Найти в Дзене
Эстетика бонсай

Миф о едином фронте. Уилл Хит, США. Часть 2.

Оглавление

Часть 1. Сохранившиеся «пирамиды» развалившегося проекта. Об информационном проекте «The Art of Bonsai» ( AoB, 2005, США)

Откуда Взялась Идея Единого Фронта?

Первоначально китайцы создавали пейзажи (пэнцзин), которые были довольно большими, некоторые представляли целые империи, и для того, чтобы увидеть их целиком, нужно было обойти их, чтобы увидеть все, следовательно, они были похожи на масштабные модели в том смысле, что были визуально приятны со всех сторон.

Пэнцзин часто воссоздавали реальные пейзажи, такие как легендарный остров Пэнлай, и делали это с замечательной детализацией.

Одно из изображений легендарного острова-горы из китайской мифологии. 
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гора_Пэнлай
Одно из изображений легендарного острова-горы из китайской мифологии. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гора_Пэнлай

Когда бонсай впервые появился в Японии, появились и сайкей, миниатюрные пейзажи, которые когда-то были очень популярны, но затем о них забыли, поскольку токонома (художественная ниша) и выставленные там бонсай заняли центральное место. Сайкей были забыты, но идея продолжала жить в японских садах, таких как знаменитый сухой сад «Реан-дзи», который содержит 15 камней. Примечательная особенность композиции в «Реан-дзи» заключается в том, что не все из нее может быть видно зрителю под каким-либо одним углом обзора.

Сухой сад (сад камней) в буддийском храме Рёан-дзи построен в 1499 году.  
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рёан-дзи
Сухой сад (сад камней) в буддийском храме Рёан-дзи построен в 1499 году. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рёан-дзи

Этот сад спроектирован так, чтобы быть разным под каждым углом, чтобы его можно было рассматривать более чем с одной позиции.

Токонома в Японии является основной причиной распространенного сегодня убеждения, что бонсай должен иметь единственную переднюю часть, которая идеально расположена для просмотра. Однако мысль о том, что в токонома отображается только одна передняя панель, является ошибочной, о чем я расскажу подробнее позже в этой статье.

Позвольте просто заявить здесь, что трудно представить, что японцы, создавшие такие замечательные трехмерные сады, каким-то образом отказались бы от этого способа созерцания красоты ради единственного двухмерного фасада бонсай. Японцы славятся тем, что выращивают бонсай в своих садах, и эти творения необычны тем, что они действительно приятны визуально, независимо от того, где вы находитесь в саду. Я думаю, что этот образ мышления действительно распространяется на бонсай, выставленный именно в токонома.

Все ли видят один и тот же фасад?

Возьмите бонсай мирового класса; сфотографируйте его с шести или восьми разных ракурсов, а затем разложите эти снимки в ряд и покажите их двум отдельным группам людей. Одна группа будет состоять из опытных бонсаистов, а другая - из людей, которые лишь смутно представляют себе бонсай, но таких, которые слышали о бонсай, возможно, раньше ходили на выставку или листали журнал.

Теперь попросите каждого члена обеих групп выбрать переднюю часть бонсай. Попросите их записать свой выбор и не делиться своими мыслями с другими.

 Бонсай и фотографии Уолтера Пэлла.
Бонсай и фотографии Уолтера Пэлла.

Я проделал это неофициально, используя фотографии можжевельника Уолтера Пэлла, показанные выше, и результаты были поразительными.

Первая группа, состоящая из опытных бонсаистов, не все выбрали один фасад. Вместо этого выборки были примерно равномерно распределены по трем из шести представленных видов, но большинство из выбранных фото не совпадали с официальной на тот момент лицевой стороной. Удивительно, но большинство из них не совпали и с лицевой стороной, которую Уолтер в конечном итоге решил использовать на фотографиях.

О чем это нам говорит? Это говорит нам о том, что у каждого опытного зрителя был свой взгляд на вещи, свои предпочтения, которые были разработаны индивидуально на основе собственного жизненного опыта каждого отдельного человека. Лучший вид, который они видят, - это то, что раскрывает им лучшее в бонсай, что лучше всего говорит им бонсай, основываясь на их обучении, понимании искусства и на том, что им нравится.

Вторая группа была еще интереснее, поскольку их вопросы варьировались от «Что вы подразумеваете под фасадом» до «О, я думал, что это все разные деревья».

На выставке бонсай В. Пител «Мир в глиняной плошке». «Аптекарский огород». Москва. 2015 г.
На выставке бонсай В. Пител «Мир в глиняной плошке». «Аптекарский огород». Москва. 2015 г.

У этой второй группы, состоящей из неопытных людей, результаты были удивительно одинаковыми для каждого возможного фасада. По-настоящему значимых предпочтений ни одному из видов отдано не было, большинство считало, что все они великолепны, и им было трудно выбрать какой-то один фасад.

Как и предполагалось, фиксация на одном лучшем фасаде в основном присуща опытным бонсаистам и, скорее всего, это преобладает потому, что так их учили, а не потому, что это какой-то непреложный закон бонсай.

В настоящее время я провожу более контролируемый эксперимент в этом направлении и приглашаю каждого читателя этой статьи написать мне по электронной почте по адресу will@artofbonsai.org и указать свой личный выбор фасада по фотографиям выше и включить краткое объяснение, почему они выбрали именно этот.

Часть третья.

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале

«Эстетика бонсай» ВКонтакте