Найти тему

Городской транспорт забит битком?! Давайте сравним 2000 и 2022 гг.

Всем добрый день! Я из советского времени. И я отлично помню, сколько людей ездило в транспорте в те годы. Поэтому когда я сейчас слышу, что автобусы полные, троллейбусы вообще битком, ТО у меня невольно возникает мысль: "Эх, ребята, да вы в СССР на автобусах не ездили!". В начале 90-х в Иркутск поступила партия б/у Мерседесов автобусов. И мы студентами участвовали в обследовании пассажиропотока: нужно было целый день ездить на автобусе и считать, сколько людей вошло, сколько вышло. Потом сравнили как-то эту цифру с заявленной немцами вместимостью их автобуса. Ну что сказать:? Ребята сильно принизили его способности! В него входит гораздо больше, чем указано на табличке. )

И вот, написав прошлую публикацию этого цикла, передо мной естественно встал вопрос: а вот бы посчитать какой-нибудь объективный параметр, насколько заполнен пассажирский транспорт был в 2000 году, и сравнить затем с тем, насколько заполнен он сейчас. Ссылку на публикацию о том, какими видами городского транспорта пользуется население РФ, я привожу ниже:

В той публикации у нас были данные о количестве человек, перевезенных различными видами транспорта общего пользования. А соответственно, чтобы получить, насколько заполнен некий среднестатистический автобус, троллейбус, трамвай или вагон метро, необходимы лишь данные о количестве тех самых транспортных средств. А затем, поделив одно на другое мы получаем сколько людей перевезла 1 единица автобусов, троллейбусов и т.д.

Пришлось порыться в статданных, но я нашел информацию о количестве транспортных средств по видам. Вот с нее давайте и начнем.

Итак, на графике 1 представлена динамика числа автобусов в 2000-2022 гг. (ну нет у меня пока данных за 2023 год по этим параметрам) в тыс. ед.

График 1. Динамика числа автобусов в РФ. Источник: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport
График 1. Динамика числа автобусов в РФ. Источник: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport

Честно говоря, я абсолютно не понимаю, с чем связан такой громадный скачок в 2010 году. Подозреваю, что вполне возможно имела место какая-то реклассификация или какой-то иной сдвиг в методологии сбора информации. Понятия не имею, где иначе наши автобусные парки могли взять 93 тыс. ед. Конечно, где-то именно в это время в Иркутск стали поступать новые ЛиАЗы, МАЗы, но подозреваю, что скорее речь может идти о том, что какие-нибудь там ГАЗели или Peugeot Boxer или FIAT Ducato приравняли к автобусам. В общем, колоссальный скачок количества единиц налицо. С 2015 года идет постепенное снижение количества автобусов (за это время -20%), но подозреваю, что это просто отказ от автобусов малой вместимости и переход на автобусы большей вместимости.

Классическая иркутская маршрутка первого десятилетия 2000-х гг. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Классическая иркутская маршрутка первого десятилетия 2000-х гг. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот уже более современный аналог, пришедший на смену всем этим микрикам:

Автобус 80. Символ пассажирского транспорта Иркутска. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Автобус 80. Символ пассажирского транспорта Иркутска. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

С троллейбусами будет попроще. Они, конечно, тоже бывают разных моделей, были и гармошки, и даже целые поезда из двух троллейбусов, Но в целом - троллейбус - он и в Африке троллейбус. Итак, на графике 2 динамика числа троллейбусов также в тыс. ед.

График 2. Динамика числа троллейбусов в РФ в 2000-2022 гг.
График 2. Динамика числа троллейбусов в РФ в 2000-2022 гг.

Частично уже по этому графику можно дать ответ на вопрос, почему троллейбусы перевозят теперь меньше пассажиров. Так их просто стало больше чем в 1,5 раза меньше. Это, конечно, не объясняет снижение пассажиропотока в 10 раз, а именно таким оно было, но в целом понятно, что троллейбусов стало меньше.

Давайте по фотографиям я продолжу вас знакомить с транспортом моего города. Вот, например, троллейбус, выворачивающий с кольца на сквере Кирова / ул. Свердлова (на заднем плане здание ИГУ, а еще чуть дальше с башенками - бывшее здание ВостСибУгля).

Иркутск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Иркутск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В целом аналогичной была динамика и по трамвайным вагонам, причем поразительно, но что в 2000 году, что в 2022 году общий парк троллейбусов и трамвайных вагонов был примерно одинаковым (график 3).

График 3. Динамика числа трамвайных вагонов в РФ в 2000-2022 гг.
График 3. Динамика числа трамвайных вагонов в РФ в 2000-2022 гг.

А вот и наш трамвай на спуске по ул. Декабрьских событий.

Иркутск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Иркутск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а вот по вагонам метро ситуация противоположная. Все-таки рост протяженности путей метрополитена в 1,5 раза вынуждал и расширять подвижной состав (график 4). Причем тут все адекватно - в те же 1,5 раза увеличилось число вагонов.

График 3. Динамика числа вагонов метрополитена в РФ в 2000-2022 гг.
График 3. Динамика числа вагонов метрополитена в РФ в 2000-2022 гг.

