В начале феврале мы подняли важную тему – рефлексия в учебном процессе. Если вы пропустили, то в этом посте наши педагоги рассказали, как учат учеников рефлексировать. А как грамотно выстроить систему рефлексии самого учителя? На эту тему в «Летово» выступила Полина Сергеевна Лебедева, тренер учительских команд по программам Международного бакалавриата и аспирантка МГУ имени М.В. Ломоносова по теории и методике обучения и воспитания.
На мастер-классе «Рефлексия как инструмент развития учителя» она помогла нашим педагогам: концептуализировать терминологию по теме, ощутить разницу между эмоциональной интроспекцией и рефлексией над действиями, протестировать нетривиальный формат ретроспективной рефлексии.
Делимся с вами некоторыми тезисами.
Что такое рефлексия?
- рефлексия есть психический процесс, который объективно связан с процессом познания и может рассматриваться как его средство;
- рефлексия есть процесс обращения сознания на себя;
- рефлексия невозможна в переделах индивидуального сознания без взаимодействия с другими субъектами;
- результатом рефлексии является изменение существующей системы знаний о себе и, как следствие, развитие индивидуальности.
Кандидат психологических наук Анна Александровна Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика.
Функции рефлексии в педагогическом процессе
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).
10 развивающих вопросов для учителя
Для групповой и индивидуальной ретроспективной рефлексии могут быть использованы вопросы, комбинирующие событийную и эмоциональную сторону произошедшего.
- Что я хочу обдумать?
- Почему это важно?
- Какой момент (урока) был наиболее ценным / важным / энергичным?
- Как я сейчас понимаю эту ситуацию? Почему я решил(а), что это было …?
- Что я думал(а) и как понимал(а) эту ситуацию в тот момент? Как изменилось понимание теперь?
- На каких данных я основываюсь при заключении такого вывода?
- А что, если посмотреть на это с другой стороны?
- Чем я рисковал(а) в тот момент? Чего я пыталась избежать?
- Какие мои ценности становятся явными в данной ситуации? Что удерживает меня в этой ситуации?
- Почему я не могу перестать думать о…? Есть ли здесь межличностный конфликт?
Больше полезных материалов для учителей читайте в нашем Telegram-канале для профессионального сообщества «Летово.Профиль».