Найти тему

ВВП Росси в 30 трлн., $ часть 5. Привлечение иностранных инвестиций.

Оглавление

В четвертой статье я обсудил увеличение инвестиций в транспортную Инфраструктуру страны - третий шаг из восьми, выполнение которого приведёт к росту ВВП России до 30 трлн., $ по ППС, в этой части же, я рассмотрю и проанализирую четвертый шаг, который необходим для достижения этой амбициозной цели.

Привлечение иностранных инвестиций с "дружественных" стран.

В предыдущий статье обсуждались инвестиции в Инфраструктуру, которые шли по большей части за счёт государства и частного местного капитала с гарантиями от ЦБ и правительства. Привлечение же иностранного капитала из "дружественных" стран обладает преимуществом перед полаганием исключительно на внутренние инвестиции. Обозначу пять ключевых причин, почему "дружественны" иностранные инвестиции (дальше в тексте- иностранные инвестиции) являются важным дополнительным элементом экономического развития:

  1. Дополнительный капитал: Иностранные инвестиции предоставляют дополнительный источник капитала для финансирования новых проектов, расширения производственных мощностей и стимулирования инноваций в проекты, требующих значительных капиталовложений, которые не покрываются за счет внутренних ресурсов.
  2. Передача технологий: Иностранные компании вносят с собой технологии и знания, что способствует модернизации местной промышленности, повышению производительности и улучшению качества продукции и росту конкурентоспособности национальной экономики.
  3. Улучшение баланса платежей: Приток иностранных инвестиций улучшает баланс платежей за счет увеличения притока иностранной валюты, что положительно сказывается на национальной валюте.
  4. Интеграция с дружественными странами: Иностранные инвестиции способствуют тесной интеграции национальной экономики в дружественную РФ экономическую систему, облегчают доступ к международным рынкам и способствуют внешней торговле.
  5. Стимулирование конкуренции: Появление иностранных компаний на рынке стимулирует конкуренцию, что заставляет местные компании повышать эффективность, снижать цены и улучшать качество продукции и услуг.

По данным ЦБ на конец третьей четверти в России накопленных прямых инвестиций было на сумму в 316 млрд. $, по моей оценки, процентов 20 от общих иностранных инвестиций в Россию, — не подлинные инвестиции из-за рубежа, а средства российских инвесторов, вложенные на родине через зарубежные страны, то есть "чистых" накопленных инвестиций не больше 253 млрд $ при ВВП по ППС 5.7 трлн $, а это 4.4%, что есть мало. Цель - увеличение прямых иностранных инвестиций до 800 млрд$ за последующие 6 лет или чистый годовой прирост инвестиций по 92 млрд.,$ в год для способствования достижения главной цели - рост ВВП по ППС в 30 трлн $.

Как привлечь прямые иностранные инвестиции в страну?

Иностранные инвестиции в страну привлекают используя комплексный подход, включающий в себя создание благоприятного инвестиционного климата, улучшение инфраструктуры и активную маркетинговую стратегию. В предыдущей статье я уже рассматривал аспекты улучшения транспортной инфраструктуры, поэтому в этой статье я дам рекомендации по улучшению инвестиционного климата и маркетинга. Я предлагаю следующие шаги и меры, которые поспособствуют привлечению иностранных инвестиций:

Создание инвестиционного агентства (ИА).

Реорганизация текущих методов работы с прямыми иностранными инвестициями через создания агентства, ответственного за привлечение и контроль иностранных инвестиций, предоставление информационной поддержки и консультационных услуг потенциальным иностранным инвесторам. В обязанности ИА должны входить:

  • Контроль за ограничениями для иностранных инвестиций.
  • Содействие в поиске партнеров и местных контрагентов.
  • Обучение и квалификации персонала для конкретных проектов.
  • Создание инвестиционных зон и особых экономических зон.
  • Поддержка инвестиций в инновации и исследования.
  • Маркетинговая и информационная поддержка.

