Найти в Дзене
VK Play

Увлекательная JRPG по мотивам мобильной игры — обзор Granblue Fantasy Relink

Короткая, но насыщенная JRPG с персонажами Granblue Fantasy, в которой успешно сочетаются лучшие идеи в жанре и немножко мобильного гринда

Десятилетняя история Granblue Fantasy фрагментирована по регионам: в Японии и в Азии в целом — это целый культ, в Европе и конкретно в России — малоизвестная мобильная игра, музыку для которой написал Нобуо Уэмацу. Срок жизни мобильных игр недолог, а знание об обширной фантастической вселенной накоплено колоссальное. Чтобы найти ему применение, разработчики двигаются в сторону новых медиаформатов — от книг, комиксов и аниме до файтингов и полноценных JRPG. С единоборствами эксперимент можно считать успешным: в декабре прошлого года вышел сиквел Granblue Fantasy Versus, разработанный Arc System Works и очень тепло воспринятый критиками. Relink же — первая проба пера в «большом» жанре RPG, поэтому это компактная, можно сказать, короткая, но вместе с этим под завязку набитая интересным содержанием игра.

Вы наверняка встречали ранее персонажей Granblue Fantasy на фотографиях косплея или в подборке откровенных иллюстраций японских художников, но не догадывались, откуда они и какая история за ними скрывается. Relink, впрочем, едва ли старается впихнуть в новоприбывших исчерпывающую информацию о мироустройстве, ключевых действующих лицах и обо всем, что происходило во вселенной игры ранее. Затравка примитивная и скорее знакомит с базовыми идеями боевой системы и прокачки, а сюжетные сведения сообщаются как будто вскользь. То есть игрок понимает, что он — капитан на воздушном судне, который связан линией жизни с загадочной девушкой Лирией, и другие персонажи на палубе — его верные соратники. Но и только. С порога никто не будет распыляться на тему того, с чего началось их путешествие, как они все познакомились, какие трудности вместе преодолели, потому что цель происходящего — дать отстраненную от основного повествования историю, которая заиграет красками за счет ярких, визуально запоминающихся персонажей. Хотите узнать больше — играйте в оригинал, файтинг, смотрите аниме. Не хотите — никто не будет заставлять, все равно этим знаниям здесь не найдется применение.

Демо-версия Relink производила впечатление JRPG с размахом, напоминая современный вариант Tales of Arise, только значительно более динамичный. В действительности же Relink больше походит на Valkyrie Elysium и лишь иногда Final Fantasy XVI в плане планировки миссий и перемещения между локациями. Никакого единого открытого мира здесь нет, герои путешествуют от острова к острову, как от уровня к уровню. В рамках основного сюжетного квеста, за исключением пары остановок в городах, повествование стремглав проносится по красочным местам, не давая заскучать. В этом смысле все выглядит впечатляюще: различные биомы, уникальные противники в каждом, витиеватые маршруты с тайными тропинками, секретными сундуками и прочими традиционными для жанра активностями.

-2

Но быстро становится понятно, что вся игра построена на прохождении уровней, а также на многократном использовании одного и того же контента. Здесь это сделано не в лоб, а очень талантливо подведено под повествование, однако «мобильные» корни все равно не скрыть — все, что можно было ускорить и оптимизировать, ускорили и оптимизировали.

Помимо основного сюжета, игроки могут выполнять побочные задания и личные квесты каждого из членов отряда. Последние выполнены в виде озвученных текстовых сценок с событием из прошлого персонажа и лишь изредка разбавлены сражениями (где управлять приходится именно этим героем). За прохождение каждой главы дают бонусы к характеристикам и дополнительные слоты экипировки. Обычные второстепенные задания разбиты на подтипы: оборона, осада, выживание, битва с боссом. Нужны они, главным образом, чтобы быстро прокачать персонажей и собрать предметы, используемые для крафта нового и апгрейда старого оружия.

Лучшие исторические стратегии

Кто хоть немного знаком с Granblue Fantasy, знает, что количество различных персонажей в ней огромно. Relink обращается с этим наследием бережно. Во-первых, здесь есть список главных действующих лиц — набор компаньонов, которые появляются во всех заставках и диалогах, и которые ведут оживленную перепалку с капитаном корабля в пылу сражения. Все остальные (а их большинство) призываются с помощью специальных билетиков, но, к счастью, ни о какой гаче речи не идет: есть билет — выбираешь нужного бойца и ставишь в команду.

-3

Примечательно, что список доступных героев сильно устарел, и тот, кто придет в Relink из того же файтинга, наверняка спросит, где же половина знакомого ему каста. Кроме того, дополнительные бойцы совершенно никак не участвуют в сюжете игры, хотя и обладают детально проработанным уникальным боевым стилем, со своей веткой развития и навыками. Даже если вы наберете полную команду «призывников», все сюжетные сценки заранее отрендерены и вы не увидите новоприбывших, а общение на локации или в сражениях будут осуществлять оставленные за кадром, но по сюжету все равно «основные» действующие лица. Это выглядит очень странно.

