Гарантии в стоматологии - что важно знать? Денталпедия. Глава 26.

Лечение зубов или протезирование зубов являются самыми популярными услугами в России в сфере стоматологии. Перед стоматологическим вмешательством стоит уточнить, какой гарантийный период распространяется на пломбу или другую конструкцию.

В течение этого срока пациент стоматологической клиники (поликлиники) имеет право на бесплатное устранение дефектов.

Лечение зубов или протезирование зубов являются самыми популярными услугами в России в сфере стоматологии.

Правовые нормы

Под гарантийным сроком на пломбу или протез принимают период, в течение которого клиника несет ответственность за качество и последствия оказываемой услуги.

Важно: частные врачи никакой гарантии не дают и дать не могут! Так как в России нет права вести трудовую медицинскую деятельность без лицензии, а лицензирование выдается СТРОГО на организацию. И если Ваш стоматолог, допустим, арендует кресло или кабинет - клиника не несет ответственности за его работу. И вся гарантия возлагается на "честное слово" Вашего стоматолога.

На услуги стоматологии распространяет свое действие «Закон о защите прав потребителей». В нем указано, что исполнитель определенных работ и услуг должен сам устанавливать на них гарантийный период.

При этом в законодательстве указано условие, что предоставление такой гарантии является обязанностью, а не правом стоматологов. Минимум на пломбы и протезы должен распространяться гарантийный период.

В течение гарантийного срока пациент стоматологической клиники может рассчитывать:

  • на устранение дефектов или повторную установку пломбы на бесплатной основе;
  • на возврат убытков, которые понес пациент при необходимости исправления недочетов в другой клинике.

Также пациент имеет право отказаться от услуг данного врача, тогда клиника должна предоставить ему стоматолога на выбор в своем штате для устранения дефектов.

Срок гарантии на стоматологические услуги

Срок гарантии на стоматологические услуги устанавливается на усмотрение клиники. В том, что каждая клиника устанавливает свои временные рамки, на которые распространяется гарантийный период, нет никакого нарушения права потребителей.

В отношении оказанных услуг (пломба, протез, коронка и тд) стоит различать понятия: срок гарантии и срок эксплуатации. Срок эксплуатации на порядок дольше. Например, период эксплуатации коронки составляет 15 лет, но это не значит, что гарантия будет длиться все это время. Сейчас самая большая гарантия по Москве есть всего в нескольких клиниках (в нашей так же) - 5 лет!

На длительность гарантийного срока оказывает влияние клиническая картина полости рта пациента. Например, при повышенной стираемости зубов, наличии заболеваний полости рта (пародонтит, стоматит, пародонтоз), особенностях прикуса гарантия может иметь более сжатые временные рамки. Что прописывается в условиях гарантии.

Так же на сроки гарантии могут оказывать влияние соблюдение пациентом гигиены полости рта, посещение им бесплатных регулярных осмотров.

Во многом срок гарантии зависит от материалов, которые применялись при оказании той или иной услуги. Обычно на более дорогие и более качественные материалы клиники устанавливают более длительную гарантию.

Стоит отметить, что очень большая гарантия (более 10 лет) должна насторожить Вас. Скорее всего, клиника и не думает исполнять такие гарантийные обязательства. Хотя клиники такие гарантии и не дают по понятным причинам, а вот частные стоматологи любят завлекать новых пациентов на длительные гарантии.

Согласно закону о «Защите прав потребителей», гарантия начинает исчисляться с момента оказания соответствующей услуги, но на стоматологические услуги может действовать сокращенная гарантия при наличии таковых показаний (см выше). Об уменьшении срока и причинах для этого нужно оповестить пациента и прописать данный факт в медкарте.

Виды гарантийных обязательств

Гарантий на установку пломбы, например, складывается из гарантии качества самой услуги (работа врача) + гарантия на используемые материалы. Т. е. клиника в данном случае несет ответственность за те пломбировочные материалы, которые она применяет в работе. Из-за того, что материал оказался бракованным, клиника не снимает с себя ответственности за выполненные работы.

Гарантия распространяется только на те случаи, когда дефект пломбы возник не по вине самого пациента. Например, если пациент будет открывать зубами бутылки или грызть семечки (например), то гарантии на случай повреждения пломбы действовать не будет.

