Найти в Дзене

Египет. Древнее Царство 2778-2263 гг. до н. э.

В Древнем Царстве формируется все виды изобразительного искусства: живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, ремесла, ткачество.

Всё развитие направлено на укрепление государства, во главе которого стоит фараон, и религии - язычества, которая провозглашает проводником между богами и людьми. Пирамиды играли не последнюю роль в поддержании авторитета царя.

Религиозная ситуация серьезно рассматривала вечность, как важный фактор бытия, поэтому строили усыпальницы с начала вступления на трон фараона.

В качестве примера - пирамида Хеопса.
В качестве примера - пирамида Хеопса.

Конструкция пирамиды

  1. Вход располагался с северной стороны пирамиды, в 20 м над землей.
  2. Погребальная камера, где располагается саркофаг с мумией фараона.
  3. Находятся кладовые для размещения разных предметов, которые понадобятся фараону в загробной жизни.
  4. Храм, в котором молились и приносили жертвы жрецы.
  5. Воздушные колодцы, игравшие роль вентиляции.
  6. На вершине пирамиды был установлен пирамидион или Священный камень Бен-Бен - пирамидка. Имеет символическое значение - на пирамидионе сидит верховный бог Атум; происходит создание мира, когда на вершину пирамидки выкатывалось солнце. Изготавливался из камня, обсидиана.

Все пирамиды облицовывались гладкими плитами.

Одной из древнейших пирамид является пирамида Джосера в Саккаре (3 династия). Её особенность - ступенчатая форма.

Пирамида Джосера.
Пирамида Джосера.

Большое пятиугольное пространство, обнесенное стеной. За стеной помимо культового сооружения располагались постройки - молельные, в которых находились зерна и всякого рода крупа, которые использовали в праздник Хеб-сед.

Хеб-сед - праздник, связанный с тридцатилетием правления фараона на троне. Считалось, что 30 лет - это период жизненного цикла человека. В этот день фараон должен был продемонстрировать народу свою силу и мощь через забеги и т. п. мероприятия. Не каждому правителю удавалось дожить до 30 лет, поэтому строились Хеб-седные сооружения в усыпальницах , чтобы фараон в другом мире праздновал свое тридцатилетие правления.

В пирамиде был найден скульптурный портрет Джосера.

Скульптурный портрет Джосера.
Скульптурный портрет Джосера.

Скульптурные портреты фараонов имели огромное культовое значение - после смерти "ка" (душа) человека отправляется в царство мертвых, но если она захочет вернуться и прожить еще жизнь, ей понадобиться портрет, изображающий умершего. Чем реалистичнее и целостнее было произведение, тем легче душе было найти его.

В период Древнего Царства скульптурный портрет становится реалистично-идеалистичным. Тело царя или чиновников, как правило, изображали идеальным, без характерных индивидуальных черт: здоровым и сильным. К примеру Триада царя Микерина.

Триада царя Микерина.
Триада царя Микерина.

В Триаде выражена композиция скульптуры:

  1. Фронтальность
  2. Обычно левая нога выставляется вперед (если фигура стоячая)
  3. Лицо симметричное, спокойное, губы сложены в полуулыбке.

В двойном скульптурном портрете Рахотеп и Нофрет показано изображение мужчин и женщин:

  1. .Мужчин раскрашивали темным цветом (цвет умбры), женщин - светлым (цвет слоновой кости,лимонный).
  2. Мужчины надевали набедренную повязку - схенти, женщины носили облегающее платье на лямках - калазирис.
  3. Женщины носили ожерелья из драгоценных камней и ракушек.
  4. Обе фигуру в сидячем положении, которое символизирует статус и значимость изображаемых людей.
  5. Глаза инкрустированы (белки из слоновой кости, радужная оболочка - драгоценный камень)
Обе статуи были найдены в разных частях гробницы Рахотепа.
Обе статуи были найдены в разных частях гробницы Рахотепа.

Живопись была не менее значима в культуре Египта. Все события изображенные на стенах усыпальниц фараонов переходили в другой мир вместе с "ка". Основой для сюжетов фресок являлся быт народа, пиры и события жизни правителя.

Фрагмент росписи гробницы Небамуна.
Фрагмент росписи гробницы Небамуна.

Особенности живописи:

  1. Голова, ноги, руки изображались в профиль; глаз, грудная клетка - фас. Так изображали только фараонов и богов.
  2. Крестьяне, ремесленники написаны в более пространственных ракурсов.
  3. Изображение было ленточным, фризовым.
Сцены крестьянской жизни в погребальной часовне писца Ун-Су.
Сцены крестьянской жизни в погребальной часовне писца Ун-Су.

Монументальная живопись создавалась следующим образом:

  1. Нанесение краски на камень, покрытый штукатуркой - алебастром.
  2. На белом фоне очерчивают темным контуром фигуры людей, животных.
  3. Смешивали натуральные пигменты с различными связующими веществами, чтобы создать нужные оттенки и консистенцию красок.
  4. Сам процесс живописи мог включать использование различных техник, таких как нанесение красок кистью, расплавление воска для энкаустики или даже нанесение золотой фольги для создания драгоценных отделок.
  5. После завершения работы над фреской, художники закрепляли изображение специальными защитными слоями, чтобы обеспечить его сохранность на протяжении многих лет.

Большую часть населения египтян составлял простой народ и ремесленники. Ремесленники жили в основном на территории храмовых построек.

Жилые дома крестьян.
Жилые дома крестьян.

Принципы постройки жилых домов:

  1. Использовали кирпич-сырец (кирпич, сформированный из глины, но не обожженной глины, а высушенной на солнце). Также кирпич делали из смеси глины, песка, резной соломы. Эту жидкость заливали в деревянные формы кирпичей.
  2. Имели плоскую крышу.
  3. Квадратная или прямоугольная формы домов, невысокие, окон не было - были квадратные проемы в краше. Если был очаг в эту "форточку", вытягивало дым.
  4. Дома создавали с помощью связующего вещества - глины из песка, иногда для устойчивости здания прокладывали плетенные из камыша циновки.

У зажиточных крестьян могло быть несколько таких построек (обычно первая постройка для людей, вторая - для скота). Они размещались на территории личного подворья, которое обносилось стеной.

Дома с территориями размещались в центре города близко друг к другу вокруг культовых мест.

Наука
7 млн интересуются