В Древнем Царстве формируется все виды изобразительного искусства: живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, ремесла, ткачество.
Всё развитие направлено на укрепление государства, во главе которого стоит фараон, и религии - язычества, которая провозглашает проводником между богами и людьми. Пирамиды играли не последнюю роль в поддержании авторитета царя.
Религиозная ситуация серьезно рассматривала вечность, как важный фактор бытия, поэтому строили усыпальницы с начала вступления на трон фараона.
Конструкция пирамиды
- Вход располагался с северной стороны пирамиды, в 20 м над землей.
- Погребальная камера, где располагается саркофаг с мумией фараона.
- Находятся кладовые для размещения разных предметов, которые понадобятся фараону в загробной жизни.
- Храм, в котором молились и приносили жертвы жрецы.
- Воздушные колодцы, игравшие роль вентиляции.
- На вершине пирамиды был установлен пирамидион или Священный камень Бен-Бен - пирамидка. Имеет символическое значение - на пирамидионе сидит верховный бог Атум; происходит создание мира, когда на вершину пирамидки выкатывалось солнце. Изготавливался из камня, обсидиана.
Все пирамиды облицовывались гладкими плитами.
Одной из древнейших пирамид является пирамида Джосера в Саккаре (3 династия). Её особенность - ступенчатая форма.
Большое пятиугольное пространство, обнесенное стеной. За стеной помимо культового сооружения располагались постройки - молельные, в которых находились зерна и всякого рода крупа, которые использовали в праздник Хеб-сед.
Хеб-сед - праздник, связанный с тридцатилетием правления фараона на троне. Считалось, что 30 лет - это период жизненного цикла человека. В этот день фараон должен был продемонстрировать народу свою силу и мощь через забеги и т. п. мероприятия. Не каждому правителю удавалось дожить до 30 лет, поэтому строились Хеб-седные сооружения в усыпальницах , чтобы фараон в другом мире праздновал свое тридцатилетие правления.
В пирамиде был найден скульптурный портрет Джосера.
Скульптурные портреты фараонов имели огромное культовое значение - после смерти "ка" (душа) человека отправляется в царство мертвых, но если она захочет вернуться и прожить еще жизнь, ей понадобиться портрет, изображающий умершего. Чем реалистичнее и целостнее было произведение, тем легче душе было найти его.
В период Древнего Царства скульптурный портрет становится реалистично-идеалистичным. Тело царя или чиновников, как правило, изображали идеальным, без характерных индивидуальных черт: здоровым и сильным. К примеру Триада царя Микерина.
В Триаде выражена композиция скульптуры:
- Фронтальность
- Обычно левая нога выставляется вперед (если фигура стоячая)
- Лицо симметричное, спокойное, губы сложены в полуулыбке.
В двойном скульптурном портрете Рахотеп и Нофрет показано изображение мужчин и женщин:
- .Мужчин раскрашивали темным цветом (цвет умбры), женщин - светлым (цвет слоновой кости,лимонный).
- Мужчины надевали набедренную повязку - схенти, женщины носили облегающее платье на лямках - калазирис.
- Женщины носили ожерелья из драгоценных камней и ракушек.
- Обе фигуру в сидячем положении, которое символизирует статус и значимость изображаемых людей.
- Глаза инкрустированы (белки из слоновой кости, радужная оболочка - драгоценный камень)
Живопись была не менее значима в культуре Египта. Все события изображенные на стенах усыпальниц фараонов переходили в другой мир вместе с "ка". Основой для сюжетов фресок являлся быт народа, пиры и события жизни правителя.
Особенности живописи:
- Голова, ноги, руки изображались в профиль; глаз, грудная клетка - фас. Так изображали только фараонов и богов.
- Крестьяне, ремесленники написаны в более пространственных ракурсов.
- Изображение было ленточным, фризовым.
Монументальная живопись создавалась следующим образом:
- Нанесение краски на камень, покрытый штукатуркой - алебастром.
- На белом фоне очерчивают темным контуром фигуры людей, животных.
- Смешивали натуральные пигменты с различными связующими веществами, чтобы создать нужные оттенки и консистенцию красок.
- Сам процесс живописи мог включать использование различных техник, таких как нанесение красок кистью, расплавление воска для энкаустики или даже нанесение золотой фольги для создания драгоценных отделок.
- После завершения работы над фреской, художники закрепляли изображение специальными защитными слоями, чтобы обеспечить его сохранность на протяжении многих лет.
Большую часть населения египтян составлял простой народ и ремесленники. Ремесленники жили в основном на территории храмовых построек.
Принципы постройки жилых домов:
- Использовали кирпич-сырец (кирпич, сформированный из глины, но не обожженной глины, а высушенной на солнце). Также кирпич делали из смеси глины, песка, резной соломы. Эту жидкость заливали в деревянные формы кирпичей.
- Имели плоскую крышу.
- Квадратная или прямоугольная формы домов, невысокие, окон не было - были квадратные проемы в краше. Если был очаг в эту "форточку", вытягивало дым.
- Дома создавали с помощью связующего вещества - глины из песка, иногда для устойчивости здания прокладывали плетенные из камыша циновки.
У зажиточных крестьян могло быть несколько таких построек (обычно первая постройка для людей, вторая - для скота). Они размещались на территории личного подворья, которое обносилось стеной.
Дома с территориями размещались в центре города близко друг к другу вокруг культовых мест.