Найти тему
Школа «Летово»

В помощь учителю: рефлексия на уроке (как всё успеть и не надоесть ученикам)

Рефлексия – это обязательная часть образовательного процесса по требованиям федерального государственного образовательного стандарта и программ международного бакалавриата. Во ФГОС она входит в универсальные учебные действия (УУД) – «самоконтроль ученика», а в MYP и IB DP – как ATL-навык в кластер «Саморегуляция». Среди педагогов нашей школы есть учителя, которые написали диссертацию на тему рефлексии, ходят на рефлексотерапию и слушают музыку рефлексии с правильным ударением, и сегодня они поделятся своим опытом.

Учитель английского языка «Летово» Андрей Михайлович Фетисов: «Работая в системе IB мы, как преподаватели, обязаны проводить рефлексию. Однако нередко рефлексия может сводиться к формальным трём минутам в конце каждого урока, где учитель обращается к ученикам: "Что было хорошо? Что было плохо? До свидания", а у учеников, в свою очередь, вырабатывается условный рвотный рефлекс на такую рефлексию. Это происходит оттого, что рефлексия не должна быть механической – это всегда осмысленный процесс погружения в себя с учителем в роли модератора, выходящий за рамки "понравилось-не понравилось". Направленность рефлексии – это, прежде всего, предметное содержание, эмоциональное отношение в нему и методы обучения, то есть не просто: “Чему я учусь?”, а: “С каким настроением, как я это делаю и вообще, умею ли я учиться?"»

Учитель литературы «Летово» Алина Аркадьевна Костикина: «Я обозначаю рефлексию аббревиатурой ЦОК. Когда я раньше говорила детям: “А теперь… рефлексия!” – они начинали вздыхать и цокать. А теперь это цоканье переросло из закатывания глаз в более приятный и комфортный процесс. Почему мы цокаем?

Ц – рефлексия должна быть цикличной, то есть это не тот случай, когда один раз её провели, а потом когда-нибудь в следующей четверти повторили. Она работает только в виде цикла.

О – рефлексия обязательно должна быть осознанной. Да, иногда приходится жертвовать временем, отнимать его от урока, вшивать в учебный процесс какие-то задания. Но иначе, если мы будем подходить к этому формально, ничего не получится.

К – у рефлексии должна быть цель: осмысление и корректировка поведения. Главная задача рефлексии – не зафиксировать, не сказать: “Да, сегодня было плохо, ты это не понял” или “Все молодцы”, а что-то изменить, причём не именно нам, учителям, а вместе с детьми, активно включая их в процесс».

Учитель английского языка «Летово» Софья Антоновна Кучкова: «В процессе разработки системы рефлексивных заданий я всегда учитываю два правила: 1) упражнения должны быть составлены так, чтобы каждое помогало ученику ответить на один или несколько вопросов, например: какие знания по теме я приобрел? в каких ситуациях мне поможет владение этими умениями? 2) упражнения должны создавать рефлексивный цикл, поэтому проектируются сразу два задания: на фазу планирования и фазу саморефлексии. Ниже я делюсь с вами примером задания на формирование рефлексии, которое можно использовать на уроках иностранного языка».

Задание «Участие в коллаборативной дискуссии»

Фаза планирования: самоэффективность + определение целей

Как вы представляете «идеального» участника дискуссии? Опишите его поведение и действия.

Подумайте о:

• Языке, который он использует;
• Как он реагирует на ваши слова/действия;
• Как он описывает свою точку зрения;
• Как он слушает вас.

Каким частям описания вы соответствуете? Над чем еще нужно поработать?

Фаза саморефлексии: оценка учебного опыта + выводы

Откройте свое описание «идеального» участника дискуссии. Оцените себя, выделив части текста разными цветами:

• Я достиг этой цели (опишите доказательства на полях)
• Я частично достиг этой цели (опишите сложности, с которыми вы столкнулись, на полях)
• Мне все еще нужно над этим поработать (опишите сложности, с которыми вы столкнулись, на полях).

Больше полезных материалов для учителей читайте в нашем Telegram-канале для профессионального сообщества «Летово.Профиль».