Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Стоит ли давать военному кораблю название своей страны?

Согласитесь, фразы типа "Испания" пошла на дно или "Италия" сгорела звучат не очень-то. Но вроде бы военных кораблей с такими названиями и не было. (На самом деле были, как уже подсказывают в комментариях)

Давайте проследим судьбы некотрых, которые название своего государства всё-таки получили. Начнём с самого старого, американского фрегата "Соединённые Штаты".

USS United States, вступивший в строй в 1797 году, был одним из первых американских военных кораблей, построенных в США после завоевания независимости от Великобритании. В "квазивойне" с Францией (есть такой термин:), он захватил несколько французских каперов и отбил несколько американских кораблей, захваченных французами.

В 1812 году чувствительно щёлкнул бриттов по носу, победив в бою и захватив английский HMS Makedonian

Тот под этим же названием продолжил служить в американском флоте, но слава "Соединённых Штатов" на этом и закончилась.

Когда Америка объявила войну Алжиру в феврале 1815 года, "Соединенные Штаты" направились в Средиземное море, чтобы сражаться с так называемыми берберийскими пиратами Северной Африки. Но корабль никогда не участвовал ни в чем более примечательном, чем обычное патрулирование.

С 1849 по 1861 год "Соединенные Штаты" гнили в Норфолке, штат Вирджиния, и вполне могли бы закончить там свои дни, если бы не начало Гражданской войны. 20 апреля 1861 года военно-морская верфь в Норфолке была захвачена войсками Конфедерации. Поскольку они отчаянно нуждались в судах в любом состоянии, они отремонтировали захваченный корабль, поэтому его часто называли "Конфедеративными Штатами".

Когда в мае 1862 года конфедераты были вынуждены покинуть военно-морскую верфь, они решили затопить корабль посреди реки Элизабет, чтобы создать препятствие для приближающихся судов янки. позже его подняли и отбуксировали на военно-морскую верфь. Там он оставалась до декабря 1865 года, когда его разобрали, а древесину продали. Это был печальный конец для корабля, начало которого было столь многообещающим и носившего столь важное имя, но, похоже, никто особо не задумывался об этом в то время и долгое время после него.

USS United States (CC-6) — линейный крейсер типа "Лексингтон" прекратили строить и разобрали на металл, когда он был готов всего на 12 процентов.

USS United States (CVA-58) ) — авианосец, списанный через пять дней после закладки киля в 1949 году. Корабль должен был стать головным кораблем авианосцев класса United States.

В ноябре 1993 года были заложены еще одни "Соединенные Штаты" . Этот корабль должен был стать еще более крупным и боеспособным — атомным авианосцем класса «Нимиц» . Но через 14 месяцев после начала строительства было принято решение переименовать корабль в USS Harry S. Truman (CVN-75)/

Еще одним "Соединенным Штатам" не удалось материализоваться! Похоже, что среди флотского начальства были люди, серьёзно относившиеся к сглазу.

......

Французский линкор "Франс" (France) вошёл в строй 14 июля 1914 года, аккурат перед "Великой войной"

-2

Ничем в ней не отличился, ну хоть жив остался. В 1919 году в Одессе, где он находился в составе войск интервентов, на нём вспыхнул мятеж команды, которой видимо надоело сидеть на корабле, ведь их жизни ничего не угрожало.

Эскадра убралась домой, а 26 августа 1922 «Франс» налетел на рифы одной из бухт Бискайского залива и четыре часа спустя затонул. Из 900 членов команды погибло только три человека.

......

В первой половине 1930-х годов тяжёлый крейсер «Дойчланд», как самый современный и мощный корабль германского флота, широко привлекался для показа флага, совершая заграничные визиты.

В 1936-7 годах его привлекли "для предотвращения вмешательства" иностранных государств в гражданскую войну в Испании. Тут он и получил две бомбы с республиканского самолёта, которым управлял советский лётчик Н.А. Остряков, чьим именем назван проспект в Севастополе. На борту возник пожар, убито 27 моряков, ещё около ста были ранены (четверо впоследствии скончались от ран).

В 1940 году он был переименован в "Лютцов". И вовремя - в течение всей войны непрерывно получал серьёзные повреждения от авиации, а также подводных лодок противника. В итоге 4 мая 1945 года был подорван собственной командой и лежал на грунте в гавани Свинемюнде. Наши его потом подняли, но восстанавливать не стали и окончательно потопили во время учений. На снимке "Лютцов" после поражения британской торпедой:

-3

.......

Линкор "Ямато". Этому могучему кораблю, носившему древнее название Японии, была уготована в общем-то бесславная боевая судьба. Японское командование берегло свои линкоры для предполагаемого генерального сражения с американским флотом. Действительность опровергла эти расчеты — в реальности война на Тихом океане вылилась в череду небольших, но многочисленных изнурительных боев, в которых силы японского флота постепенно, но неумолимо таяли, пока сильнейшие линкоры отстаивались вдали от зон активных боевых действий.

-4

В результате в Императорском флоте сложилось скептическое отношение к этим кораблям, хорошо иллюстрируемое популярной у моряков поговоркой: «На свете есть три самые большие и бесполезные вещи — египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор „Ямато“»

Он погиб под ударами вражеской авиации. Спасти удалось лишь 269 человек, 3063 члена экипажа погибли. При атаке «Ямато» американцы потеряли всего 10 самолётов и 12 членов экипажей.

.......

Броненосный крейсер "Россия" вошёл в строй в 1897 году. Постройка шла тяжело из-за многих нестыковок и постоянных изменений в проекте. Во время испытаний 5 октября 1896 года он сел на мель, да так, что снять его удалось только в декабре с привлечением землечерпалок, которые выбрали грунт на глубину до 7 метров.

1 августа 1904 он участвовал в бою с японской эскадрой в Корейском проливе. Тяжело повреждён (48 убитых, 165 раненых). Бой показал серьёзные конструктивные недостатки артиллерийского вооружения корабля. После боя:

-5

Во время Первой мировой войны, действуя на Балтике ничем особенно не отличился

-6

В конце 1922 года продан на металлолом в Германию. Но при буксировке был выброшен штормом на банку вблизи Таллина. Впоследствии его всё-таки сняли с мели и увели на убой в Киль.

Линкор "Советский Союз" начали строить 5 июля 1938 г. на Балтийском заводе. При этом учитывался опыт строительства таких кораблей в других странах. Считалось, что новые линкоры этого типа будут самыми большими и мощными в мире. Однако в связи с началом войны строительство было прекращено. Готовность «Советского Союза» составила 19,44 %. После окончания войны недостроенный корабль был разобран. Время линкоров заканчивалось стремительно, смысла строить новые не было. А другого корабля, достойного такого имени, не нашлось...

P.S. Уже первые комментарии принесли массу дополнений. За что я и ценю своих читателей :)

А здесь о судьбе судов, носивших имя Сталина, тоже не айс, и это я ещё не все их перечислил:

...........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: