Нужна ли мама на занятии с ребёнком? От её присутствия больше плюсов или минусов?
Часто этим вопросом задаются именно мамы. И это правильно, по большому счёту, заинтересованная мама - это уже хорошо. Перебдевшая мама - это лучше, чем недобдевшая. Но ответ ваш может ей не понравиться, потому что зачастую лаконичен, непонятен и звучит как выпроваживание "в сад". Почему же многие специалисты (дефектологи, логопеды, нейропсихологи) предпочитают заниматься с ребёнком тет-а-тет? Без пристального надзора мамы? Бытует мнение, что специалист, который выпроваживает маму за дверь, не уверен в своих силах. Что такое занятие для него, будто открытый урок в школе. Так ли это на самом деле?
На самом деле, тут нужно чётко определить все "за" и "против". И подробно обсудить их с мамой. Тут краткость таланту вовсе не сестра, так как сухое "маме на занятии присутствовать нежелательно" и всё тут - выглядит со стороны так, как будто вы её с чего-то вдруг выгоняете или хотите что-то нехорошее скрыть. Ну мало ли, может вы там кувырок вперёд будете отрабатывать вместо звукопроизношения, на диване прыгать наперегонки или полчаса соревноваться в длине плевков в потолок, или ещё что похуже. Тем более, на вопросы мамы у самого ребёнка, а чем вы на занятии занимались - он скорее всего промычит что-то невнятное или же однословное "играли". Хм, ну игры играм рознь, поэтому мама в состоянии незнания может нафантазировать чего-то лишнего или недофантазировать.
Поэтому лучше так!
На первом занятии маме желательно присутствовать, чтобы изначально увидеть ваше взаимодействие с ребёнком, его текущее состояние речи (уже более объективно, а не только со своей колокольни), и понять хотя бы поверхностно суть вашей будущей работы. Всё это надо маме в первый же раз предоставить по максимуму. А потом уже, впоследствии, уточнять по ходу, так будет проще. Если же видите, что ребёнок чувствует себя при маме некомфортно (это бывает заметно невооружённым глазом) - лучше тогда обойтись без её присутствия.
Ну и да, в целом - чаще всего всё-таки мамы на занятии лишние, и дело тут вовсе не в мамах. Как показывает практика - большинство детей при них занимаются хуже. И кидаются в крайности - или столбняк, или баловство. А потому что стесняются, боятся оплошать. Потому что перед мамой не хочется показывать свои ошибки, неудачи, вот такой уж вот внезапно одолевает малышню перфекционизм))))) И даже намеренное "стояние на ушах" в мамином присутствии - это всего лишь маскировка. А то вдруг буду выглядеть дурачиной в лице родителя.
Можно поступить хитрее, и маме стать "невидимкой" - занять какую-то локацию, при которой ребёнок не будет знать о её присутствии. Ну, конечно, если ландшафт позволяет. Можно попробовать маме просто сеть в другом конце комнаты и уткнуться в планшет/телефон/книгу, намеренно слившись с мебелью и показав своё равнодушие и "ничего не вижу, ничего не слышу"... Ну и главное - "не скажу". Вот уж вмешиваться в занятие с комментариями и подсказками - это точно грех. Хуже от этого и ребёнку, и педагогу, и маме непонятно зачем.
Было у меня как-то такое. Мальчик без бабушки заниматься категорически не хотел, ну хоть тресни. Поэтому она сидела. Но у меня было стойкое ощущение, что ребёнок был лишний на нашем празднике жизни, потому как он вообще не успевал ничего сказать. А бабушка показывала отличные результаты в знании животных, фруктов, в построении предложений и употреблении предлогов... Было сложно, но мы это преодолели, и волшебным образом всё-таки выяснилось, что и без бабушки ребёнок вполне способен говорить, да и результаты сразу подросли и количественно, и качественно.
Маленькие детки не хотят или боятся без мам - пусть мама будет, но прикинется креслом, и главное - онемеет на полчасика) не в обиду мамам)))) Поверьте, так лучше и результативнее. Ну уж в совсем критических случаях, со сложными детками, когда ну ни в какую без маминой помощи - можно её вовлекать в занятие, но минимально и больше по части дисциплины. А маме стараться при этом не перетягивать одеяло на себя, всё-таки управляет занятием педагог, ему и вожжи в руки.
Ну и как же всё-таки быть, если мамы на занятии нет, но она настойчиво хочет знать, что вы там делаете и не просиживаете ли вы случаем штаны? Во-первых - отчитывайтесь, ничего такого ужасного в этом нет. Наоборот, больше знает - крепче спит и лучше понимает, как домашку вашу рекомендованную делать. Во-вторых - учите отчитываться ребёнка, рассказывать, что делал и чем занимался. Тем самым и он сам будет рефлексировать, анализировать собственные успехи и продвижения, и связную речь, глядишь, разовьёте невзначай) и совсем не лишний повод дадите пообщаться дитятке с любимыми родителями)
Бывает и наоборот, кстати. Привели ребёнка и бежать скорее. Когда забирают - то же самое. Иногда даже домашнее задание не дослушивают... А уж куда мы там язык ставили и что с ним делали - это их и вовсе не интересует. Приходиться тормозить и всё чётко и быстро объяснять, чтобы домашнее задание сделать могли.