С разницей в пару дней я поездил сначала на Zeekr 001, потом на Lotus Eletre. И заподозрил, что это одна и та же модель в разных обличьях, потому что Lotus и Zeekr (а также Smart, Volvo и Polestar) принадлежат концерну Geely и имеют похожую концепцию. Хотя Lotus — марка сугубо английская, теперь она собирается в Ухани, которой наконец удалось прославиться чем-то помимо короновируса. Но чем больше я ездил, тем больше понимал, что эти две машины непохожи. И у меня появился фаворит. И не тот, о котором я думал сначала.
Формально у них разные платформы: Zeekr использует тележку SEA, у Lotus она называется EPA. Заглянув под машину видишь, что рычаги подвесок у них разные, но тормозные суппорты одинаковые. Zeekr делали в Китае, Lotus проектировали в Британии и Германии. У Lotus сразу 800-вольтовая архитектура, что влияет на скорость зарядки, а Zeekr перешёл на неё после рестайлинга (до этого 800 В было только у версии FR). Оба автомобиля используют батареи CATL, но разные, как отличаются и электромоторы. В общем щедрые китайцы дали Lotus достаточно свободы, чтобы он перекроил автомобиль на свой лотусовский манер.
И получились действительно разные машины. Например, Zeekr очень дерзок на разгоне, и сразу наполняет голову пузырьками счастья. Сын на пассажирском сиденье кричал от ужаса, потому что Zeekr ускоряется так, словно им выстрелили из катапульты. И на этом фоне Lotus показался нам медленным. Я это в самом деле сказал? Ну да, при большей мощности он кажется вальяжным, степенным, задумчивым — назовите, как хотите. С места он берёт через паузу, приливная волна накатывает где-то в районе 80 км/час и обмякает быстро, как пенсионер в постели с юной невестой. Не поймите превратно, для практических задач Lotus более чем шустр, но вот чтобы визжать от восторга — нет. И думаю, это сделано сознательно за счёт настроек страхующей электроники, потому что 612 л. с. явно способны выбить из нас всю спесь.
C управляемостью ситуация обратная. Zeekr всё же несёт печать китайских настроек с лёгким и не слишком внятным рулём и усердной системой стабилизации, которая превращается любые прожиги в повторах в этакую карусель, где ты чувствуешь себя, скорее, другом жениха, чем тамадой. Впрочем, у Lotus электроника столь же строга, а ещё его подвеска с активными стабилизаторами поперечной устойчивости так здорово борется с кренами, что он едет плоско, словно газонокосилка. И запас сцепление кажется просто чудовищным, так что вне гоночной трассы проверить его на вшивость просто негде. Машина при этом кажется почти равнодушной: ехать на ней быстро — всё равно что смотреть на раскрытую пасть льва через телевизор. Глаза боятся, руки делают, а от излишней удали спасает система стабилизации. На горном серпантине я бы однозначно предпочёл Lotus просто за его более точный руль и породистые повадки.
Оба имеют пневмоподвески, но Lotus кажется более комфортным. И если выбирать без оглядки на цену, то он выглядит более зрелым и рафинированным, каким и должен быть европейский автомобиль на фоне китайского (хотя, если уж честно, за глаза я бы не определил, кто из них кто). Добавим и силу бренда Lotus: мне он запал в душу ещё со времён «Красотки», где герой Ричарда Гира путался в передачах бесподобного Lotus Esprit. Шасси Lotus использовал и DeLorean из «Назад в будущее», и Tesla Roadster первой генерации. А уж про вкладыши Turbo, знаменитые «семёрки» и достижения Колина Чэпмена я вообще молчу. Для моего поколения Lotus — это легенда, к которой прикоснуться-то страшно.
Но тут-то и появляется трещина сомнений. Что такое Lotus нашего времени (тот, о котором я только читал, и никогда не ездил)? Это прежде всего лёгкий, маленький и простой спорткар с названием на букву E (Elan, Europa, Elise, Esprite). Теперь осталась только E в названии. А так он тяжелее «Газели» (слава богу, порожней), а по размерам... Когда я заезжал во дворы, то чувствовал себя на мотоцикле, к которому прицепили коляску. И ещё прицеп. Привыкаешь, конечно, но всё же это не Lotus в ветхозаветном смысле. Это какая-то новая глава истории, которая тоже может быть успешной, просто к старой отношения не имеет. Это как повзрослевшая одноклассница, в которую был влюблён.
И потому я выбираю Zeekr. Он в каком-то смысле честнее, эмоциональнее, и тупо в три раза дешевле. А что до силы бренда, то если Geely сохранит взятый темп, глядишь, лет через десять молодёжь будет считать престижным именно Zeekr. Хотя от его названия до сих пор эмаль на зубах трескается. Zee-eee-kr.