Контроль за ограничениями для иностранных инвестиций

Говоря об ограничениях для иностранных инвестиций, то необходим их пересмотр на государственном уровне, и сделать доступными через ИА для потенциальных инвесторов- должны быть понятны правила игры с самого начала. Приведу пример этих ограничений:

Процентное ограничение зарубежной собственности в уставном капитале местных компаний. Ограничения на перевод капитала и прибыли за рубеж, включая валютные ограничения. Ограничения объема производства. Производственные требования. Требования в отношении передачи технологии. Требования в отношении обязательной продажи определенной доли произведенной продукции на местном рынке. Установление нормы содержания местных компонентов в стоимости готовой продукции, произведенной на предприятии с зарубежным капиталом. Требования замещения импорта товаров. Запрет на функционирование на местном рынке, и т.ч. ограничения на создание совместных предприятий в определённых сферах (оборонка, образование).

Для сравнения приведу пример США, где создан специальный орган по контролю за иностранными инвестициями — Комитет по иностранным инвестициям США (Committee on Foreign Investment in the United States — CFIUS) - межведомственная совещательная организация, имеющая право рассматривать возможность привлечения крупных иностранных капиталовложений, которые существенно влияют на национальные интересы США. Комитет запрещает привлечение иностранных инвестиций при угрозе национальной экономике.

Предоставление помощи в поиске местных партнеров, поставщиков и подрядчиков для реализации инвестиционных проектов от $1 млрд и выше

Помощь в поиске местных партнеров, поставщиков и подрядчиков для реализации инвестиционных проектов иностранными инвесторами - важная составляющая создания благоприятной инвестиционной среды. Привожу детализацию процесса предоставления помощи от ИА:

  1. Анализ потребностей проекта: проведении детального анализа потребностей потенциального инвестиционного проекта (для проектов объёмом 1 млрд и выше) и определение требуемых ресурсов, компетенций и квалификаций для его реализации.
  2. Поиск потенциальных партнеров, поставщиков и подрядчиков: На основе анализа потребностей проекта предоставление информации о потенциальных местных партнерах, поставщиках и подрядчиках, включая базу данных компаний, специализирующихся в нужных областях, контактную информацию и описания их компетенций.
  3. Поддержка в установлении контактов: Иностранным инвесторам предоставляется помощь в установлении контактов с потенциальными партнерами, поставщиками и подрядчиками и организацию встреч, проведение переговоров и предоставление информации о местных компаниях.
  4. Помощь в проведении дополнительного исследования: В случае необходимости предоставляется помощь в проведении дополнительного исследования потенциальных партнеров, поставщиков и подрядчиков и оценку их репутации, качества услуг и прошлого опыта работы.
  5. Поддержка в подготовке и заключении соглашений: Помощь предоставляется в подготовке и заключении соглашений с местными партнерами, поставщиками и подрядчиками и разработку контрактов, соглашений о сотрудничестве и другой необходимой документации.
  6. Сопровождение проекта: После заключения соглашений предоставляется сопровождение проекта с целью обеспечения его успешной реализации и контроль за выполнением обязательств, разрешение возникающих проблем и предоставление дополнительной поддержки по мере необходимости.

Предоставление программ обучения и квалификации персонала для обеспечения наличия квалифицированных кадров.

Инвестиционное агентство координирует процесс предоставления программ обучения и квалификации персонала, обеспечивая соответствие предложенных образовательных программ потребностям рынка труда и интересам иностранных инвесторов.

  1. Анализ потребностей рынка труда: Инвестиционное агентство анализирует потребности рынка труда с учетом специфики инвестиционных проектов в разработке и интересов иностранных инвесторов, что определяет необходимые профессиональные навыки и квалификацию для успешной реализации проектов.
  2. Сотрудничество с образовательными учреждениями: Инвестиционное агентство устанавливает партнерские отношения с образовательными учреждениями с целью обеспечения разработки и предоставления соответствующих образовательных программ и консультации по содержанию программ, организацию стажировок и практик и обмена опытом и информацией.
  3. Привлечение инвесторов для финансирования образовательных проектов: Инвестиционное агентство привлекает инвесторов для финансирования образовательных проектов, направленных на развитие необходимых профессиональных навыков и квалификации. Это осуществляется через организацию инвестиционных форумов, презентаций проектов и поиск инвестиционных партнеров.
  4. Организация мероприятий и программ обучения: Инвестиционное агентство организует мероприятия, такие как семинары, мастер-классы и конференции, посвященные обсуждению актуальных вопросов в области образования и квалификации персонала и предоставление программы обучения и подготовки.
  5. Поддержка процесса трудоустройства: Инвестиционное агентство оказывает поддержку в процессе трудоустройства выпускников образовательных программ, направленных на обеспечение потребностей инвестиционных проектов и организацию карьерных ярмарок, консультирование по трудоустройству и содействие в поиске работы.

