Найти в Дзене
Клиника доктора Шурова

«Почему меня не слушают?»: 7 ошибок, которые делают вас неубедительными. Рассказывает психотерапевт

Оглавление

«Меня игнорируют и перебивают!», «К моим словам не относятся всерьез!», «Люди не запоминают, что я им говорил!», «Меня словно не существует!». Это больно бьет по самооценке: кажется, что люди вас не уважают, не проявляют интерес к вашим словам и жизни. Но чаще всего это происходит по двум причинам: неправильная компания и неразвитые навыки коммуникации. И если с первым все понятно (нужно искать подходящий круг общения), то с коммуникацией все сложнее. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров объясняет, какие 7 ошибок люди чаще всего допускают в общении — и как их исправить.

1. Внешний вид и язык тела

Гостей встречают по одежке — а если точнее, то по комплексному визуальному образу.

Вас могут не воспринимать всерьез, если вы производите впечатление несерьезного, неуверенного в себе человека:

  • одеваетесь неряшливо, не следите за личной гигиеной (растрепанная прическа, мятая\грязная одежда, запах пота или неприятный запах изо рта);
  • сутулитесь и словно «сжимаетесь», стараетесь занимать как можно меньше пространства;
  • всегда выбираете места «с краю» или в уголке, жметесь к стене во время общих посиделок;
  • двигаетесь суетливо, угловато, «рвано»;
  • постоянно поправляете одежду и прическу, касаетесь лица, кусаете губы, почесываете разные части тела, теребите украшения, вертите в руках мелкие предметы.

В качестве эксперимента можете предложить друзьям заснять на видео вашу уютную «посиделку», а потом взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои «слабые места» и контролировать их.

-2

2. Зажатый монотонный голос

Проблема может быть и в качестве вашей речи:

  • зажимаете голосовые связки, челюсть и губы, говорите тихим\визгливым\«скрипучим» голосом;
  • мямлите, используете междометия и слова-паразиты;
  • говорите медлительно, монотонно и без акцентов, не меняете интонации.

Как сделать речь более красивой и убедительной?

  • Развивать грудной голос. Чтобы ваш голос был более глубоким, насыщенным и бархатистым, важно говорить «через грудь». Произносите слова как бы «на выдохе», расслабляя горло и челюсть: работать должна грудная клетка и диафрагма. Чтобы закрепить эту привычку и развить грудной голос, регулярно практикуйте диафрагмальное дыхание (на вдохе выпячиваем живот, на выдохе втягиваем), и мычите с сомкнутыми губами, стараясь расслабить голосовые связки и позволяя воздуху идти из груди свободно.
  • Говорить «через улыбку». Во время разговора слегка улыбайтесь. Когда мы улыбаемся, наш голос звучит более широко и громко, в нем появляются приятные мягкие нотки, он становится более благозвучным для окружающих.
Попробуйте повторить одну и ту же фразу с улыбкой и без — и вы ощутите разницу!

3. Невнимание к собеседнику

Общение — это взаимный процесс. Если вас часто слушают без удовольствия и со скукой, перебивают — возможно, вы не самый внимательный собеседник:

  • не следите за своим собеседником и не подмечаете его настроение;
  • сами перебиваете других;
  • отвлекаетесь на смартфон;
  • слишком много и долго говорите;
  • часто рассказываете одно и то же;
  • не задаете собеседникам вопросы;
  • задаете простые закрытые вопросы.
-3

Как стать более внимательным и слушающим собеседником?

  • Контролируйте себя. Дослушивайте человека до конца, даже если вы уже поняли его мысль или не согласны с ней. Не стремитесь как можно чаще вставлять в паузы свое «Кстати, а вот я…», чтобы перетянуть внимание на себя. Не перебивайте.
  • Держите зрительный контакт. Когда мы смотрим человеку в глаза, мы как бы говорим ему: «Я здесь, я тебя вижу, я готов к диалогу и внимательно тебя слушаю. Ты важен!». Это подкупает. А еще зрительный контакт помогает удерживать внимание собеседника и подмечать язык его тела: так вы вовремя заметите, что человек заскучал, не понял мысль, хочет добавить что-то свое.
  • Задавайте открытые вопросы. Нам всем нравится интерес к нашей личности: когда человек что-то о себе рассказывает, он с большей вероятностью запомнит вас как приятного и интересного собеседника. При этом избегайте закрытых вопросов (на них можно ответить только «да\нет»), используйте открытые формулировки, которые располагают к развернутому ответу:
А почему ты сделал такой выбор?
А как ты это придумал?

