные здесь промышленные предприятия закрывались, принадлежавшие им здания приходили в упадок. Картина резко изменилась к концу XX столетия. Произошла реконструкция шекспировского театра «Глобус», где с тех пор чрезвычайно успешно идут спектакли по пьесам елизаветинского времени. Но прежде всего этот район Лондона стал центром современного искусства: галерея Чарльза Саатчи демонстрирует произведения брит-арта, среди которых распиленные коровы и свиньи Дэмьена Хёрста, а галерея «Тейт-модерн» представляет свое великолепное собрание авангарда.
Галерея открылась 11 мая 2000 года. Этому предшествовало решение перевезти на хранение в отдельное помещение экспонаты, представляющие современное международное искусство, о которых с 1917 года заботилась Тейт-галерея в Миллбэнке. Два музея «Тейт» — в Ливерпуле (1988) и в Сент-Айвс (1993) — уже были предназначены для современного искусства. В Лондоне решили использовать под музей здание бывшей теплоэлектростанции в Бэнксайде; в объявленном мэрией международном конкурсе участвовало 148 проектов. Право на реализацию идеи получили два швейцарских архитектора - Жак Херцог и Пьер де Мюрон. Когда проект был завершен, даже критики не могли сдержать восторга.
Проектанты решительно объявляют себя сторонниками эстетического очарования старой промышленной архитектуры и не намерены скрывать происхождение здания.
Херцог и де Мюрон получили в свое распоряжение и турбинный зал, оригинальный облик которого был законсервирован и теперь представляет собой экспонат в стиле энвайронмент.
Энвайронмент
Выставочные помещения находятся на трех из восьми этажей. Наряду с постоянными проводятся сменные выставки. Постоянная экспозиция построена по уникальному принципу, который не применяется ни в одном из крупных музеев изобразительного искусства. Экспонаты располагают не хронологически, не по художественным школам или странам происхождения, а по тематическому принципу. В современном изобразительном искусстве традиционное разделение на живопись, графику, скульптуру и дизайн в значительной степени условно.
Экспозиционное пространство в такой же мере играет здесь свою роль, как и находящийся в нем объект, что в целом создает определенное эстетическое впечатление. Экспозиция состоит из четырех больших тематических отделов. Каждый из них, в свою очередь, подразделяется на три взаимосвязанные подтемы. Первый отдел называется «Спокойная жизнь, предметы, реальная жизнь», второй — «История, воспоминание, общество».
Отдел «Акт, акция, тело» ближе всего подходит к обычным представлениям о сути изобразительного искусства, но и здесь обнаруживается, какие значительные изменения за последние сто лет претерпели понятие и восприятие искусства, технические и художественные приемы.
Четвертый, заключительный отдел называется «Пейзаж, материал, окружение». Здесь можно увидеть смелый и откровенный автопортрет немца Кристиана Шада и грубоватую масштабную инсталляцию, автором которой является Луиза Буржуа.
В галерее представлены и другие работы Буржуа, как пожалуй, одной из главных художниц современности.
Современники и классики
Произведения Анри Матисса и Пабло Пикассо с характерным для этих художников формалистическим отчуждением соседствуют с бронзовой статуей Альберто Джакометти, который в этой худой как щепка фигуре упразднил все атрибуты обнаженного мужского тела,
а рядом - драматические, полные тревоги «закрашивания» австрийца Арнульфа Райнера.
Только Люсьен Фрейд, внук автора теории психоанализа и один из значительных современных художников Англии, изображает женское тело с почти рубенсовской пышностью.
Классики модерна представлены, по крайней мере, одним из своих шедевров: Джексон Поллок - с широкоформатным результатом своей action painting (живописи действия),
Энди Уорхол - портретом Мэрилин Монро в технике шелкографии,
Марсель Дюшан - мочеприемником, иронически названным «Фонтан».
Продолжают экспозицию объект Клэса Ольденбурга, кубистский распад кармана пальто, инструмента и бутылки рома Жоржа Брака, черный телефонный аппарат с красным омаром вместо трубки Сальвадора Дали.
Обращают на себя внимание работы ставших в последнее время популярными британцев: скульптора Барбары Хепуорт,
художника-пейзажиста Ричарда Лонга,
представлен даже Дэмьен Хёрст с инсталляцией из аптечного оборудования. Тут же на экране идет видеофильм: тарелка, полная фруктов, которые постепенно теряют свои краски. Они сморщиваются, распадаются и загнивают, пока за них не берутся черви и мухи. Это символ скоротечности жизни. Но это также и лукавый символ бренности искусства.