Найти тему
Социальный гуманитарий

Кино «Офицеры»: как Трофимов умудрялся возить с собой по горячим точкам жену. И можно ли это вообще

Все мы любим замечательный советский фильм с Василием Лановым, Георгием Юматовым и Алиной Покровской «Офицеры». Снял его Владимир Роговой в 1971 г.

Но лично мне всегда был не совсем понятен момент, ставший то ли преувеличением, то ли ляпом кино… или, может, всё верно и мы просто сегодня не понимаем реалий первой половины XX в.?

А момент состоит вот в чем.

Как вы помните, в начале фильма молодой офицер Алексей Трофимов приехал в гарнизон в Средней Азии. И был он не один – привез с собой юную супругу.

Привезенной жене удивился местный командир.

Удивилась и я как зрительница: признайте, что обычно ни на войну, ни в армию, ни в какие бы то ни было боевые (!) точки у нас солдаты и офицеры жен с собой не возят.

Они ездят вместе всей своей семьей только во время службы в мирное время, когда супруга назначают в каком-то гарнизоне служить постоянно (ну, более-менее постоянно).

Можно ли представить, чтоб офицер привез с собой жить супругу в период службы в Aфгaнe? Или в Чeчнe? Или вот сегодня – сами понимаете, где..?

Коллаж кадров из фильма Рогового (взято на wink)
Коллаж кадров из фильма Рогового (взято на wink)

Вправе ли солдат или по крайней мере офицер селить в казарме в таком вот гарнизоне свою жену, подчеркиваю, в самое активное военное время в горячей военной точке? Ведь, как вы помните, гарнизон, куда направили Трофимова, находился в Туркестане в окружении банды басмачей.

Честно говоря, если бы вместе с Трофимовым привезли своих жен остальные, это уже получился бы не гарнизон, днями и ночами борющийся с врагами, а… даже затрудняюсь дать определение.

Причем Алексею постоянно везло: ему не только позволяли содержать при себе жену, но и выделяли на нее провиант и др.

В фильме не показано – работала ли юная Трофимова. Но если дело было в далеком туркестанском гарнизоне, скорее всего, никаких рабочих мест там для нее просто не было.

Максимум – она могла помогать в казарме с приборкой, стиркой и готовкой. (Работать же санитаркой на тот момент ей было рановато: пока еще знаний-умений не хватало.)

Если так, то какая-то польза от нее могла быть.

Кадр из советского фильма «Офицеры»
Кадр из советского фильма «Офицеры»

Правда, сложно сказать – перекрывала ли эта польза от Любы расходы на нее… Ведь, если честно, юная Трофимова доставила немало хлопот и мужу, и солдатам с офицерами, у которых и без нее проблем хватало, ну например:

1) прежде всего ей нужен был отдельный угол. И пришлось его предоставить – наверняка за счет кого-то. Это, заметьте, в казарме-то;

2) плюс она почти сразу попала в заложницы в банду басмачей курбаши Могабит-хана. А это, говоря правдиво, ситуация аховая.

Нет-нет, мы не обвиняем ее напрямую в этом – девушка вела себя аккуратно. Но если любая женщина окажется в условиях горячего военного времени в военном городке, где, кроме нее, на далекие расстояние других женщин нет, она будет однозначно привлекать внимание противника. Исключение составит разве что 100-летняя старушка.

Причем привлекать внимание женщина будет в разных смыслах. И не только в том, о котором вы, наверное, сразу же подумали (мол, там женщин нет, а тут – батюшки, какая приятная неожиданность…). Но в первую очередь она нужна как заложница.

Любе еще повезло, что ее так относительно быстро и легко освободили. А если бы не повезло? Сложно представить;

3) впрочем, так ли уж повезло? Ведь при освобождении Любы погиб командир Егор. Да, он мог пасть и в любом другом бою, ведь шли активные военно-революционные действия. А мог и выжить.

Конечно, Трофимовы в его честь назвали сына. Но лучше бы оба Егора остались живы;

Кадр из советского кино «Офицеры»
Кадр из советского кино «Офицеры»

4) затем ей в гарнизоне нужно было лучшее питание как беременной, а потом кормящей матери. Всё логично, всё правильно. Но дело-то было в далеком военном гарнизоне в Средней Азии в максимально сложное (после-)революционно-военное время.

И муж вместе с другом старались – делили одну пайку на двоих, ей же отдавали вторую половину. Причем с мясом. Хотя, как говорила сама Люба, женам мясо положено не было.

А почему оно не было положено? Потому что ограниченность провизии вынуждала больше и сытнее кормить тех, кто воевал, а не тех, кто их ждал. Это горько, но правильно.

Кстати, Иван вообще не обязан был ущемлять себя в еде. Однако он не только цветочки с поля рвал, чтоб Любаше подарить, но и мясом с ней делился, а потом воевал на полу-голодный желудок, даже другими командовал;

5) всё перекрыла, пожалуй, сцена с poдaми в вагоне. Оно, конечно, показали ее в духе советского кино – с добрым юмором.

Ребята весело попросили начальника поезда притормозить на станции (хотя ему приказ запрещал). Шумной ватагой, с шутками влетели на станцию, схватили там под микитки ничего не подозревавшего фельдшера. Всех солдат из вагона (где их могло быть довольно много) попросили на время родов пересесть на крышу. (Интересно, сколько часов они на крыше проторчали? Повезло хоть, что было лето и что враг не встретился.)

Но если рассмотреть ситуацию серьезно, лучше бы было, если б Люба, только узнав о своей беременности, уехала куда-то в мирное селение. Однако ей хотелось быть рядом с мужем. И это желание ее самой и ее мужа перекрывало проблемы, которые они этим создавали остальным.

К примеру, недавно СМИ писали, как в одном самолете женщина родила... прямо в полете.
Конечно, хочется сказать браво стюардессам, которые старались изо всех сил ей при этом помогать. И, слава Богу, всё прошло благополучно.
Но и хочется пожалеть пассажиров, вынужденных лететь в том салоне... ну, вы представляете – что там творилось во время родов…
Вот и подумаешь: если той женщине на столь позднем сроке всенепременно надо было переместиться куда-то далеко – не стоило ли хотя бы выбрать транспорт наземный, а не летный?..

В целом же фильм Рогового как раз и был задуман с целью показать историю жены офицера. Поэтому «мелочи» вроде poдoв в вагоне и разные проблемы подразумевались не как неприятные для всех остальных, а как возможность подчеркнуть мужество Любы.

И вообще это одно из самых лучших наших советских кино.

А что думаете вы, уважаемые читатели?

И на близкие темы читайте Дзен-посты «Действительно ли разведчики были не вправе общаться со своими женами», плюс «5 причин, по которым русских боятся/уважают другие народы» и еще «Какие советские кино любят в других странах».

Также отвечайте на тест «Узнайте советский фильм по солдатам в кадре».

#СССР #наука #история #кино #история СССР #военная история #история России #семья #советское кино #психология