Метро у нас в Иркутске нет, поэтому давайте полюбуемся казанским:

Казань. Метро. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Казань. Метро. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот дальше я задумался. У меня есть общее число пассажиров, перевезенных в год одной единицей пассажирского транспорта, есть количество этих единиц. Какой показатель взять за основу для оценки наполняемости одной единицы. Понятно, что нужно число пассажиров поделить на количество единиц. Но это будет в год. Ну получим мы число, что на одном автобусе в год перевезено 200 тыс. пассажиров. И о чем это? Много это? Мало? В общем, после долгих размышлений по дороге домой, я решил поделить это общее число пассажиров на 1 ед. транспорта еще на 250, то есть на примерное число рабочих дней в году при пятидневной неделе. Ну должен же и автобус ТО проходить, и водители отдыхать. В общем, на какую цифру делить мне кажется не очень важно, ведь мы же будем анализировать не какую-то абсолютную цифру, а просто значение в динамике. А соответственно, если мы число 2000 года поделим на 250, а затем число 2022 года поделим на 250, то динамика останется той же.

Итак, среднее число пассажиров на 1 автобус за 1 рабочий день (из расчета 250 раб. дн. в год) в динамике выглядит вот так (график 5):

График 5. Число пассажиров перевезенных 1 автобусом в день. Составлено автором самостоятельно
График 5. Число пассажиров перевезенных 1 автобусом в день. Составлено автором самостоятельно

Сразу скажу, что динамика до 2010 года представляется мне неверной, поскольку там неверное количество транспортных единиц. Но в целом ситуация очевидна: в 2000-м году 1 автобус был заполнен примерно в 4 раза сильнее, чем в настоящее время. И это есть факт! Соответственно, если сейчас транспорт ходит забитым, то тут либо он делает меньшее количество рейсов, либо он работает меньше 250 дн. в году в расчете на 1 автобус, либо автобусы стали меньшей вместимости. на мой взгляд, скорее первое. Именно чтобы забить автобусы как можно больше.

На графике 6 аналогичная ситуация показана по троллейбусам:

График 6. Число пассажиров перевезенных 1 троллейбусом в день. Составлено автором самостоятельно
График 6. Число пассажиров перевезенных 1 троллейбусом в день. Составлено автором самостоятельно

А интересно! Оказывается в 2000-м году каждый троллейбус за день перевозил аж в 4 раза больше, чем автобус! В 2022 году тоже больше - но лишь в 1,8 раза. Ну а вообще средняя заполненность 1-й единицы сократилась аж в 7(!) раз. И тут я вспомнил сразу эти бесконечные попытки водителей троллейбусов закрыть двери в час пик. Тогда в Иркутске еще ходили машины с электродвигателями (а не пневмоприводами). И начиналось это: "Поднимитесь с нижней ступеньки!" Вжик-вжик. "Поднимитесь с нижней ступеньки! Троллейбус не поедет, пока вы не поднимитесь!". И снова - вжик-вжик.

На графике 7 представлены аналогичные данные по трамваям:

График 7. Число пассажиров перевезенных 1 вагоне трамвая в день. Составлено автором самостоятельно
График 7. Число пассажиров перевезенных 1 вагоне трамвая в день. Составлено автором самостоятельно

Итак, в 2000-м году по числу перевезенных пассажиров в день трамваи были на 2-м месте, а в 2022 году - они и вовсе лидеры среди наземного транспорта. Но и здесь падение примерно в 5 раз. Соответственно, при прочих равных условиях, ну не может сейчас транспорт быть больше забит, чем в советские годы.

Ну и, наконец, метро! График 8.

График 8. Число пассажиров перевезенных 1 вагоне метро в день. Составлено автором самостоятельно
График 8. Число пассажиров перевезенных 1 вагоне метро в день. Составлено автором самостоятельно

Ну что сказать?! В вагонах метро тоже стало дышать свободнее в соответствии со статистикой. Я не знаю, что там в Москве на Выхино, но статистика говорит вот так. Вроде особенно компания здесь что-то приукрашивать резона нет. Но еще раз подчеркну, что это при условии того, что мы считаем режим работы транспорта таким же, какой он был в 2000 году. ну а если у нас теперь транспорт ходит в два раза реже (хотя, на мой взгляд, этого конечно нет), то наполняемость вагона метро такая же, какой она была и 20 лет назад. Я ездил на метро и в Москве. и в Питере в 2023. И по моим ощущениям действительно стало свободнее.

Подводим итог! По объективным данным транспорт не может быть сейчас забит. Если он забит, то все вопросы к эффективным менеджерам предприятий, которые в погоне за прибылью сокращают количество рейсов, набивая людей в каждую единицу, как селедок в бочку. И если с автобусами я еще в это ну хоть как-то могу поверить, то с трамваями и особенно троллейбусами ну вообще никак. Это в разы хуже транспорт должен ходить сегодня, чем в 2000-м .чтобы была та же заполняемость. Ну или все-таки: "Есть ложь, есть наглая ложь, а есть - статистика" )

Забитый автобус № 55 в Иркутске. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Забитый автобус № 55 в Иркутске. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Спасибо, что читаете мой канал! До встречи!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц