Найти тему

Руководство для новичков по уик-энду Формулы-1

Оглавление

Наше руководство для новичков содержит всё, что вам нужно знать о форматах гоночных уик-эндов Формулы-1, объясняя, как они работают, и рассматривая, как они развивались с момента начала чемпионата мира в 1950 году.

Как проходит уик-энд Гран-при?

В рамках стандартного уик–энда Гран-при Формулы-1 каждое соревнование проходит в течение трех дней - обычно с пятницы по воскресенье. В пятницу проводятся две одночасовые тренировки – Свободная практика 1 (FP1) и Свободная практика 2 (FP2).

Суббота начинается с 3-й Свободной тренировки (FP3). Эта заключительная часовая тренировка дает командам больше времени для точной настройки своих болидов до того, как начнут действовать условия закрытого парка и большая часть работ с машиной будет запрещена.

Квалификация проходит в субботу днем и разделена на три этапа – Q1, Q2 и Q3, которые длятся 18 минут, 15 минут и 12 минут соответственно.

Пять самых медленных пилотов выбывают после 1–го этапа, после 2-го этапа выбывают ещё пять гонщиков - таким образом, позиции на стартовой решетке будут определены с 20-го по 11-е место.

Десять оставшихся пилотов перейдут в третью часть квалификации, чтобы определить 10 лучших мест на стартовой решетке, а самый быстрый гонщик займет поул-позицию в воскресной гонке.

Спринт Формулы-1 добавляет еще больше интриги гоночному уик-энду перед Гран-при в воскресенье
Спринт Формулы-1 добавляет еще больше интриги гоночному уик-энду перед Гран-при в воскресенье

Что происходит на Гран-при Формулы-1?

Гран-при Формулы-1 проводится на дистанции не менее 305 километров, и поэтому количество кругов на каждом соревновании будет наименьшим количеством кругов, необходимым для преодоления этой дистанции.

Независимо от того, проходит ли гоночный уик-энд в стандартном формате или в формате спринта Формулы-1, Гран-при в воскресенье является главным событием и обычно длится до двух часов.

Гонщики могут совершать "разведывательные круги" по пути к стартовой решётке, чтобы оценить состояние трассы и сделать какие-либо последние проверки, прежде чем остановить свои машины на своей стартовой позиции.

Затем пилоты пристегиваются, и члены команд покидают стартовую решетку до того, как настанет время для "прогревочного" круга. Здесь вы увидите, как машины мотает из стороны в сторону, пока пилоты пытаются прогреть шины, прежде чем снова занять свои позиции на стартовой решетке, для старта гонки.

Когда все займут свои места, руководитель гонки начнет последовательность старта. Это включает в себя пять красных огней, включающихся один за другим... прежде чем все огни погаснут одновременно, и они отправятся на Гран-при, мчась к первому повороту...

Очки в зачёт чемпионата начисляются командам и гонщикам, как показано в таблице ниже, при этом дополнительное очко начисляется гонщику и команде, проехавшим самый быстрый круг в гонке (при условии, что они финишировали в топ-10).

Очки в зачёт чемпионата начисляемые на Гран-при Формулы-1

Плюс одно очко за самый быстрый круг в гонке, если пилот финиширует в первой десятке
Плюс одно очко за самый быстрый круг в гонке, если пилот финиширует в первой десятке

Все ли Гран-при одинаковы?

Не все. Каждая удивительная трасса Формулы-1 предлагает что-то уникальное, хотя есть некоторые исключения из вышеуказанного формата.

В то время как количество кругов уже варьируется в зависимости от длины трассы, количество кругов на Гран-при Монако всегда является наименьшим, необходимым для преодоления дистанции в 260 километров, поскольку это уличная трасса с низкой скоростью.

Конечно, также проводятся шесть спринтерских гонок Формулы 1 в течение сезона, что добавляет ещё больше азарта в гоночный уикенд.

Гран-при Монако проходит на более короткой дистанции, чем другие соревнования в календаре Формулы-1
Гран-при Монако проходит на более короткой дистанции, чем другие соревнования в календаре Формулы-1

Что такое уик-энд со спринтом в Формуле-1?

Формат спринтерского уик-энда Формулы-1 основан на стандартном гоночном уик-энде и добавляет еще больше активности пятнице и субботе в преддверии воскресного Гран-при.

Пятница начинается с часовой свободной тренировки (FP1). Это все время, которое есть у команд и пилотов, чтобы по-настоящему протестировать свои настройки на уик-энд перед квалификацией на спринт, которая состоится в пятницу днем. Серия разделенная на три этапа – SQ1, SQ2 и SQ3 – продолжительностью 12 минут, 10 минут и всего 8 минут соответственно, проходит в формате, аналогичном обычной квалификации.