При этом Granblue Fantasy Relink старается проявлять изобретательность и разнообразить прохождение так, как это делают «взрослые» игры. Есть особенно запоминающиеся, пускай довольно короткие эпизоды. Например, сражение с колоссальных размеров каменным големом в пустыне, по которому в определенный момент придется карабкаться, будто в какой-нибудь Shadow of the Colossus. Или сражение с боевым воздушным флотом, когда корабли противника надо расстреливать из турелей и натурально брать на абордаж. Наконец, здесь даже есть собственные боевые роботы, на которых дадут повоевать, а в финале можно рассчитывать на сражение в облике одного из «саммонов» — гигантского дракона, будто в какой-нибудь Final Fantasy XVI. Возможно, эта игра слишком тороплива для традиционных JRPG, зато она вбрасывает множество ярких впечатлений снова и снова, не давая заскучать и позволяя за пару часов добиваться большего, чем в иных играх удается сделать за десять.

-4

Боевая система Relink предлагает гибкую настройку на старте, в том числе позволяя вообще не думать о сражениях и просматривать всё, как если бы это был записанный кем-то летсплей. Однако, как уже было отмечено в самом начале, больше половины удовольствия от происходящего здесь связано с персонажами — их прокачкой, открытием новых скиллов, навешиванием дополнительных аксессуаров и апгрейдом оружия. Самое удивительное, что развитие героев будет ограничено до самого финала, и полностью развить все навыки получится только после победы над последним боссом, то есть во время необязательной «нулевой» части, где также будут доступны самые сложные побочные квесты.

У каждого персонажа есть четыре слота на распределение навыков, не все они обязаны быть боевыми — всегда кстати приходятся заклинания лечения или воскрешения, например. Управлять именно что капитаном тоже нет большой необходимости, команду можно составлять из каких угодно бойцов (при этом непосредственное управление все-таки доверяют только одним героем, остальные находятся на попечительстве смышленого AI). Поэтому в Relink такая гибкая боевка: игрок может настроить все под себя, чтобы наносить большой урон в ближнем бою, изматывать противника дистанционно, комбинировать атаки мечом за Каталину или призывать существ, играя за Фэрри. По мере заполнения шкалы синхронизации игрок по очереди пускает в ход комбинированные атаки каждого напарника, которые при своевременной прокачке могут снести боссу две трети здоровья.

-5

Но и тут есть парочка нюансов. Так, значительная часть сражений с боссами постановочная, то есть во время драки герои могут пуститься в обсуждение чего-либо, и на это время его здоровье будет «заблокировано» — урон проходит, но из шкалы HP не вычитается. Использовали упомянутый суперудар как раз в один из таких моментов? Ну, что ж, наслаждайтесь красивыми анимациями ударов, а когда они закончатся, шкалу синхронизации придется копить заново.

Аниме, на которое стоит обратить внимание в 2024 году

Во-вторых, повышение уровня — это лишь часть прокачки. Чтобы повышать отдельные характеристики и разучивать новые удары, нужны синие сферы, которые выдаются за самые разные действия — от того же «левелапа» до выполнения немногочисленных квестов. Развитие героя разбито на три ветви: нападение, защита и навыки оружия. Итого: четыре героя, с разной закачкой обороны и атаки, претендуют на общие голубые сферы, без которых уже к четвертой главе они окажутся бесполезны в бою. Как следствие, вместо того, чтобы галопом пробежаться по десятку сюжетных глав, игрок вынужден делать остановки в одном из двух городов и заниматься гриндом: выбирать побочные квесты, смотреть, какие там награды, и выполнять их снова и снова, стараясь удовлетворить второстепенным требованиям и получить рейтинг повыше, а следовательно, и награду пожирнее. Поначалу это воспринимается как искусственное растягивание времени на прохождение, но вскоре становится ясно, что вообще-то в этом и заключается львиная доля веселья.

-6

Второстепенные задания можно проходить вместе с друзьями онлайн — каждый на своем герое с уникальным для него билдом. После прохождения основного сюжета будут разблокированы дополнительные слоты прокачки, следовательно, новые навыки. Также станет доступно повторное прохождение сюжетных глав (будет актуально тем, кто стремится зачистить все подземелья и найти все сундуки) и быстрые миссии. Если не пороть горячку, то последнего босса основного сюжета удастся убить уровне на 45, может быть, 50, а дальше стартуют дополнительные активности для тех, кому показалось мало.

Да, иногда Relink напрямую копирует решения, свойственные скорее мобильным играм. Это сбивает с толку на этапе объяснения, например, как применять кучу одинаково выглядящих иконок с ресурсами и на какой эффект рассчитывать. И да, если нужно, ее можно воспринимать чуть ли не как сессионку. Но все описанное выше — это часть многообразия, заложенного в Relink. Это короткая, но очень насыщенная приключениями игра, в которой все сделано современно и удобно. Надеемся, что как и в случае с файтингом по этой вселенной, после успешного дебюта нас ждет продолжение — с полным списком персонажей, сюжетной линией подольше и полностью открытым миром, с перемещениями на кораблях не по схематичной карте, а в реальном времени.

Оценка: 8/10