Эти программы реализуются через различные образовательные учреждения, профессиональные ассоциации, правительственные организации и международные институты сотрудничества.

Создание инвестиционных зон и особых экономических зон.

Увеличение количества и качества особых экономических зон (ОЭЗ) в Сибири, Дальний Востоке, на Юге страны, привлекающие иностранные инвестиции и технологии, по примеру Китайского Шэньчжэня, что поспособствует росту ВВП и благосостояния населения страны. (Ниже рассмотрен опыт Шэньчжэня детальнее). Особая экономическая зона, ОЭЗ - территория с особым правовым статусом, где налоговые, таможенные и другие правила для бизнеса отличаются от общих правил в стране. Закон. Сейчас в стране работают 56 особых экономических зон. ОЭЗ можно создавать только для целей, которые прописаны в законе:

  • Для развития обрабатывающих отраслей экономики.
  • Для развития высокотехнологичных отраслей экономики.
  • Для развития туризма и санаторно-курортной сферы.
  • Для развития портовой и транспортной инфраструктур.
  • Для разработки технологий и коммерциализации их результатов.
  • Для производства новых видов продукции

Вот какие виды особых экономических зон есть в России:

  1. Промышленно-производственного типа.
  2. Технико-внедренческого типа.
  3. Портового типа.
  4. Туристско-рекреационного типа.

В мире активно используют ОЭЗ, как инструмент привлечения инвестиций. Приведу пример одной из успешно работающих специальных экономических зон в Китае - Шэньчжэнь. Эта зона была создана в конце 1970-х годов как экспериментальная зона для экономических реформ. С тех пор Шэньчжэнь превратился в один из крупнейших и динамично развивающихся городов в Китае и в мире. Вот некоторые причины успеха Шэньчжэня, как СЭЗ:

  • Приоритетные отрасли: Шэньчжэнь сосредоточился на развитии высокотехнологичных отраслей, таких как информационные технологии, электроника, биотехнологии и другие. Это привлекло множество инвестиций и талантов в город.
  • Инфраструктурное развитие: Город активно инвестировал в инфраструктуру, включая транспортные сети, порты, аэропорты, коммуникации и т. д., что способствовало развитию бизнеса и улучшило условия для жизни.
  • Благоприятная бизнес-среда: Шэньчжэнь создал благоприятную бизнес-среду с низкими налогами, упрощенными процедурами регистрации и лицензирования и высоким уровнем прозрачности и правовой защиты для предпринимателей.
  • Инновации и исследования: Город активно инвестирует в научные исследования, образование и инновации, содействуя развитию высокотехнологичных отраслей и стартапов.
  • Международное сотрудничество: Шэньчжэнь активно сотрудничает с международными компаниями, инвесторами и учеными, привлекая знания, технологии и инвестиции из-за рубежа.
  • Гибкая экономическая политика: Город осуществляет гибкую экономическую политику, способствующую развитию различных видов бизнеса и инвестиций, и быстро реагирует на изменения на рынке.

Благодаря этим факторам и другим Шэньчжэнь стал одним из ведущих инновационных и экономических центров мира, привлекая инвесторов и предпринимателей со всего мира. Эффективное сочетание этих мер позволяет создать благоприятную среду для инвестиций, которая способствует росту бизнеса, развитию экономики и улучшению благосостояния населения.