Спринт Формулы-1, захватывающий забег на 100 км к клетчатому флагу без обязательного пит-стопа, стартует в субботу утром. Очки начисляются гонщикам и командам, занявшим восемь первых мест, как показано в таблице ниже.

Суббота продолжается традиционным форматом квалификации во второй половине дня, который определяет стартовую решетку для воскресного Гран-при.

Очки в зачёт чемпионата начисляемые в спринте Формулы-1

-5

Почему (обычно) проводится три тренировочных сессии?

Что делает спринтерский уик-энд Формулы–1 таким захватывающим, так это то, что командам с ограниченным количеством участников приходится тщательно настраивать свои машины по сравнению со стандартным гоночным уик-эндом - усиливается давление, чтобы все получилось правильно с первого раза. Это потому, что обычно в течение трех традиционных тренировочных сессий перед Гран-при предстоит проделать огромную работу.

FP1 обычно используется для того, чтобы убедиться, что автомобиль работает и ведет себя должным образом, прежде чем водители начнут чувствовать трассу и задумываться об изменениях настроек. FP2 обычно зарезервирован для более длительных заездов по трассе, поскольку пилоты готовятся к гонке, хотя часть обычно используется для квалификационных симуляционных заездов, когда условия соответствуют ожидаемым. В FP3 пилоты, как правило, сосредотачиваются на более коротких заездах, чтобы подготовиться к квалификации.

Вы часто увидите, как команды тестируют новые аэродинамические детали во время FP1, такова безжалостная природа разработки автомобилей в Формуле-1. Автомобили оснащены более чем 250 датчиками, и каждый из них может генерировать более терабайта данных за выходные, поэтому использование различных настроек на практике помогает командам получать разнообразную обратную связь.

Каждый гонщик Формулы-1 также должен освободить свое место на одну тренировочную сессию Формулы-1 за сезон, поскольку команды обязаны выставлять пилота-новичка, который еще не провел более двух гонок в Формуле-1.

Автомобили заправляются разным количеством топлива, а пилоты используют разные составы шин в разных условиях на протяжении трех тренировочных сессий, поэтому не всегда легко определить, кто будет быстрее, исключительно по времени практик.

Тренировки помогают каждому члену гоночной команды подготовиться к уик-энду, а не только гонщикам
Тренировки помогают каждому члену гоночной команды подготовиться к уик-энду, а не только гонщикам

Меняется ли когда-нибудь формат уик-энда Формулы-1?

На протяжении многих лет уик-энды Формулы-1 меняли формат, например, был введен спринт Формулы-1. Больше всего изменений в формате произошло в квалификации, поскольку до начала чемпионата мира в 1950 году было принято проводить жеребьевку для определения сетки. В 1950-1996 годах у пилотов было две одночасовые сессии для определения времени квалификации, одна в пятницу и одна в субботу. Раньше гонщикам также приходилось проходить предварительную квалификацию, но это было отменено в 1992 году.

В 1996 году квалификация стала одночасовой сессией по субботам, при этом гонщики проезжали не более 12 кругов. На Гран–при Европы 1997 года в Хересе Жак Вильнев показал время 1 м 21,072 с, а затем – с точностью до миллисекунды - соперник Михаэль Шумахер сравнялся с ним. Невероятно, но Хайнц-Харальд Френтцен затем также сравнялся с ними, и все три пилота показали одинаковое время прохождения круга. Однако Вильнев завоевал поул, установив свое время первым.

В 2003 году прежний формат заменила квалификация на один круг. В пятницу пилоты выходили по одному в порядке прохождения чемпионата. Порядок проведения этой сессии был изменен для проведения еще одной сессии на один круг в субботу (чтобы дать самому медленному гонщику пятницы чистую трассу и потенциальное преимущество).

В 2004 году обе сессии на один круг были перенесены на субботу, прежде чем в 2005 году была введена общая квалификация. Пилоты должны были провести один заезд с низким расходом топлива в субботу днем, а затем заезд с высоким расходом топлива в воскресенье утром перед гонкой, суммируя два времени. В следующем году была введена система, аналогичная текущему формату, но в 2010 году дозаправка во время сессии была запрещена.

С этого момента, однако, не все было гладко, поскольку в 2016 году существовала система исключения, при которой после нескольких минут милосердия пилоты выбывали из квалификации каждые 90 секунд. Текущая система вернулась двумя раундами позже и используется до сих пор.

Источник: официальный сайт чемпионата

Читайте другие статьи из серии «Для новичков о Формуле-1» по ссылке ниже.

Для новичков о Формуле-1 | О Формуле 1 от зарубежных СМИ | Дзен
-7