Найти тему
Школа «Летово»

10 вопросов, которые учитель должен задать себе сам

В начале феврале мы подняли важную тему – рефлексия в учебном процессе. Если вы пропустили, то в этом посте наши педагоги рассказали, как учат учеников рефлексировать. А как грамотно выстроить систему рефлексии самого учителя? На эту тему в «Летово» выступила Полина Сергеевна Лебедева, тренер учительских команд по программам Международного бакалавриата и аспирантка МГУ имени М.В. Ломоносова по теории и методике обучения и воспитания.

На мастер-классе «Рефлексия как инструмент развития учителя» она помогла нашим педагогам: концептуализировать терминологию по теме, ощутить разницу между эмоциональной интроспекцией и рефлексией над действиями, протестировать нетривиальный формат ретроспективной рефлексии.

Делимся с вами некоторыми тезисами.

Что такое рефлексия?

  • рефлексия есть психический процесс, который объективно связан с процессом познания и может рассматриваться как его средство;
  • рефлексия есть процесс обращения сознания на себя;
  • рефлексия невозможна в переделах индивидуального сознания без взаимодействия с другими субъектами;
  • результатом рефлексии является изменение существующей системы знаний о себе и, как следствие, развитие индивидуальности.

Кандидат психологических наук Анна Александровна Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика.

Функции рефлексии в педагогическом процессе

— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);

— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);

— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

10 развивающих вопросов для учителя

Для групповой и индивидуальной ретроспективной рефлексии могут быть использованы вопросы, комбинирующие событийную и эмоциональную сторону произошедшего.

  • Что я хочу обдумать?
  • Почему это важно?
  • Какой момент (урока) был наиболее ценным / важным / энергичным?
  • Как я сейчас понимаю эту ситуацию? Почему я решил(а), что это было …?
  • Что я думал(а) и как понимал(а) эту ситуацию в тот момент? Как изменилось понимание теперь?
  • На каких данных я основываюсь при заключении такого вывода?
  • А что, если посмотреть на это с другой стороны?
  • Чем я рисковал(а) в тот момент? Чего я пыталась избежать?
  • Какие мои ценности становятся явными в данной ситуации? Что удерживает меня в этой ситуации?
  • Почему я не могу перестать думать о…? Есть ли здесь межличностный конфликт?
Больше полезных материалов для учителей читайте в нашем Telegram-канале для профессионального сообщества «Летово.Профиль».