Грустная история с созданием Heroes of Might and Magic IV, когда издатель подгонял разработчика и всячески вставлял ему палки в колеса, к сожалению, никого ничему не научила.
Да, четвертые герои вышли достаточно сырым продуктом и собрали волну негатива. Однако уже пятые, от российского разработчика Nival и нового издателя Ubisoft, реабилитировали серию в глазах фанатов. Правда над созданием шестой части (или «Меч и Магия: Герои VI), Ubisoft не смогли договориться с Nival, но быстро нашли им замену - венгерских разработчиков Black Hole Entertainment (BHE).
Немного о компании BHE. Была основана в 2002 году (просуществовали на видеоигровом рынке не долго - обанкротились и закрылись в 2012). Их первым проектом была Armies of Exigo - клон Warcraft III с возможностью прокачки почти каждого юнита. У меня даже была небольшая заметка по этой игре. Вторая игра, которую создали работники из BHE, уже имела под собой крепкую вселенную и называлась «Warhammer: Mark of Chaos». Через два года, вышло дополнение «Warhammer: Battle March». А третьей и последний игрой в истории компании, стали Heroes VI. Что можно сказать о проектах BHE? Они звезд с неба не хватали но получили, в целом, положительные отзывы от игроков. Игровые журналы оценивали их (особенно Armies of Exigo) менее благосклонно. Но выпущенные игры худо-бедно продавались, позволяя компании оставаться на плаву. И тут, на горизонте BHE, замаячили Ubisoft, с деньгами и заманчивым проектом.
Меч и Магия: Герои VI похоронили BHE. По поводу причин банкротства, и почему игра вышла настолько урезанной, сырой и забагованной, есть официальное письмо фанатам от одного из сотрудников компании. Вот оригинал и перевод. Мне было крайнее интересно его читать и анализировать.
Изначально, разработчики жутко обрадовались, когда они получили контракт на создание новой части Heroes of Might and Magic (да, тогда еще серия была в относительном расцвете). Многие из сотрудников были фанатами легендарной игровой серии. Однако, как показывает практика: даже если ты фанат от головы, до кончиков пальцев, даже если игра снится тебе во снах и ты готов работать хоть за еду но приложить руку к своему детищу, то не факт что у тебя выйдет что-то путное. Справедливости ради, замечу, что руководство BHE сами подготовили ружье, которое выстрелит им в ногу. Второе сомнительное решение (первое - взяться сотрудничать с Ubisoft): заключить контракт с Ubisoft, согласно которому, все издержки разработки понесут сами создатели, но ни в коем случае НЕ издатель. Цитирую:
"Ещё в 2008 году, во время процесса переговоров по контракту, лица, принимающие деловые решения с UBI (Ubisoft), не хотели и слышать о включении в контракт пункта, что в случае каких-либо задержек, UBI понесёт убытки наряду с BH (Black Hole Entertainment). Это было глупое решение нашего босса по развитию бизнеса (она сказала: «UBI никогда не опоздает с какими-либо результатами»… ХАХАХА)."
Дальше - больше. На создание игры отвели 24 месяца, но, как это бывает, начало разработки долго не сдвигалась с мертвой точки. Дизайн, механика, фракции и прочие концепции - регулярно менялись со стороны Ubisoft, не позволяя создателям нащупать нужную линию разработки. Потом руководство Ubisoft начало тасовать руководителей, которые курировали разработку и сотрудничали с BHE, то переставляя, то убирая их на другие должности. А это привело к тому, что вся вина за сорванные сроки ложилась на самих BHE. Цитирую:
"А затем, на половине стадии разработки, Ромен внезапно ушёл, Эрвана [Ле Бретона] исключили из проекта − он был «повышен» до должности бренд-директора Might and Magic, что означало, что его непосредственное участие в разработке было прекращено − а сотрудникам BH пришлось самим отдуваться за все «ошибки»."
Хотя, во время всей этой вакханалии, продюсеры Ubisoft всячески успокаивали разработчиков, уверяя, что: «Времени будет больше а бюджет мы чуть что увеличим - вам главное «зачилиться» и заниматься работой». Разумеется, говорили они это на словах. Кое-кто из BHE уже начал подозревать, что их водят за нос.
Даже по истечении 24 месяцев разработки (которая так и не была завершена), в игру нет-нет, да и вносились правки, заставляя создателей прожигать сиденья своих кресел. А деньги на внесение правок, внезапно, уже тратили сами разработчики. Вы ведь помните, что по контракту, Ubisoft давали деньги только на 24 месяца разработки, а все что вне сроков - уже издержки, ответственность за которые несет BHE. Конечно же, несмотря на обещания, никто финансирование проекта не расширил. Вот и пришлось разбить внутреннюю копилку компании, чтобы платить зарплату своим работникам. Цитирую:
"В течение последних 10 месяцев вся наша команда работала круглосуточно без выходных, без каких-либо шансов на компенсацию... и из-за этого у нас не было никаких ресурсов, чтобы найти другие рабочие проекты и убедиться, что BH выживет после выпуска Heroes 6."