Темпы роста экономики Шэньчженя были очень высоки: с 1980 по 1984 годы ВВП Шэньчженя возрос в 6 раз (58% роста ВВП ежегодно), в то время как в Китае экономика росла в 1,5 раза. В других СЭЗ рост экономики отставал от Шэньчженьского, но был высоким: в Чжухае 32%, в Шаньтоу 9%, в Ксиамене 13% .
С 2000 по 2010 годы экономика Шэньчженя возросла в 4,4 раза. ВВП Шэньчженя в 2010 году составил 146 млрд. долларов. С 1980 по 2019 год ВВП Шэньчжэня вырос с 270 млн юаней до 2,7 трлн юаней (с $40 млн до $400 млрд), при этом среднегодовые темпы роста составили 20,7%. Его финансовые доходы увеличились за этот период с менее чем 100 млн юаней до 942,4 млрд юаней (с $14,9 млн до $139,8 млрд). В 2018 году ВВП Шэньчжэня вырос примерно на 7,5 % в годовом исчислении и превысил 2.4 трлн юаней. в 2019 году ВВП Шэньчжэня составил более 3.6 трлн юаней (примерно 560 миллиардов долларов США)

Предоставление средств на исследования и разработки, инвестиции в инновационные проекты и стартапы.

Стимулирование научных исследований и разработок, поддержка стартапов и инновационных проектов и созданию благоприятной экосистемы для предпринимательства, включая поддержку стартапов, инкубаторов и акселераторов. Инновационные проекты представляют собой привлекательные возможности для инвесторов, так как они обычно обещают высокий потенциал роста и прибыли. Создание в регионах программ обучения и поддержка исследований в области науки, технологий, инженерии и математики (STEM) для обеспечения квалифицированных кадров для инновационных секторов экономики. Внедрение молодежных исследовательских программ от местных ИТ компаний (Сбера, Яндекса, VK, Ростеха) которые стимулируют учащихся интересоваться наукой и технологиями и проводить собственные исследования.

Предоставление средств на исследования и разработки, инвестиции в инновационные проекты и стартапы реализуються через различные программы и фонды, направленные на поддержку инноваций и развитие научно-технического сектора. Приведу пять конкретных мер для реализации:

  1. Создание государственных и частных фондов поддержки инноваций: Выделение грантов на фундаментальные и прикладные исследования и на разработку новых технологий. Предоставление субсидий и налоговых льгот для инновационных компаний и стартапов. Создание инвестиционных фондов с участием государства и частных инвесторов для финансирования перспективных проектов.
  2. Организация технологических парков и инновационных центров: Содействие в создании технопарков и инновационных кластеров, где инновационные компании и стартапы развивают в сотрудничестве с научными и образовательными учреждениями. Предоставление инфраструктуры, услуг и консультаций для малых и средних предприятий, работающих в области инноваций.
  3. Стимулирование иностранных инвестиций в инновации: Проведение международных конференций, выставок и форумов с участием инвесторов и представителей инновационного сообщества. Разработка программ содействия иностранным инвесторам, включая инвестиционные гарантии, освобождение от налогов и упрощение процедур регистрации бизнеса.
  4. Поддержка образовательных программ и платформ для стартапов: Организация инкубаторов и акселераторов для стартапов с предоставлением образовательных программ, менторства и доступа к инвестиционным ресурсам. Проведение образовательных программ, курсов и мероприятий по предпринимательству и инновациям для студентов, ученых и предпринимателей.
  5. Финансирование научных исследований и технологических проектов: Выделение средств на фундаментальные и прикладные исследования в области науки, технологий, инженерии и математики. Финансирование проектов по разработке инновационных продуктов и услуг с потенциалом коммерциализации.

Проведение маркетинговых кампаний, организация инвестиционных форумов и выставок для привлечения внимания иностранных инвесторов.

