Театр Наций исследует разные пласты искусства в новом проекте «Слой». Тема первого сезона — киноязык: театральные режиссёры поставят сценарии фильмов на сцене. Среди них — так и не снятая картина Алексея Балабанова «Мой брат умер», а также фильмы «Любовное настроение» Вонга Карвая и «Молодость» Фэна Сяогана. Рассказываем, что нужно знать о проекте «Слой».
Ностальгия по нулевым
Куратор проекта Оксана Ефременко рассказала, что название «Слой» прежде всего связано со временем. В рамках первого сезона команда взялась за анализ нашего недавнего прошлого — нулевых:
«Мы хотели “копать”, не только искать какие-то тексты, встречаться с режиссёрами, артистами, художниками, которые бы делали эти проекты, но и находить реальные артефакты, связанные с этим периодом 2000-х годов».
Для чего всё это нужно? Чтобы взглянуть на прошлое издалека, из нашего нового состояния, и оценить, что привело нас в эту точку и как с этим можно вступить в диалог. Искать способы коммуникации решили через самое массовое из искусств — кино. А кто самый значимый российский режиссёр нулевых, если не Алексей Балабанов?
Вселенная Балабанова
Сценарий фильма «Мой брат умер» Балабанов дописал за три дня до смерти. До сих пор никто не брался за экранизацию или инсценировку этого текста. Первым стал режиссёр Максим Соколов. Он выбрал необычный формат — перформативную читку:
«Мы отталкивались от слова перформатив — это речевые акты, равноценные поступку. То есть главным для нас является текст сценария — он первичен в сценическом действии. Но вместе с инсталляцией, вместе с актёрами, вместе с действием это всё образует, по нашему замыслу, эхо вселенной Балабанова. Мы не знаем, каким мог бы быть фильм, но мы попытались воспроизвести его звучание и атмосферу».
Чтобы максимально приблизиться к Балабанову, создатели спектакля посетили балабановские места и сняли их на видео. Вместе с фотографиями из личного архива вдовы режиссёра Надежды Васильевой ролики вошли в инсталляцию, представленную на втором этаже театра.
Особое внимание труппа уделила тому, как говорят балабановские герои. Референсы искали везде: и в самих фильмах, и в интервью актёров, и даже в речи людей из санатория и коттеджа, где режиссёр работал над своим последним сценарием. Музыкальное сопровождение для постановки написал Николай Комягин, лидер группы Shortparis.
Из Азии с любовью
В рамках проекта «Слой» Театр Наций представит ещё две премьеры — «Молодость» Фэна Сяогана и «Любовное настроение» Вонга Карвая. Последняя состоится только в сентябре, поэтому пока подробностей о ней не так много. Но режиссёр Артём Терёхин уверяет, что это будет совершенно новая история:
«Сколько в процентном соотношении будет Вонга Карвая, сколько нас, я, честно говоря, пока даже сказать не могу, но понимаю, что это будет не пересказ, не театральное изложение, а всё-таки чистая рефлексия на основе. То есть фильм как импульс, а мы уже от этого импульса отталкиваемся и выстраиваем какую-то свою историю, основываясь именно на том опыте, что нам послал Вонг Карвай».
О постановке «Молодость» известно чуть больше — она уже на финишной прямой. Премьерные дни запланированы на начало марта. В качестве режиссёра выступила Галина Зальцман, которая уже работала с постановкой киносценариев на сцене — её спектакль «Я нанял убийцу» по одноимённому финскому фильму получил специальную премию жюри «Золотой маски».
По словам художника-постановщика Анастасии Юдиной, «Молодость» — про юных, хрупких людей, которые сильно зависят от несовершенства этого мира. О том, как выбирали актёров, рассказывает Галина Зальцман:
«Мы отобрали самых зелёных, самых прекрасных, чтобы обрушить на них весь ужас того, что происходило тогда в Китае… Наши артисты научились петь песню “Катюша” на китайском, освоили музыкальные инструменты с нуля: аккордеоны, трубы и так далее».
Помимо этого, постановка удивит зрителей элементами китайской оперы и современной хореографией.
Новое Пространство
Премьера трёх спектаклей — это не всё. В рамках проекта «Слой» пройдут также выставки, открытые встречи и концерты по темам постановок. Например, в премьерные дни спектакля «Мой брат умер» прочтут лекцию о влиянии Балабанова на театральную режиссуру.
Проект изначально создавался под Новое Пространство Театра Наций, главная фишка которого в отсутствии сцены в привычном понимании и границ между дисциплинами. Его программа объединяет визуальное искусство, перформанс, кинематограф, музыку, литературу, архитектуру и кураторство. То же самое подразумевает и концепция «Слоя».