К гарантиям на качественные стоматологические услуги относятся несколько безусловных положений:

  • клиника (сотрудники) обязана предварительно обработать инструменты антисептиками, соблюдать правила техники безопасности, четко следить за дозировкой препаратов, иметь медицинское образование, придерживаться рекомендованного графика работы
  • врач должен удостовериться, что у пациента отсутствуют сопутствующие заболевания, которые могут препятствовать проведению определенных манипуляций (например, пациент может иметь аллергию к определенным анестетикам).
  • врач должен предоставить пациенту всю информацию о том, что он панирует сделать, каким образом и какие ощущения возникнут у пациентов, предложить ему несколько вариантов лечения, обозначить стоимость предстоящего лечения. Получить от пациента информированное согласие, а затем выполнять свою работу

В каких случаях и как происходит "ремонт" по гарантии

Перечень гарантийных случаев, при которых предоставляется гарантия на пломбы, обычно прописан в договоре об оказании услуг. В частности, перечень недочетов пломбы, которые подлежат бесплатному устранению в течение всего гарантийного срока, обычно включает:

  • выпадение пломбы;
  • пломба на грани выпадения;
  • откол небольшого / большого участка пломбы.
Важно: клиники имеют право отказать в выполнении гарантийных обязательств. Так, ключевым условием, которое позволяет пациенту рассчитывать на бесплатное устранение недостатков, является добросовестное соблюдение гигиенических рекомендаций и регулярные визиты к стоматологам на осмотр.

В перечне требований к пациенту для предоставления ему услуг по гарантии обычно включено следующее:

  1. Отсутствие заболеваний или особых состояний, которые могли негативно повлиять на результаты лечения (беременность или недомогание, связанное с изменением гормонального фона, возникшие проблемы с ЖКТ,  болезни лор-органов, длительный прием лекарств, остеопороз, новообразования и тд)
  2. Невмешательство сторонних врачей
  3. Отсутствие каких-либо травм, непредвиденных ситуаций, повлиявших на состояние зубного ряда

Т. е. если пациент не явился на очередной профосмотр, не соблюдал гигиену полости рта, отказался от плана лечения, обращался к другим врачам, то в гарантии ему может быть отказано.

Для повторной установки пломбы или устранения дефекта по гарантии требуется выполнить такие действия:

  1. Обратиться в клинику, в которой устанавливалась пломба. Предъявить договор об оказании услуг и чек (платежный документ желателен, но необязателен)
  2. Записаться на прием к врачу, который оказывал услугу
  3. По результатам осмотра врач принимает решение, является ли случай гарантийным и описывает план лечения
  4. Врач должен выполнить все необходимые действия для устранения дефектов в сжатые сроки. Это может быть замена пломбы или устранение дефекта

Какая гарантия на пломбу и на протез дается по закону в РФ

О сроках возмещений в стоматологии подробно рассказано в ст. 29 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».

А если гарантийный срок в клинике не установлен? Об этом говорит пункт 3 статьи 29:

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

В это время клиника обязана исправлять некачественную работу бесплатно. Но есть и нюансы, вам вправе отказать и вполне законно:

  • вы уже обращались за восстановлением того же зуба к другому доктору и не уведомили своего лечащего врача
  • недобросовестно выполняли гигиенические требования. Доказать это сложно, но для профессионалов возможно
  • есть состояния или болезни, которые способны повлиять на ход или результат работы. Например, наступила беременность, вы простыли, появились новообразования, обострились хронические болезни

Как чистить зубы правильно?

Особенности возмещения за протезирование

Пенсионеры не редко нуждаются в протезировании - а есть ли гарантия на протезирование? Есть, но пациент обязан вернуть ранее установленные изделия (коронки, протезы, ортодонтические аппараты).

Протезы ломаются из-за несоблюдения рекомендаций врача. Например, нельзя:

  • пренебрегать промыванием протеза после еды;
  • раскусывать карамельки и орехи;
  • появляться в стоматологии для полировки протеза реже раза в 6 месяцев.

Опытный врач (а тем более экспертиза) сразу определят, что за протезом не ухаживали, обмануть его не удастся. В этом случае клиника не обязана предоставлять гарантию по закону: переделывать работу или возмещать убытки.

Помните! Врач не может дать Вам гарантию на свои услуги. То есть частные врачи - это лишь слово и закон не поможет. Гарантию врач дает только под эгидой клиники в которой работает.

"Помните - выход есть из любой ситуации, главное знать куда обратиться!"

Ждем Ваших вопросов в комментариях! ☺

Следите за нашими новыми статьями! Подписывайтесь на наш дзен-канал и группу в Телеграм, ставьте лайк за полезный материал.

Информация подготовлена врачами авторской стоматологии ZiZi Dent.

Записывайтесь на консультацию (в том числе онлайн) по телефону:

8 (905) 5551405