4. Неумение выражать мысли

Вы можете быть кладезем потрясающих историй и фактов — но какой в этом толк, если вы не умеете интересно их преподнести?

Главные ошибки в структуре рассказа:

  • слишком долго подходите к сути;
  • делаете долгий заход для рассказа короткого и непримечательного факта, ситуации;
  • постоянно уточняете несущественные подробности;
  • используете много профессиональной терминологии;
  • часто перескакиваете с темы на тему и сбиваетесь;
  • не делаете паузы для оценки реакции и взаимодействия.

Главное правило хорошего рассказчика — выразительность и емкость. Как натренировать эти навыки?

  • Больше читайте. Старайтесь читать не только художественные романы, но и короткие рассказы, публицистику, качественных блогеров.
  • Смотрите чужие выступления. Для развития разговорной речи хорошо подойдет просмотр современных лекций, стендап-концертов.
  • Пишите и выступайте сами. Начните вести дневник, и\или записывайте собственные небольшие зарисовки. При этом учитесь подбирать хлесткие метафоры, старайтесь «нарисовать» словами максимально яркий образ, и избегайте графоманства — старайтесь перечитывать и сокращать свой рассказ, читайте его вслух.
-4

5. Жалобы и сплетни

Конечно, с наиболее близкими людьми мы можем позволить себе многое: активно «жаловаться на жизнь» или даже обсуждать каких-то общих знакомых или незнакомых людей, критиковать и осуждать их.

Но даже самые близкие родственники и друзья могут уставать от обилия негативной информации в ваших беседах — это отталкивает, угнетает, утомляет и заставляет собеседника отвлекаться. Что уж говорить о малознакомых людях?

Поэтому в беседе старайтесь избегать разговоров о своих проблемах, не откровенничайте о личной жизни и пути вашего становления, не давайте грубых оценок другим людям.

А если ваши новые собеседники делают это сами, не вовлекайтесь в сплетни и излишне откровенные беседы, о которых можете пожалеть в будущем. Меньше говорите, больше слушайте — и это не только защитит вашу репутацию, но и повысит градус уважения к вашей личности.

6. Попытка понравиться

Одна из наиболее «фатальных» ошибок в беседе — попытка всем понравиться, произвести хорошее впечатление:

  • рассказывать о своих сильных чертах и достижениях;
  • заискивать и «сыпать» комплиментами, восторгаться малознакомым человеком;
  • поддакивать, показательно соглашаться во всем с собеседником («Да, и я тоже! И у меня! Я такой же! У нас так много общего!»);
  • постоянно извиняться и благодарить без весомого повода;
  • оправдываться и пространно объяснять свои мотивы и поступки, даже если об этом никто не спрашивал;
  • самоутверждаться за счет других людей.

Важно научиться расслабляться и не думать о мнении окружающих. В этом случае нужно работать с самооценкой и социальными страхами: почему вам так важно одобрение людей, чего конкретно вы боитесь?

-5

7. Слова не сочетаются с делами

Если вы страдаете от того, что окружающие не воспринимают ваши слова всерьез, задумайтесь: как часто вы обещали помощь и поддержку в наплыве чувств, делитесь своими планами, мечтами о будущих достижениях, морально-этическими установками и принципами жизни?

Обещает и не выполняет. Планирует — но не начинает. Мечтает — но не добивается. Осуждает — а потом нарушает свои же принципы… Если слова человека постоянно расходятся с делом, их ценность снижается, и слушать их внимательно нет смысла.

А какие ошибки в общении вы могли бы добавить в этот список? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:

  • Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
  • Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
  • Медикаментозная терапия;
  • Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях;

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!