В Тверской области, несмотря на её низкую сельскохозяйственную перспективность по сравнению с южным агроэкспортом, появляется всё больше крафтовых проектов, совмещающих фермерство и агротуризм.
Что общего в этих проектах?
1. Часто они дотационны и мечтают только в будущем выйти на окупаемость. А так почти у всех есть какие-то фондообразующие бизнесы, в основном в городах, или сбережения. За счёт этого внешнего денежного потока они пытаются свои хобби хоть как-то систематизировать. Иногда это приводит к тому, что и сельский бизнес не вырастает, и основной бизнес начинает валиться из-за расфокусировки.
2. Часто для таких людей агро - это личная любовь к земле, природе, труду, простым вещам. То есть это очень дорогое хобби и любовь к себе - тратить свои доходы и сбережения на то, что нравится, что даёт задор, тонус, настроение, а не потухшую рутину офисов и перетаскивания цифр и денежных знаков из одного кармана в другой.
3. Местные деревенские часто воспринимают приезд таких "москвичей" не как возможность для труда, бизнеса, расширения социума, познания, а как "противостояние". Начинаются сплетни, заявления, вредительство, воровство и др. Видимо, есть какая-то внутренняя неудовлетворённость и слабость, которая проявляется через "соседа". Но алкоголь и естественный отбор постепенно вычищают такой деструктив из русской глубинки, а на земле всё больше людей, кто хочет учится, трудится, взаимодействовать, открываться новому.
Игорь Михайлов, герой очередного выпуска программы "Своя еда" Андрея Даниленко, уже в возрасте. В городе кто-то в такие годы становится жертвой алкоголя, телевизора, обсуждения публичной политики или вообще оставляет этот мир через разные заболевания. А тут мы видим, что человек имеет цели, трудится, увлечён, социально активен. В труде важна не только оплата и статус, но и удовлетворённость жизнью, счастье, радость, общение, реализация - это может сильно питать. И, наоборот, у человека может быть много денег, ему не зачем ходить на работу, но он несчастен без труда, служения, осмысленных действий.
Игорь вложил уже более 2 млн. долларов в небольшое дотационное хозяйство. С местными получается трудно, поэтому зовут семьи работников к себе. Строят дома, дают ипотеку для себя, поддерживают своими силами "ЖКХ" нового посёлка.
Деревня находится в хорошем месте для агротуризма - рядом Селигер. И достаточно далеко от Москвы, поэтому недорогая земля, много грибов и ягод. В проекте порядка 1 тыс. га. Овцы алтайской породы. Идут на шерсть и мясо. Из мяса делают много консервов: каши, супы и др. Для себя выращивают овощи, принимают ягоды и грибы, для себя и туризма завели лошадей.
Местные системно пишут заявления, жалуясь на всё, что угодно. Вот так, без обам/пиндосов/мирового правительства/кровавой гэбни/сталинских репрессий идут доносы, дела, посадки, срыв хозяйственной деятельности. Экономика вторична по отношению к мировоззрению, воспитанию и культуре народа.