А почему фигурирует такая фраза как: «Без шансов на компенсацию»? Все просто. Премия за игру (роялити) выплачивалась BHE в том случае, если Heroes VI будут проданы в размере 2 миллионов копий по полной цене. А что в цифре не так? 2 миллиона - в таком количестве продались Heroes of Might and Magic 5, спустя некоторое время после выхода. Но, то было переосмысление и своеобразный ремейк популярной третьей части, с длительным временем разработки и даже специальным переносом выхода игры для ее полировки, после проведенного бета-тестирования. В случае с Heroes VI разработчики уже понимали, что выйдет сырой, обрезанный и глючный проект, из-за недостаточных сроков и постоянно меняющимся концептом, которому не светит дополнительное время на полировку (а он нуждался даже в доработке). Никто не верил в успех новых Героев. Цитирую:
"Что касается обязательств BH, то мы израсходовали все свои 6-месячные резервы только для того, чтобы завершить проект… это было более 1 миллиона евро!!! И они (мы) сделали это, зная, что эти деньги никогда не будут возвращены, поскольку роялти будут выплачены только после того, как 2 миллиона копий Heroes будут проданы по полной цене. Но мы-то знали, что 2 миллиона копий никогда не будут проданы (ни по полной, ни даже по заниженной цене), однако мы хотели завершить проект."
По поводу меняющегося концепта - очень важно. Представьте, что вы строите пирамиду, и когда вы заложили фундамент и отстроили уже половину, к вам приходит заказчик, и говорит, что пирамида должна стоять на слонах. Когда вы худо-бедно подняли фундамент, и поставили под нее слонов, заказчик вновь вносит коррективы: «Хочу, чтобы слоны катались на велосипедах, и таким образом, передвигали пирамиду». И вам приходится из кожи вон лезть, чтобы внести правки в «утрамбованный» проект. Вам бы понравилось так работать?
Цитирую:
"Что касается множества внутриигровых ошибок: Heroes 6 − это гигантский проект с 1,5–2 миллионами строк в исходном коде. Это больше, чем в большинстве ролевых игр. Такая работа может быть качественно выполнена только при наличии нескольких лет и огромного бюджета (например, как у Blizzard) или хотя бы при наличии строгой даты блокировки игрового дизайна: через 7-9 месяцев после начала разработки... В случае же с Heroes, ребята из UBI добавляли новые идеи и меняли существующие функции на протяжении всей разработки, даже в последние месяцы, поэтому было просто невозможно сделать стабильную игру для выпуска."
Этим объясняется огромное количество багов во время релиза. Подводя итог, я пришел вот к какому выводу: BHE заключили крайне невыгодный для себя контракт по созданию игры, вышли из сроков, потратили все свои деньги, но так и не выпустили готовый продукт, не получив за него никакой компенсации и премии; Ubisoft заключили очень выгодный для себя контракт, путали разработчиков, давали пустые обещания, завели их в яму проваленного дедлайна и не заплатили ни копейки из прибыли за Heroes 6 (которая конечно же была). Гениально! Сто стороны Ubisoft это просто гениально. Возможно даже, такая судьба игры была специально сыграна кукловодами Ubisoft, чтобы уменьшить издержки и заработать больше.
Как итог - Black Hole Entertainment вскоре после выхода игры обанкротилась, не оставшись даже на чай исправление багов и создание новых патчей с дополнениями - этим занялись другие компании. Такие дела.
Разумеется, в своем письме, сотрудник BHE кое-что мог утаить, немного приукрасить себя и очернить Ubisoft. Но суть понятна. Однако я не могу считать создателей Heroes VI мучениками, потому что они сами виноваты в сложившейся ситуации. Кто их заставлял подписывать такой невыгодой и просто вредительский контракт? Почему они не заключили дополнительное соглашение с Ubisoft, когда те на словах обещали увеличение сроков и финансирования? Почему они не утвердили запрет на внесение правок, когда проект находился на финальных стадиях разработки и не довели это до руководства Ubisoft?
Might and Magic Heroes VI, как мне кажется, была спасительной соломинкой для студии, которая вряд ли бы долго удержалась в видеоигровой индустрии. Даже культовые игры не означают финансового успеха - вспомним пример талантливой Troika Games, у которых две из трех выпущенных игр стали легендами, что не спасло их от краха. BHE же не были такими титанами видеоигрвой индустрии и вряд ли бы вообще протянули долго. Возможно, не взяться за Героев 6 у них не было возможности, и притяжение само вело их к черной дыре.
Да, в общем, и Might and Magic Heroes VI тоже долго не продержалась на небосклоне, очень быстро закатившись в забвение. Однако это не отменило появление продолжения - что уже говорит о том, что Ubisoft неплохо озолотились.