Проведение маркетинговых кампаний, организации инвестиционных форумов и выставок для привлечения внимания иностранных инвесторов делается в шесть этапов:

  1. Определение стратегии маркетинга: На первом этапе определяются цели и стратегия маркетинговой кампании. Определяется целевая аудитория, ключевые сообщения и каналы коммуникации.
  2. Разработка маркетинговых материалов: Создаются маркетинговые материалы, такие как презентации, брошюры, веб-сайты и рекламные ролики, которые будут использоваться для привлечения внимания иностранных инвесторов.
  3. Проведение маркетинговых кампаний: Организуется и проводится маркетинговая кампания с использованием различных каналов коммуникации, включая интернет, социальные сети, пресс-релизы, электронные рассылки и т. д. Цель - привлечь внимание целевой аудитории иностранных инвесторов.
  4. Организация инвестиционных форумов и выставок: Планируются и организуются инвестиционные форумы, выставки и другие мероприятия, на которых иностранные инвесторы получают информацию о возможностях инвестирования в страну. На мероприятиях выступают высокопоставленные представителей правительства, презентуются инвестиционные проекты, сетевые мероприятия и проводятся индивидуальные встречи с потенциальными инвесторами.
  5. Привлечение спонсоров и участников: Для обеспечения успеха инвестиционных форумов и выставок привлекаются спонсоры и участники, включая представителей бизнеса, финансовых институтов, правительственных органов и других ключевых игроков.
  6. Оценка результатов: После завершения маркетинговых кампаний, инвестиционных форумов и выставок проводится оценка результатов. Это позволяет определить эффективность мероприятий и корректировать стратегию в будущем.

Эффективное проведение маркетинговых кампаний, организация инвестиционных форумов и выставок играют важную роль в привлечении внимания иностранных инвесторов и создании благоприятной инвестиционной среды.

Налоговые стимулы под конкретные долгосрочные (10 лет и дольше) проекты на территории РФ

Вне ОЭЗ ввести скидки для долгосрочных иностранных инвесторов на все налоги, первые 5 лет 50%, следующие 5 лет 20%, с учетом выполнения критерий по объёму и графику инвестиций. Минимальная сумма 1 млрд. $ в первые 5 лет проекта, вывод инвестиций и прибылей разрешены не раньше десятого года. Контроль осуществляет ИА.

Упрощение административных процедур

Минимизация бюрократии и упрощение процедур регистрации бизнеса, получения разрешений и лицензий. Введения принципа одного окна - подход к управлению и оказанию государственных услуг, при котором все необходимые процедуры и формальности для получения различных разрешений, лицензий или сертификатов проводятся через единую организацию или точку доступа, минимизируя количество бюрократических процедур и упрощая взаимодействие граждан и бизнеса с государственными органами.

Обобщу стратегию привлечения иностранных инвестиций и приведу её ключевые аспекты

  1. Увеличение масштаба и качества Особых Экономических Зон. ОЭЗ предоставляют налоговые преференции, более свободный доступ к земле и инфраструктуре, что привлекает много иностранных инвесторов.
  2. Открытость и чёткие правила для иностранных инвесторов: Упрощение процедур регистрации бизнеса, получения разрешений и лицензий. Контроль за ограничениями со стороны Инвестиционного агентства. Стабильности в экономической политике и предсказуемости правовой системы, что повышает уверенность иностранных инвесторов.
  3. Инфраструктурные инвестиции: Массовые инвестиции в инфраструктуру, создавая благоприятную среду для бизнеса в СФО, ДФО. Развитие транспортной сети, телекоммуникаций.
  4. Дальнейшее развитие человеческого капитала: Инвестиции в образование и развитие квалифицированной рабочей силы, для увеличения привлекательности мест для размещения высокотехнологичных предприятий и исследовательских центров.
  5. Глобальные партнерства и инициативы. Создание глобальных инициатив таких как, приливная электростанция, ПЭС в Охотском море (в заливе Шелихова, где высота прилива достигает 13.4 м) мощностью 100 ГВт. Для сравнения: это 40% установленной мощности электростанций в энергосистеме РФ. Проект вдохновляет и одновременно поражает простотой предложенной инженерами концепции с потенциальными вложениями до $ 400 млрд и может быть реализован в партнерстве с Китаем.

Эти факторы в совокупности способствуют привлечению значительных объемов иностранных инвестиций в РФ, делая её одним из ведущих мировых центров бизнеса и инноваций.